PR в силовых структурах и спецслужбах.
Цель, приемы и тактики работы силовых PR. Исходя из принципа «страна нуждается в героях», PR-службы формируют и предлагают аудитории образ героя - победителя, интеллектуала, честного и принципиального. Они показывают, что ценности, которые он защищает, отвечают интересам общества. Важна также работа над типом «антигероя» и показ их противоборства. Коммуникации с общественностью профессионализировали первыми именно силовые структуры и спецслужбы, создав там соответствующие отделы.
Например, в Центре общественных связей МВД России выделяется пять подразделений, работающих в следующих направлениях: группа анализа прессы; группа по проведению брифингов, конференций, «круглых столов»; отдел по связям с масс-медиа; подразделение по связям с общественностью, работающее с политическими партиями, общественными организациями, творческими союзами, депутатами; отдел оперативного реагирования.
Особенности работы силовых PR:
· тщательный контроль над информацией, так как для силовых структур и спецслужб в целом характерна закрытость;
· активные усилия, направленные на формирование положительного имиджа спецслужб, так как значительная часть населения России, по данным социологических опросов, не ощущает себя в безопасности и относится к спецслужбам, силовым структурам и армии негативно;
· указания на то, что силовые структуры работают в кризисных ситуациях, часто с угрозой для жизни;
· указания на то, что работа силовых ведомств - мужская работа, предполагающая применение новейших научных технологий.
Для этих структур характерно особое внимание к кризисным ситуациям,разрешение которых и становится основным направлением в их работе с общественностью. Силовые структуры и спецслужбы находятся в постоянной готовности работать в нестандартных условиях, в кризисной ситуации, а поведение в кризисе формирует отношение к организации после кризиса, который в любом случае подойдет к концу. Поэтому задачей PR является разработка сценариев поведения в кризисных условиях, чтобы руководители могли действовать максимально эффективно.
Учитывая специфику функционирования силовых структур и спецслужб, не менее важной задачей является и работа с внутренней аудиторией этих структур. Тем более, что по ряду причин объективного и субъективного характера система сдерживающих норм и этических принципов в армии и на флоте начала давать серьезные сбои. В частности, Вооруженные Силы России столкнулись с исключительно опасными явлениями, которые разлагающе воздействуют на все ступени армейской структуры. Коррупция, злоупотребление властью, коммерциализация служебных отношений, взяточничество приобрели огромные масштабы. Поэтому в последнее время российская армия подверглась резкой и во многом справедливой критике. Исправление формирующегося негативного имиджа потребует больших усилий. Поэтому среди основных направлений развития военной организации страны содержатся мероприятия социально-гуманитарного характера:
· осуществление комплекса государственных мер, направленных на повышение престижа военной службы и военной профессии;
· создание и совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;
· формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;
· совершенствование и развитие системы воспитания военнослужащих вооруженных сил и других войск;
· развитие более тесного взаимодействия органов военного управления с государственными органами и общественными организациями.
Задачей PR-служб силовых структур и спецслужб является согласование интересов не только с «общественностью», но еще и со средствами массовой информации. В 1996 г. министр обороны РФ И. Родионов прямо обратился за помощью к СМИ: «Я искренне очень хочу, чтобы пресса и телевидение стали надежными союзниками армии в этот сложнейший для нее момент. Нам нужна поддержка СМИ не в виде фальшивой похвальбы или приукрашивания действительности, а в виде объективных материалов, содержащих конструктивные предложения».
В рамках Министерства обороны издается 65 военных газет, 8 журналов. В гарнизонах функционируют 160 телецентров. Однако, по оценке специалистов, на сегодня фактически утрачено «единое военное информационное поле». Перед журналистами ставится задача «выиграть "информационную войну", которую ведут против армии "некоторые средства массовой информации'').
Содержание деятельности PR-специалистов в силовых структурах и спецслужбах является очень сложной. Современные условия требуют от специалистов PR высокого профессионализма, безупречных личных качеств, хорошего образования. Они должны обладать высокой коммуникативной компетентностью и связанными с нею коммуникативными умениями.
Впервые Россия стала готовить студентов новой специальности в МГИМО. МГУ одним из первых набрал для переподготовки офицеров по программе «Специалист по связям с общественностью». PR-технологиям давно и основательно учат в спецшколах. Помимо В. Путина эту школу прошли президенты Азербайджана и Грузии Г. Алиев и Э. Шеварднадзе. Высокий авторитет Е. Примакова в стране не в последнюю очередь опирался на его информированность о секретных досье в бытность его директором российской внешней разведки. При нем был совершен ряд PR-акций по корректировке имиджа этой спецслужбы.