PR – деятельность в органах власти: задачи и специфика.
Значение PR-деятельности в сфере государственного управления было неодинаковым в разные периоды истории. В условиях командно-административной системы управление обществом было построено на основе принуждения: власть посылала аудитории нужное ей сообщение-приказ, и аудитория действовала в соответствии с тем, как этого требовала власть. Влияние власти на общество было тотальным, обратное же влияние населения на власть было незначительным.
В демократическом обществе влияние общества на власть значительно сильнее. В этих условиях эффективность внутренней политики во многом определяется тем, насколько удается государству работа по формированию нужного ему общественного мнения с помощью разнообразных PR-технологий.
С середины 1990-х гг. PR-службы в государственных органах субъектов Федерации и органах местного самоуправления развивались особенно интенсивно. Это одно из последствий наметившейся в тот период регионализации управления и государственной власти. Серия выборов губернаторов и региональных дум в 1997-1999 гг. значительно активизировала спрос на PR-специалистов в аппаратах органов власти.
В конце 1990-х гг. значительное развитие получили PR-структуры органов местного самоуправления, особенно в городах субъектов Федерации. В ряде крупных регионов наметилось противостояние губернаторов и мэров городов, являющихся центрами краев и областей. «Информационные войны», особенно в ходе выборных кампаний, содействовали накоплению опыта по управлению общественными отношениями в органах власти разных уровней.
PR-подразделения в государственных структурах не менее важны, поскольку функция управления связями с общественностью является неотъемлемым атрибутом успешной деятельности органов государственной власти. В последнее время многие администрации регионов имеют собственные службы PR. За связи с общественностью обычно отвечают пресс-центры и информационные агентства. Однако они в основном распространяют новостную, а не аналитическую информацию, что снижает эффективность формирования общественного мнения.
Развитие деятельности PR-служб при администрациях субъектов Федерации требует пересмотра сложившихся подходов к организации и управлению этими структурами. Необходима четкая разработка должностных инструкций каждого работника службы PR, создание системы обмена опытом и повышения квалификации с активным использованием психологических тренингов, деловых игр, методик PR. Имеется серьезная проблема, которая состоит в том, что руководители администраций не всегда способны четко определить задание для PR -специалиста по формированию общественного мнения на региональном уровне.
К 2003 г. управление общественными отношениями в российских органах власти сформировалось как важное и устоявшееся направление деятельности. Централизация процессов государственного управления вызвана стремлением нижестоящих уровней ориентироваться на вышестоящие. Формы работы с общественностью Президента РФ стали применять на своем уровне губернаторы, мэры крупных городов. Появились эти тенденции и внутри федеральных ведомств.
Характер и масштаб деятельности PR-служб в сфере государственного управления зависит от специфики и функций данного государственного учреждения.
По уровню управления и масштабам деятельности органы государственной власти делятся на федеральные, региональные, местные.
По характеру исполняемых функций органы государственной власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. В настоящее время наибольшее значение имеют правительственные (федеральные) PR всех трех ветвей власти. Общие принципы PR универсальны как в коммерческом, так и в государственном секторе, но одновременно имеют специфические особенности.
Сэм Блэк считает, что «отдел паблик рилейшнз в государственном учреждении решает две основные задачи: выдает систематическую информацию о политике, планах и достижениях государственного учреждения; информирует и просвещает общественность по вопросам законодательства, постановлений и другим жизненно важным вопросам, влияющим на повседневную жизнь граждан. Он также должен извещать министров и глав ведомств о существующей или возможной реакции на про водимую или предполагаемую политику».
В рамках правительственных PR можно выделить двенадцать наиболее актуальных и типичных проблем.
1. Проблема преступности всегда стоит в центре внимания, именно в этой области у граждан наибольшее число претензий к власти.
2. Выход на местную прессу. Сегодня не обращать внимания на местные издания просто нельзя, поскольку они и представляют собой основной информационный поток. По инициативе Администрации Президента РФ 22 февраля 1996 г. было открыто Агентство региональной прессы, которое призвано объединить «журналистов региональных и местных СМИ, желающих самостоятельно получать информацию о деятельности Президента и Правительства России».
3. Регулярный поток информации.
4. Властные структуры стран СНГ слабо используют в поддержку своей политики выступающих из набора так называемых неофициальных лиц.
5. Проблема координации (с точки зрения Запада, является одной из центральных).
6. Вполне актуальная для стран СНГ проблема - как выглядеть и как вести себя первому лицу в случае ухудшающейся экономической ситуации.
7. Проведение кампаний в поддержку конкретных решений.
8. Контроль и управление.
9. Принцип планирования.
10. В России полностью отсутствует «идея дня», свойственная западной атакующей манере.
11. Весьма серьезным коммуникативным событием является организация участия первого лица в различного рода церемониях.
12. Отношение к избирательным технологиям.
Для органов государственной власти связи с общественностью составляют стратегический инструмент управления, с помощью которого они создают и улучшают свою репутацию среди населения.
Общими задачами PR-служб органов государственного управления являются: обеспечение регулярной информации (PR-сообщений) о результатах деятельности органов власти, планах и решениях, а также реализация воспитательно-информационной функции, направленной на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.
Следует также подчеркнуть, что деятельность PR-служб в центральных и местных органах власти призвана способствовать развитию демократии, открытости власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий.
Достаточно заметными являются PR-службы в Администрации Президента РФ, Правительстве России, силовых структурах и спецслужбах и ряде других федеральных ведомств.
С февраля 2003 г. Российское правительство начало новую практику в сфере PR. С апреля 2003 г. чиновники всех федеральных министерств и ведомств обязаны рассказывать о себе обществу посредством Интернета. К этому их обязывает подписанное Премьер-министром Постановление Правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». До сих пор федеральные чиновники руководствовались инструкцией, которая, ссылаясь на конституционное право граждан получать информацию о деятельности государственных органов, предписывала чиновнику, в какой срок ответить на запрос. Что отвечать - каждое ведомство решало самостоятельно. Постановление Правительства определяет, какую информацию все министерства и ведомства обязаны публиковать в интернете. Перечень обязательных сведений включает данные об открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, о федеральных целевых программах, о поездках членов правительства, об их заявлениях на официальных мероприятиях, о почтовых адресах того или иного ведомства. Кроме того, законопроекты, которые готовят чиновники, должны быть обнародованы до того, как они будут переданы в Думу.