Корпоративная культура социального государства.
Провозглашение цели создания социального государства (статья 7 Конституции РФ) означает насущную потребность в новой модели объединения граждан, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих национальную конкурентоспособность, достойную жизнь и развитие человека. В данном аспекте социальное партнерство может быть эффективным только при образовании других сильных сторон трипартизма - труда и капитала, способных разделять равную социальную ответственность за социальный порядок и процветание общества. Современная противоречивая ситуация формирования корпоративной культуры в становящемся российском социальном государстве не ставит под сомнение необходимость создания полноценной системы трипартистского позитивного корпоративизма, а лишь свидетельствует о сложности ее формирования. Последний является важным ресурсом эффективного управления социально-экономическими и трудовыми процессами. Поэтому корпоративная культура обязана быть предметом пристального внимания в системе властно-управленческих структур, объединяющих в одно целое «открытое общество - социальное государство — корпорации-сообщества граждан, пользующихся правами и свободами». Вопрос заключается в том, какие условия среды, политического режима и социальные механизмы необходимо включить для формирования позитивного, демократического и трипартистского корпоративизма, укладывающегося в рыночные конкурентные отношения и логику гражданского общества?
Концептуальные различия в понимании «сильного государства»
Авторитарно-тоталитарная узурпация возможностей государства | Либерально – демократическое использование возможностей государства | |
Огосударствление общества вне рыночных отношений | Обобществление государства в условиях рыночных отношений | |
Централизация властно – управленческих структур и закрытое их функционирование | Децентрализация, разграничение властно – управленческих структур и открытое их функционирование | |
Приоритет государственных интересов и всесильного государства | Баланс государственных, корпоративных и частных интересов и контроль властно-управленческих структур снизу гражданским обществом | |
Бюрократизация аппарата государственной власти и управления | Инкорпорированность субъектов рыночных отношений в механизм принятия решений | |
Идеократия как мобилизующее основание «единого народа» | Соглашательская идеология как консолидирующее основание социального партнерства | |
Отсутствие гражданского общества и самоуправления (общественного и местного) | Наличие гражданского общества и самоуправления (общественного и местного) | |
Закрытое общество и отсутствие механизмов самоорганизации | Открытое общество и наличие механизмов самоорганизации | |
Негативный (тоталитарный) корпоративизм | Позитивный (демократический) корпоративизм | |
Активное и эффективное функционирование корпоративной культуры имеет специфические проявления в деятельности ключевых субъектов на базе консенсусных обменных процедур («переговоры - торги», «уступки - приобретения») и в рамках прав и обязанностей.
На уровне государства
Основная функция государства - обеспечить жизнь и самосохранение общества, а главная задача управление им как целым. Оно осуществляет власть - формализованный институт подчинения людей, организаций существующим законам, принуждения их на легитимных (признанных обществом) основаниях определенному поведению, используя организационную систему - государственную машину.
Государство с социально-рыночной ориентацией призвано представлять гражданам и субъектам рыночных отношений демократические права, свободы и обязанности: заниматься предпринимательством, иметь достойный уровень жизни, социальную защиту и рост благосостояния, осуществлять на правовой основе регулирование исполнения конституционных обязанностей. Государственное регулирование («видимая рука» рынка) является необходимым и достаточным условием рыночной саморегуляции («невидимая рука» рынка): экономического (коммерческого) и социального (некоммерческого) обмена, обеспечивая между субъектами рыночных отношений позитивные корпоративные взаимодействия. При этом корпоративная культура не допускает монопольного положения государства, его структур и органов власти на рынке, когда другие субъекты теряют право выбирать. Вместе с тем государственные институты формируют инструментальные ценности и своими действиями контролируют и стимулируют соблюдение ими представленных рыночным обществом прав и свобод в соответствии с законодательными нормами и гражданскими обязанностями.
Корпоративная культура социального государства обеспечивает решение двуединой задачи.
Во-первых, установление диалога между властью и предпринимательством (бизнесом) осуществляется на правовой основе, что означает верховенство закона (права) во всех сферах государственной жизни, в том числе и по отношению к государственным органам: государство, издавшее законы, не имеет права их нарушать. Оно поддерживает бизнес экономическими регуляторами рынка: налоговой, денежно-кредитной, таможенной политикой, целевым финансированием, государственными закупками, поддержанием социального порядка, национальной безопасности и других «общественных благ» (оборона, охрана общественного порядка и т. п.).
При этом правовое государство играет двоякую роль. С одной стороны, оно является одним из крупнейших предпринимателей и работодателей и действует в качестве образца, поучающего и воспитывающего частный предпринимательский дух. Оно само ведет коммерческие дела, строит хозяйственную политику и силой убеждения, экономической демократии и привилегий (инвестиционная политика, кредиты и т.п.) побуждает частных лиц к выгоде. С другой стороны, государство влияет на ход социального партнерства путем издания законов и правительственных постановлений, регулирующих социально-трудовую сферу, но без прямого вмешательства в хозяйственно-коммерческо-административную деятельность предприятий и самостоятельных профессиональных союзов.
Государство, являясь важнейшим участником трипартистского социального партнерства, выполняет медиативные (посреднические) функции[29]:
- устанавливает «правила игры» в рыночной экономике (юридическое обеспечение, нормативная база и т.п.) и воздействует на нее с целью выполнения своей социальной политики;
- осуществляет контроль за соблюдением прав, свобод и обязанностей участниками партнерских отношений через соответствующие государственные, трипартистские инфраструктуры (законодательные, правовые, налоговые, соглашательские и т. п.);
- устраняет в рамках закона (права) любые границы, мешающие бизнесу, свободной конкуренции;
- участвует в регулировании социально-экономических отношений в качестве посредника на переговорных процессах всех уровней.
Проблема заключается в том, чтобы удерживать баланс государственного «невмешательства» и «протекционизма» в экономической сфере, не допуская избыточного вмешательства, «дикого капитализма» и коррумпированности[30].
Во-вторых, создание государством благоприятных условий предпринимательству коррелирует с осуществлением его социальной политики, направленной на ликвидацию чрезмерных разрывов в жизни верхних и средних слоев общества, социальное обеспечение бедных, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека труда. Данное положение отражает, прежде всего, концепцию социально ориентированной модели государства («государства общего благоденствия»).[31] Это означает, что оно должно осуществлять сильную социальную функцию (защиту) на рыночных принципах в интересах своих граждан: налогообложение, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, помощь безработным и т. п. Проблема заключается в том, какой характер должно носить государственное социальное обеспечение: а) перераспределение денег, получаемых в результате налогообложения, в пользу больниц, школ и т. а социальных институтов; б) увеличение пособий государственного страхования и поднятие налоговых отчислений; в) сокращение услуг социального обеспечения.
Существует два принципиальных подхода к решению вопроса разрыва между богатством и бедностью. Социал-демократическая концепция предполагает, что государство несет ответственность за материальное благополучие своих граждан: люди, живущие в одном обществе, для достижения согласия должны взаимодействовать на основе социальной ответственности друг перед другом за свое существование и благополучие. Поэтому государство должно выступать как «благотворительный институт» и предоставлять помощь и пособия, чтобы обеспечить жизненный уровень — установленный минимальный стандарт проживания, черпая средства из налогов и сборов, тем самым способствовать перераспределению дохода и установлению справедливого и равного общества.
Неоконсервативнаяконцепция, появившаяся на рубеже 70-80-х годов XX в., утверждает, что государство не должно «вмешиваться» в жизнь граждан: облагать их налогами и предоставлять универсальное обеспечение всем. Оно должно поддерживать основанную на низких налогах экономику и стимулировать личную инициативу, предприимчивость в обеспечении собственных потребностей по усмотрению граждан. Таким образом, государство должно переложить ответственность на самого налогоплательщика, на его изобретательность и предприимчивость. Это позволит сократить «ненужные расходы» на государственное обеспечение, осуществляя его в избирательном порядке, только «наиболее нуждающимся».
Таким образом, социальное правовое государство как обязательный институт корпоративного трипартизма обслуживает и защищает интересы личности и общества, обеспечивая права и свободы капиталу и труду.
На уровне капитала
Возникновение и развитие капиталистического (предпринимательского) духа имеет общие черты в истории всех индустриально-капиталистических стран[32]. Во-первых, предприниматель действует на поле с четырьмя основными элементами: спрос, предложение, цена, конкуренция. Во-вторых, это стремление к достижению коммерческого успеха (цели) — прибыли, которая с помощью эффективных организаций и управления предприятием (делом) должна постоянно расти. В-третьих, достижение цели связано со способностью выживать в конкурентной среде, то есть умением производить все большие количества качественных товаров и услуг по доступным (дешевым) для потребителя ценам
Представители бизнеса — промышленники, предприниматели, собственники, работодатели, управляющие капиталом — это люди, организующие производственно-хозяйственную, торговую, финансовую и т. п. деятельность, идя сознательно на риск (средства, время, труд, репутация и т.д.), где успех и прибыль не гарантированны. Благодаря своему духу, знаниям, способностям, энергии и опыту хозяйствующие субъекты создают новшества, средства для производства благ, предприятия и т. п., организуют процесс производства и тем самым создают социально-экономические условия существования людей. В силу этого представители капитала являются активной, движущей силой и посредником, соединяющим воедино все ресурсы (материальные, финансовые, технологические, людские и др.) для осуществления выгодного и прибыльного дела. Развитие малого и среднего бизнеса количественно и качественно расширяет границы предпринимательской деятельности граждан.
Капиталистический хозяйственный человек руководствуется выгодой при принятии управленческих решений, энергично, творчески и расчетливо их реализует, допуская обоснованный риск в пределах организационно-правовой ответственности. При этом создается противоречивая ситуация. С одной стороны, предприниматели стремятся в достижении цели освободиться от всякой «связанности» со стороны государства и труда (наемных работников). Но кристаллизация узкоэкономических интересов обусловливает тот факт, что представители капитала (предприниматели, собственники, работодатели) не всегда заботятся об общих социальных выгодах последних. С другой стороны, данная ситуация несет в себе возможность превращения капитала, труда и государства в противников, инициируя «борьбу всех против всех». Однако в такой агрессивной социальной среде усиливается вероятность нежелательных для бизнеса угроз, последствий и размеров вызываемых ими потерь, социальных конфликтов.
Все это обусловливает приоритет в организации бизнеса принципа «соучастия» государства и труда, заключающего в себе целенаправленное стремление исключить у социальных партнеров возможные подозрения о том, что их игнорируют, не принимают во внимание общественные интересы и заботы, потребности людей-работников. Обращение к механизмам социального партнерства - лучший способ прийти к взаимовыгодному соглашению сторон в решении общих социальных задач, не уступая в принципиальных для них вопросах. В результате создается позитивная социальная среда, социальный порядок как предварительное и обязательное условие для успешного бизнеса, устойчивого роста капитала и процветания общества.
Таким образом, цивилизованная предпринимательская деятельность движет и развивает рыночную экономику. При этом представители капитала вступают с государством и людьми-работниками, их группами, объединениями в корпоративные взаимодействия, что влияет на методы управления, производства и экономические отношения — конфликтные или сотрудничества. В этом качестве представители капитала выступают необходимой стороной трипартизма. В свою очередь, для выражения и защиты своих интересов предприниматели всех уровней создают различного рода ассоциации, объединения, соглашения. Успех данной деятельности определяется правильным осуществлением самими предпринимателями прав (гарантии) и обязанностей (ответственность) при ведении дела, закрепленных законами о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Вместе с тем корпоративное взаимодействие предпринимателей, работодателей с наемными работниками обусловливает заботу о качестве персонала и его отношении к труду. Это, в частности, проявляется в новом подходе развивающего управления персоналом, опирающемся на принцип, что неполное использование его потенциала - это упущенная выгода, а отсутствие партнерского отношения к работникам — путь к прямому ущербу. Отсюда в управлении персоналом имеют место следующие блоки:
- кадровая политика - отбор ведущих руководителей (топ-менеджеров) на основе «merit system» - конкурсный отбор специалистов на основе их профессиональных способностей;
- группы качества - сети коллег-работников для регулярного обсуждения рабочих проблем (качество продукции, жизни на рабочем месте и т. п.) и поиска путей их решения (философия стиля менеджмента «снизу вверх»);
- административно-правовая защита персонала от произвола и несправедливости начальства;
- контроль (аудит) за реализацией возможностей работников сообществ (их права помимо иерархической лестницы) о незаконных (расточительных) действиях должностных лиц;
- социальная защита и льготы своим работникам;
- развитие человеческих ресурсов;
- проекты корпоративной культуры.
Подобная политика предпринимательства в системе социального партнерства направлена на примирение участвующих в нем функциональных интересов сторон, консолидацию их усилий в социально-экономическом процветании организаций и граждан в условиях частной собственности и рыночных отношений.
3. На уровне труда
Труд — это сознательная целенаправленная деятельность человека, воздействующего в производственно-хозяйственной сфере средствами труда на предмет труда для создания материальных и духовных благ — товаров и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности. При этом «человек работающий» является основой производственного процесса и жизнедеятельности хозяйственной организации. Статус наемного ставит работника под опеку и защиту закона и самой организации. Именно она нанимает и увольняет работников, обеспечивает карьеру, сообразуясь со своими целями. В то же время статус наемного работника не позволяет использовать его в качестве рабочей силы сверх меры и по произволу: его не могут уволить без достаточных на то оснований. Наемный работник заключает контракт и наделяется определенными правами и обязанностями. За свой труд он получает заработную плату (жалованье), зависящую от различных тарифов, условий оплаты (нормирования) труда, контрактов и т. п., невыполнение (нарушение) которых может вызывать конфликтные отношения с работодателями.
В условиях становления постиндустриального общества завершился парадигмальный поворот к пониманию наемных людей-работников как «человеческого капитала» - социально-экономической формы выражения трудовых способностей, производственных знаний и навыков, статусно-ролевых качеств, мотиваций и т. п., включенных в социально ориентированную экономику и выступающих основным условием производительности труда и производства, роста прибыли, процветания организации и решения социальных программ[33]. Его носителем является «человеческий ресурс» — персонал в организациях, выступающий как их главное достояние и основа успеха производственно-хозяйственной деятельности[34]. Данный ресурс на фоне высокой вооруженности производства материальными, технологическими, информационными и иными ресурсами выступает в качестве решающего и неисчерпаемого человеческого фактора, не имеющего границ (человеческая мысль, знания, творчество, мотивированность, корпоративный дух, эффект команды и т.п.) в получении производственно-хозяйственных результатов. От потенциала человеческого капитала, качества человеческого ресурса прямо зависит решение проблемы количества, качества труда и его результатов, клиентоориентированности и конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания[35].
Отношения с капиталом. Со стороны труда это отклик на эффективное управление персоналом, мобилизация потенциала человеческого ресурса, стабилизация трудовых отношений на основе сотрудничества, предусматривающего различные формы соучастия, инкорпорированности наемных работников и их объединений, союзов, ассоциаций в управленческие решения по социально-экономическим вопросам. Потребность в работниках высокой квалификации требует от предпринимателей (управляющих) создания качественно новой системы:
а) адекватной оценки трудовой деятельности и вознаграждения ее результатов, обеспечивающих имущественно-доходную компоненту формирования среднего класса;
б) социальной заботы, предусматривающей обучение и подготовку работников, гарантии занятости, социальную защиту на рабочем месте и социально ответственное поведение бизнеса.
Современные корпорации-сообщества являются одним из главных социальных институтов организации жизни людей. Они становятся «государством в государстве», вырабатывая собственную философию и идеологию, формируя корпоративный дух работников на системе внутрикорпоративных идей, ценностей, мотивов, стремлений и ожиданий, скрепляющих их в органическое целое и задающих преданность и приверженность. В данных корпорациях реализуется идея партисипативной демократии — «демократии участия», расширяющей права наемных работников и их участие в принятии управленческих решений. Подобное отношение к человеческому ресурсу способно вызвать в качестве ответной реакции людей-работников:
1) добровольную идентификацию с организацией, принятие ее ценностей;
2) раскрытие творческого потенциала на рабочем месте;
3) мобилизацию человеческого капитала для получения более высокой прибыли;
4) организационное поведение, соответствующее положительному корпоративному имиджу в рамках корпоративной культуры.
Таким образом, в современных корпорациях-сообществах наемные работники не просто зарабатывают на жизнь, но и получают демократический стиль взаимоотношений, социальную защиту, самоутверждение, завязывают общественные связи
Представители труда обладают правомерностью в спорных вопросах на защиту своих социально-экономических интересов и прав легальными формами, способами и средствами, вплоть до забастовки. В рамках социального партнерства спорные вопросы по тарифам, уровню заработной платы, норм занятости, условий труда и т. п. решаются через механизмы трипартизма (бипартизма), а достигнутые соглашения принимают законодательную форму. Подобного рода конструктивное сотрудничество делает объединения (профсоюзы) работников ответственными за нахождение компромиссов, а подчас и за принятие болезненных решений[36]. Труд и капитал (менеджмент) в российском обществе должны начать считать интересы (выгоды) друг друга законными и стать партнерами в процессе развития конкурентоспособной производственной организации и социальной рыночной экономики в целом. Отсюда вытекает необходимость адекватного взаимодействия труда и капитала, наемных работников и собственников, предпринимателей, способного стабилизировать трудовые отношения в социальной рыночной экономике и снизить (предотвратить) перерастание противоречий между ними в острые социальные конфликты.
Отношение к государству. Социальное государство — это тоже корпорация различных институтов, которые через систему государственных служащих («корпорация социальных менеджеров») управляют жизнедеятельностью общества, общественными отношениями: правительства разных уровней, образование, здравоохранение, культура, силовые структуры и т. д. Главное демократическое требование к их деятельности -прозрачность, гласность и отчетность перед общественностью. Данным требованиям способны соответствовать квалифицированные и преданные общественным интересам государственные чиновники и служащие.
Люди труда - это граждане социального государства, в котором протекает их повседневная жизнь. От уровня доверия с их стороны к государству и его институтам, использующим рычаги стимулирования и принуждения, зависит успех в достижении социального эффекта. Это обусловливает необходимость их активных, взаимовыгодных взаимодействий и взаимоотношений. На этом фоне в современном демократическом мире имеет место проблема отношения прямой и партисипативной — участвующей демократии, дающей гражданам возможность реального участия в принятии решений, затрагивающих их жизнь, и поддержания «качеств жизни», связанных с уровнями (стандартами) душевого дохода, жилья, возраста, пенсий, образования, здравоохранения, прироста населения и т. п. Демократия участия — это подход к решению социальных проблем «снизу вверх» в рамках политики децентрализации власти, когда эти решения переносятся на местный уровень при конкретных обстоятельствах. Ее реализация связана с развитием местного и общественного самоуправления как основы гражданского общества.
Разнообразные местные группы в рамках «самопомощи» проявляют инициативы, берут на себя власть и ответственность решать многие вопросы повседневной жизни: перевозка жителей, ремонт и благоустройство улиц, обеспечение населения нормальной водой, борьба с преступностью, организация хосписов, сбора мусора и т. д. Тем самым демократия участия формирует демократическую систему», которая сама создает (саморазвитие) сильное и жизнеспособное общество.
Тема 5. Коммуникационно-информационные основы общественных отношений. Коммуникационные основы управления общественными отношениями.