Общая информация об учебной дисциплине

Министерство образования и науки ДНР

Донбасская юридическая академия

Международно-правовой факультет

Кафедра теории и истории государства и права

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

Донецк – 2016

Министерство образования и науки ДНР

Донбасская юридическая академия

Международно-правовой факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Рабочая программа дисциплины

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

Для направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавриат», заочной формы обучения.

Автор (авторы) программы: Заведующий кафедрой ТИГП П.И. Павленко

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права от 07 сентября 2015 года протокол № 1

Заведующий кафедрой ТИГП П.И. Павленко

«__»_______2016 года

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии международно-правового факультета от «__»_________2016 года протокол №__

Секретарь учебно-методической комиссии факультета Е.Д. Пшеничная

«__»_______2016 года

Утверждена: Проректор академии по учебно-методической

работе и методическим инновациям В.П. Бешенёв

«___»_____________2016 года

Донецк – 2016

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

1.1. Область применения, нормативные ссылки. История политических и правовых учений является историко-правовой наукой и учебной дисциплиной. Как юридическая наука история политических и правовых учений является одной из важных правовых дисциплин. В таком качестве она охватывает развитие человеческой мысли во всех аспектах эволюции учений о государстве и праве разных народов мира и позволяет выявить процесс познания человечеством природы государства и права, их сущности и содержания, сформулировать их основные принципы и функции, определить наиболее рациональную форму государства, государственный механизм, правовую политику и т.д. в конкретные исторические отрезки времени. История политических и правовых учений изучает государственно-политические и правовые учения и органически стыкуется с философией права, историей и теорией государства и права. Таким образом, она занимается не только доктринальным обоснованием ушедших государственности и права различных народов, но и существующими в настоящее время доктринами о сущности, содержании и путях построения современной правовой государственности.

Рабочая программа учебной дисциплины представляет собой методический комплекс, обеспечивающий учебный процесс по курсу «История политических и правовых учений». Программа предназначена для студентов заочной формы обучения и может быть использована для решения теоретических вопросов, как на семинарских занятиях, так и для самоподготовки при выполнении домашних заданий, а также при самостоятельной работе для самоконтроля. Кроме того, она может помочь при приёме зачёта для проверки знаний, полученных студентами в процессе обучения.

Настоящая рабочая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для ведущих данную дисциплину преподавателей и студентов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», обучающихся по программе подготовки «бакалавриат», очной формы обучения и изучающих дисциплину «История политических и правовых учений».

Рабочая программа разработана в соответствии с: Законом ДНР «Об образовании» от 19 июня 2015 года; Приказом МОН ДНР № 412 от 20 августа 2015 года; «Положением об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утвержденным приказом МОН № 380 от 7 августа 2015 года; Образовательным стандартом; «Положением об организации учебного процесса в Донбасской юридической академии».

1.2. Цели и место в учебном процессе учебной дисциплины «История политических и правовых учений».

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о зарождении и развитии учений о государстве и праве и о закономерности отражения проблем государства и права в теоретической мысли.

Задачи учебной дисциплины: изучение политико-правовых концепций разных стран мира, философских направлений и правовых школ, начиная с их возникновения и до современного периода, анализ взаимосвязи политико-правовой мысли с историческими условиями различных стран; отражение этих процессов в общественном правопонимании; установление критических и целевых оснований каждого учения о государстве и праве; изучение методологических основ разнообразных учений и их наследственности; анализ теоретического содержания политико-правовых учений.

Место в учебном процессе. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности 40.03.01 «Юриспруденция».

Для освоения дисциплины студенты, курсанты используют знания, умения и видыдеятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Основы правоведения», «История государства и права», «Теория государства и права».

В процессе изучения истории политических и правовых учений устанавливаются междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как: «Философия», «Политология», «Теория государства и права», «История государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное право».

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:предмет, задачи, методы и функции истории политических и правовых учений; условия формирования и развития государственно-правовых учений; особенности становления политико-правовых учений древнего мира; формирование государственно-правовых учений в период феодализма и зарождения капитализма; особенности политико-правовых учений периода Просвещения во Франции и США; традиции развития государственно-правовых учений в России; основные этапы и особенности развития политико-правовых учений в Западной Европе и США в период XIX-ХХ вв.

уметь: анализировать исторические факты, события, процессы; выявлять причинно-следственные связи в государственно-творческих и законодательном процессах; пользоваться понятийным аппаратом историко-философской дисциплины; проводить аналогию, давать сравнительные характеристики политико-правовым явлениям; определять влияние традиций определенных государств на развитие государственно-правовой мысли.

владеть:навыками сравнительного исследования памятников права, реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов по проблематике курса.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

– способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

– владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладание культурой поведения, готовности к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе (ОК-5);

– нетерпимость в отношении к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

– способность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

– способность к анализу социально значимых проблем и процессов (ОК-9);

– способность к участию в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

– способность к осуществлению профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способность к обеспечению соблюдения законодательства субъектами права (ПК-3);

– способность к принятию решения и совершению юридических действий в точном соответствии с законом (ПК-4);

– способность к применению нормативных правовых актов, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

– готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

– способность к уважению чести и достоинства личности, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ПК-9);

– способность к толкованию различных правовых актов (ПК-15);

– способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

1.4. Организация и технология обучения. Образовательные технологии. Отдельные виды образовательных технологий, используемых при ре­ализации программы дисциплины «История политических и правовых учений», опре­деляются в зависимости от конкретных форм обучения: обучение при непосредственном взаимодействии студентов и курсантов с преподавателем; самосто­ятельная работа.

1.Дифференциация образовательных методов:

· информационные технологии обучение в электронной образовательной среде, расширение доступа к образовательным ресурсам, под­готовка презентаций учебного материала для совместного обсуждения;

· дистанционные технологии – размещение электронных материалов для подготовки к лекциям и семинарским занятиям, результатов работ в малых группах, презентаций, подготовленных студентами, увеличение контактного взаимодействия с преподавателем и объективного контроля и мониторинга знаний студентов путем применения средств электронной коммуникации;

· дифференциация лекционных и семинарских занятий

· проведение текущих консультацийи консультаций перед экзаменом (зачетом).

2. Работа в студенческой группе:

· работа в команде (малой группе) – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Используется при работе в аудитории или при проведении исследования на заданную темы вне аудитории;

· интеллектуальная разминка – активизация учебной деятельности студентов (как правило, в начале практического занятия) с выяснением степени усвоения учебного материала на уровне знания;

· дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса в рамках изучаемого контекста учебного материала. Формирует у студентов навы­ки аргументированного и организованного ведения спора, так как каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, должна аргументировать свою позицию;

· разрешение проблем – учебные задания, которые требуют от сту­дентов умения мыслить, творчески усваивать знания и развивать навыки их практического применения. Предполагает совместное последователь­ное движение студенческой аудитории к выстраиванию пути или путей разрешения возникшей проблемы;

· творческие задания – учебные задания, которые требуют от сту­дентов не простого воспроизводства информации, а сообразительности и творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к решению;

· обучение на основе опыта – активизация познавательной деятель­ности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения;

· обучающая игра – ролевая имитация студентами реальной про­фессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах;

3. Самостоятельная работа:

· проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоя­тельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;

· контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

· индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

Способы проверки результатов обучения.

Формы контроля результатов обучения по «Истории политических и правовых учений» можно разделить на два типа: «машинный» и «безмашинный».

Среди безмашинных средств проверки наиболее распространены в практике работы кафедры устный опрос студентов, доклад, самостоятельная и контрольная работы.

Устный опрос.Контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

· выяснения готовности группы к изучению нового материала;

· определения сформированности понятий;

· проверки домашних заданий;

· поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии;

· при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом занятии. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно используется коллективная работа группы, наиболее действенными приемами которой являются:

· обращение с вопросом ко всей группе;

· конструирование ответа;

· рецензирование ответа;

· оценка ответа и ее обоснование;

· постановка вопросов студенту самими учащимися;

· взаимопроверка;

· самопроверка.

Письменный контроль.Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, рефератов.

Зачет.Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым студентом. Перед началом изучения материала студенты знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений студентов.

Самостоятельная работа.Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи преподавателя.

Контрольная работа.Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Наши рекомендации