Управление общественными связями

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОПМЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Управление общественными связями

Разработчики УМКД: Ажинова Е.Ф., Рождественская И.А.

Москва, 2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой разработчика УМКД / /

Протокол заседания кафедры № от «»20 11 г.

Начальник Учебно-методического управления / Киселева Н.Е. /

Рецензенты:

Заместитель директора Института региональных экономических исследований, д.э.н., проф., академик РАЕН

Магомедов Ш.М.

Профессор кафедры антикризисного, государственного и муниципального управления, д.э.н.

Попадюк Н.К.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

УТВЕРЖДАЮ

проректор по УМР

И.И. Бабленкова

«» «» 20г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» .

Профиль подготовки « », « »

Квалификация (степень) выпускника бакалавр .

Форма обучения очная

Москва, 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Управление общественными отношениями» является подготовка бакалавра к эффективному использованию в управленческой деятельности методов и механизмов гармонизации общественных отношений в динамичной конкурентной социальной среде, внедрения социокультурных новаций в практику социального менеджмента, развитию у студента навыков подготовки проектов создания и функционирования службы по связям с общественностью в организации или учреждении любого профиля.

Задачи изучения дисциплины:

- наработка умений консультировать руководство по общим вопросам развития организации, в том числе по вопросам стратегии организации, процедур и акций реализации этой стратегии, путём информирования групп внутренней и внешней общественности о политике руководства организации.

- уметь интерпретировать управленческие решения высшего руководства для внутренней общественности организации, координировать активность всех внешних учреждений, собирать информацию об организации, составлять и распределять бюджет, предусмотренный в управлении общественными отношениями.

- уметь выполнять работу по изучению общественного мнения, отношений и ожиданий общественности, готовить методические и информационные материалы для посторонних участников делового процесса.

- исследовать тенденции, возможные последствия конфликтов и разногласий, заранее предупреждать их, содействуя развитию взаимоуважения и социальной ответственности сторон.

- уметь поддерживать связи с конкурентами, дилерами, рекламировать и продвигать товар на рынок.

- уметь заботиться о формировании благожелательных отношений между людьми, защищать человеческое достоинство.

- знать, как общаться с помощью средств массовой информации и других каналов, используя рекламу, паблисити, и как налаживать двусторонний поток надёжной информации.

- дать фундаментальные знания студентам о функциях и принципах PR, технологиях взаимодействия с различными контактными аудиториями, об этапах подготовки и проведения PR-кампании, принципах и моделях создания PR-служб в организациях, правовых основах PR-деятельности.

- развить умения и навыки подготовки организационных документов для создания PR-службы, подготовки проекта PR-кампании, управления деятельностью по связям с общественностью.

- освоить основные функции и методы работы служб по связям с общественностью и реализация их в государственном и муниципальном управлении.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Управление общественными отношениями» относиться к профессиональному циклу (Б.3) вариативной части. Дисциплина обеспечивает взаимосвязь гуманитарного, социального и экономического цикла с профессиональным, с помощью использования методов и механизмов управления общественными связями для повышения эффективности принимаемых решений в системе государственного и муниципального управления.

Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины:

1. Отечественная история;

2. Философия;

3. Основы права;

4. Информационные технологии в управлении;

5. Теория организации;

6. Социология;

7. Политология.

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса:

1. Государственное регулирование экономики;

2. Основы маркетинга;

3. Методы принятия управленческих решений.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Управление общественными отношениями» направлен на формирование следующих компетенций:

· знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

· понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

· способность и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

· владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

· умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решения на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

· способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

· способностью использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);

· имением готовить информационно методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

· способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК- 20);

· способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

· умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов власти (ПК-28);

· способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

· умением находить основы для сотрудничества с другими органами власти, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

· способностью представлять интересы и официальную информацию органа власти, государственной и муниципальной организации, учреждения при взаимодействии с иными органами власти и органами местного самоуправления, организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами (ПК-32).

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

· основной понятий аппарат общего и терминологического характера, основные закономерности формирования общественного мнения (З-1);

· правовые основы и нормативные источники, регламентирующие взаимодействия с внешними организациями, учреждениями, гражданами (З-2);

· современные социальные политические, экономические закономерности и тенденции ( З-3);

· основы теории мотивации при решении управленческих задач (З-4);

· фундаментальные научные положения о функциях и принципах PR (З-5);

· современные организационные модели и технологии взаимодействия с различными контактными аудиториями (З-6);

· основные принципы, модели и схемы создания PR-служб в организациях, основные этапы подготовки и проведения PR-кампании (З-7);

· современные тенденции и приоритетные направления развития PR-деятельности (З-8);

· современные информационно-коммуникационные технологии (З-9).

Уметь:

· использовать специализированную литературу и нормативные источники для получения необходимой информации (У-1);

· консультировать руководство по общим вопросам развития организации, в том числе по вопросам стратегии организации, процедур и акций реализации этой стратегии, (У-2);

· информировать группы внутренней и внешней общественности о политике руководства организации. (У-3);

· интерпретировать управленческие решения высшего руководства для внутренней общественности организации (У-4);

· собирать, обобщать, критически оценивать информацию об организации (У-5);

· выполнять работу по изучению общественного мнения, отношений и ожиданий общественности (У-6);

· готовить методические и информационные материалы для посторонних участников делового процесса. (У-7);

· исследовать тенденции, возможные последствия конфликтов и разногласий, (У-8);

· заранее предупреждать конфликты и разногласия внутри и вне организации, содействуя развитию взаимоуважения и социальной ответственности всех сторон (У-9);

· участвовать в организации внутренних коммуникаций, поддерживать связи с конкурентами, дилерами (У-10);

· формировать благожелательные отношения между людьми, защищать человеческое достоинство (У-11);

· организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур (У-12).

· организовывать коммуникационные кампании и мероприятия в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления (У-13).

Владеть:

· нормативно-правовой базой в области поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (Н-1);

· методами и инструментарием социального проектирования (Н-2);

· базовыми технологиями управления деятельностью по связям с общественностью (Н-3);

· технологиями общения с помощью средств массовой информации и других каналов, используя рекламу, паблисити (Н-4);

· методами сбора и классификационно-методической обработки информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях (Н-5);

· навыками подготовки организационных документов для создания PR-службы (Н-6);

· методами и процедурами подготовки, реализации и оценки эффективности проектов PR-кампании (Н-7);

· методами работы служб по связям с общественностью и реализации их в государственном и муниципальном управлении (Н-8);

· способами координации деятельности внешних контактов и связей учреждений (Н-9);

· подготовка информационно-методических материалов в связи с отдельными вопросами формирования и развития общественных связей организации (Н-10);

· технологиями составления и использования бюджета организации на PR – кампании (Н-11).

Компетенции Знания Умения Навыки
ОК-2 З-1 З-2   У-13 У-9 Н-1 Н-2
ОК-5 З-2 З-3   У-1 У-5   Н-1 Н-2 Н-8
ОК – 6 З-2 З-4   У-6 У-11   Н-3 Н-4    
ОК-8 З-2 З-6 У-5 У-7 Н-5 Н-10
ОК-14 З-1 З-6   У-4 У-5 У-8   Н-4 Н-8  
ПК – 11 З-4 З-5   У-3 У-9 У-11 У-13 Н-3 Н-5 Н-9
ПК – 18 З-2 З-3 З-4   У-4 У-7 У-13 Н-5 Н-8 Н-10  
ПК – 20 З-1 З-3 У-5 У-6 У-8 Н-1 Н-5 Н-10  
ПК – 26 З-2 З-6 З-9   У-6 У-7 У-10     Н-4 Н-7 Н-9    
ПК – 28 З-2 З-5 З-7   У-2 У-10 У-13 У- Н-6 Н-8 Н-9 Н-11
ПК – 29 З-2 З-6 З-8   У-4 У-9 У-10 У-11 Н-4 Н-7 Н-8 Н-9  
ПК – 31 З-4 З-6 З-9 У-7 У-8 У-14   Н-3 Н-8 Н- 9  
ПК – 32 З-2 З-7 З-8 У-3 У-7 У-12 У-13 Н-1 Н-8 Н-10

4. структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Управление общественными отношениями» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов учебного времени, из них на аудиторные занятия – 34 часа, из которых 16часов составляют лекции, 18 часов – семинары, на самостоятельное изучение дисциплины отводится 74 часа. Дисциплина преподается на 3 курсе в 6 семестре. Форма итогового контроля – зачет.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Название тем Аудитор. занятия Компетенции Знания Умения Навыки
Лекции Семинары
Тема 1. Введение в управление общественными отношениями. Общественные отношения: природа, предназначение и проблема управления   ОК-2 З-1 З-2 З-3 У-1 У-8 Н-1
Тема 2. Социальный обмен как тип взаимодействия в общественных отношениях ОК-5 ОК-6   З-1 З-2 З-3 З-6   У-2 У-3 У-5 У-6   Н- Н- Н- -
Тема 3. Социальное партнерство в общественных отношениях OK-5 ОК-6 ПК –11 ПК-20 З-2 З-3 З-4 З-6   У-5 У-6 У-8 У-9 У-11   Н- Н- Н- Н- Н- Н-
Тема 4.Корпоративная культура в системе общественных отношений     ОК-2 ОК –5 ПК –11 ПК-26 ПК-29 З-2 З-4 З-5 З-6   У-3 У-4 У-7 У-10 У-11 У-12   Н- Н- Н- Н- Н- Н- Н- Н- Н-10 Н-11
Тема 5. Коммуникационно-информационные основы общественных отношений. Коммуникационные основы управления общественными отношениями.     ОК-8 ОК –14 ПК –26 ПК-29 З-4 З-6 З-9 У-5 У-6 У-10 У-13 Н-4 Н-6 Н-7 Н-9 Н-10
Тема 6. Идеологический фактор управления общественными отношениями. Идеология как ценностно-смысловая конструкция общественного жизнеустройства.     ОК-2 ОК –5 ПК –20 ПК-28 ПК-31 ПК-32 З-1 З-2 З-3 З-6   У-2 У-3 У-4 У-7 У-9 У-11 У-12   Н-3 Н-4 Н-5 Н-6 Н-7 Н-8 Н-9 Н-10
Тема 7. Паблик рилейшнз (PR)- новая философия управления общественными отношениями.     ПК-11 ПК-26 З-1 З-5 З-8   У-1 У-4 У-6 У-7 Н-2 Н-3 Н-5 Н-10 Н-11 Н-13
Тема 8.Основные организационные формы и мероприятия PR     ПК-11 ПК-28 ПК-29   З-2 З-4 З-6 З-7   У-5 У-6 У-10 У-12 У-13 Н-2 Н-3 Н-5 Н-10 Н-11 Н-13
Тема 9.PR и средства массовой информации     ПК-26 ПК-28 Пк-31 З-2 З-5 З-6 З-9   У-3 У-5 У-6 У-7 У-13 Н-2 Н-3 Н-5 Н-10 Н-11 Н-13
Тема 10. PR и органы государственного управления       ПК-18 ПК-28 ПК-32 З-1 З-2 З-6 З-7   У-2 У-4 У-9 У-12 У-13 Н-2 Н-3 Н-5 Н-10 Н-11
Тема 11. Управление общественными отношениями в политике     ОК-6 ПК-31 ПК-32 З-1 З-2 З-8   У-3 У-6 У-8 У-11 Н-2 Н-3 Н-5 Н-10 Н-11
Тема 12. PR в бизнесе     ОК-2 ПК-26 ПК-28 ПК –31 З-2 З-4 З-6 З-9   У-3 У-7 У-8 У-9 У-10 У-12   Н-2 Н-3 Н-5 Н-6 Н-7 Н-13
Тема 13.Информационная политика РФ и PR: тенденции и проблемы     ОК-14 ПК-20 ПК-26 З-2 З-3 З-8 У-6 У-8 У-12 Н-1 Н-7 Н-12
ИТОГО        
                 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Природа и проявления общественных отношений.

2. Проблема сегментации общественности.

3. Проблема управления общественными отношениями.

4. Социальное поведение как обмен деятельностью.

5. Основные принципы социального обмена.

6. Принципы регулирования обменных сделок.

7. Проблема социального обмена во властных отношениях.

8. Социальное партнерство как вид общественных отношений.

9. Социальное государство в системе социального партнерства.

10. Трипартистский механизм социального партнерства.

11.Корпоративизм как основа корпоративных отношений.

12. Разновидности корпоративизма.

13. Корпоративная культура как фактор формирования корпоративных отношений.

14. Корпоративная культура социального государства.

15. Внутренние и внешние коммуникации.

16. Основы массовой коммуникации.

17. Цели коммуникации с точки зрения общества.

18. Цели коммуникации с точки зрения индивида.

19. Коммуникационный менеджмент.

20. Интегративные маркетинговые коммуникации (ИМК — IMC).

21. Управление фазами коммуникативного процесса.

22. Идеология как ценностно-смысловая конструкция общественного жизнеустройства.

23. Проблема идеологии и науки.

24. Проблема деидеологизации и реидеологизации.

25. Технология идеологического процесса.

26. Основные понятия и объект PR— общество.

27. PR и проблемы управления общественным мнением.

28. Информационные процессы в обществе и управление ими.

29. PR в ряду других дисциплин. PR как профессия.

30. Этапы становления и тенденции в развитии PR.

31. Планирование и проведение PR-кампании.

32. Приемы работы в области PR.

33. Организационные мероприятия PR.

34. Деятельность PR-служб в кризисных ситуациях.

35. Использование СМИ в системе управления общественными отношениями.

36. PR и пресса: основы взаимоотношений.

37. PR и использование новейших СМИ.

38. PR, свобода слова и владельцы СМИ.

39. PR — деятельность в органах власти: задачи и специфика.

40. Особые технологии, применяемые PR-службами в органах власти.

41. Государственные PR-кампании.

42. PR в силовых структурах и спецслужбах.

43. PR в органах местного самоуправления.

44. PR и отношения с общественными организациями, политическими партиями.

45. PR-службы как элемент политической системы общества.

46. PR-службы в выборных кампаниях.

47. Особенности предвыборных PR-технологий.

48. Оценка эффективности предвыборных действий.

49. Специфика и задачи PR-служб в бизнесе.

50. Особенности PR-технологий в бизнесе.

51. Российский опыт и особенности развития PR.

52. Право общества на получение информации и деятельность PR-служб.

53. Защита информации и PR.

54. Итоги и перспективы развития практики PR в России.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. — 368 с.

2. Управление общественными отношениями: Учебник: издание 2-ое, переработанное и дополненное. Под общей редакцией доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации. В.С. Комаровского М.: Издательство РАГС, 2009. - 352 с.

3. Управление общественными отношениями: Учебное пособие: Ю.К. Федулов, Н.О. Воскресенская; под редакцией Ю.К. Федулова.- М.: Вузовский учебник, 2008.- 153 с.

4. Управление общественными отношениями: Учебник: издание 2-ое, переработанное и дополненное. Под общей редакцией Комаровский В.С..: Издательство РАГС, 2005. - 225 с.

Дополнительная литература

1. Аги У. и др. Самое главное в ПР: Пер. с англ. СПб., 2004. Алешина И.В.

2. Андреев С.Л., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга: Учебник. М., 2000.

3. Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? // Социс. 2001. № 5.

4. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и ПР. М.: Фаир-Пресс, 2004.

5. Волков Ю.Г, Социология. Ростов-н/Д., 2004.

6. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарное знание. 2000. № 2.

7. Достанко П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории: и практики управления. 2001. № 4.

8. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004. Гл. 4.

9. Зинченко Г.П., Сологуб A.M. Управление человеческими ресурсами. Ростов-н/Д, 2005

10. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

11. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

12. Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. — 368 с.

13. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2004.

14. Кравченко AM. Социология. М., 2000. Гл. 8.

15. Королъко В.Т. Основы паблик рилейшнз. М.; Киев, 2000. Гл. 4.

16. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Ваклер, 2000.

17. Коуман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

18. Михаев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М., 2001.

19. Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития // Социально-гуманитарное знание. 2002. № 5.

20. Пашинцев Е.В. Природа социальных отношений и социологический вектор мирового развития // Социально-гуманитарное знание. 2002. № 5.

21. «Паблик рилейшнз» в государственном управлении (зарубежный опыт) //Политическая социология / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

22. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 2004.

23. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Ваклер, 2000.

24. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

25. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В.Е. Комаровского. М., 2001.

26. Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. М., 2003.

27. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.

28. Уткин Э.А. и др. Паблик рилейшнз. М.: ТЕИС, 2001.

29. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб., 2003.

30. Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс: Пер. с англ. СПб., 2003.

31. Федотова JI.JI. Социология массовой коммуникации. СПб., 2003.

32. Хмелоу Ф. Практическое руководство по паблик рилейшнз: Пер. с англ. СПб., 2003.

33. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2003.

34. Чураков. Анализ социальных сетей //Социс. 2002.№ 1.

КУРС ЛЕКЦИЙ

На уровне государства

Основная функция государства - обеспечить жизнь и самосохранение общества, а главная задача управление им как целым. Оно осуществляет власть - формализованный институт подчинения людей, организаций существующим законам, принуждения их на легитимных (признанных обществом) основаниях определенному поведению, используя организационную систему - государственную машину.

Государство с социально-рыночной ориентацией призвано представлять гражданам и субъектам рыночных отношений демократические права, свободы и обязанности: заниматься предпринимательством, иметь достойный уровень жизни, социальную защиту и рост благосостояния, осуществлять на правовой основе регулирование исполнения конституционных обязанностей. Государственное регулирование («видимая рука» рынка) является необходимым и достаточным условием рыночной саморегуляции («невидимая рука» рынка): экономического (коммерческого) и социального (некоммерческого) обмена, обеспечивая между субъектами рыночных отношений позитивные корпоративные взаимодействия. При этом корпоративная культура не допускает монопольного положения государства, его структур и органов власти на рынке, когда другие субъекты теряют право выбирать. Вместе с тем государственные институты формируют инструментальные ценности и своими действиями контролируют и стимулируют соблюдение ими представленных рыночным обществом прав и свобод в соответствии с законодательными нормами и гражданскими обязанностями.

Корпоративная культура социального государства обеспечивает решение двуединой задачи.

Во-первых, установление диалога между властью и предпринимательством (бизнесом) осуществляется на правовой основе, что означает верховенство закона (права) во всех сферах государственной жизни, в том числе и по отношению к государственным органам: государство, издавшее законы, не имеет права их нарушать. Оно поддерживает бизнес экономическими регуляторами рынка: налоговой, денежно-кредитной, таможенной политикой, целевым финансированием, государственными закупками, поддержанием социального порядка, национальной безопасности и других «общественных благ» (оборона, охрана общественного порядка и т. п.).

При этом правовое государство играет двоякую роль. С одной стороны, оно является одним из крупнейших предпринимателей и работодателей и действует в качестве образца, поучающего и воспитывающего частный предпринимательский дух. Оно само ведет коммерческие дела, строит хозяйственную политику и силой убеждения, экономической демократии и привилегий (инвестиционная политика, кредиты и т.п.) побуждает частных лиц к выгоде. С другой стороны, государство влияет на ход социального партнерства путем издания законов и правительственных постановлений, регулирующих социально-трудовую сферу, но без прямого вмешательства в хозяйственно-коммерческо-административную деятельность предприятий и самостоятельных профессиональных союзов.

Государство, являясь важнейшим участником трипартистского социального партнерства, выполняет медиативные (посреднические) функции[29]:

- устанавливает «правила игры» в рыночной экономике (юридическое обеспечение, нормативная база и т.п.) и воздействует на нее с целью выполнения своей социальной политики;

- осуществляет контроль за соблюдением прав, свобод и обязанностей участниками партнерских отношений через соответствующие государственные, трипартистские инфраструктуры (законодательные, правовые, налоговые, соглашательские и т. п.);

- устраняет в рамках закона (права) любые границы, мешающие бизнесу, свободной конкуренции;

- участвует в регулировании социально-экономических отношений в качестве посредника на переговорных процессах всех уровней.

Проблема заключается в том, чтобы удерживать баланс государственного «невмешательства» и «протекционизма» в экономической сфере, не допуская избыточного вмешательства, «дикого капитализма» и коррумпированности[30].

Во-вторых, создание государством благоприятных условий предпринимательству коррелирует с осуществлением его социальной политики, направленной на ликвидацию чрезмерных разрывов в жизни верхних и средних слоев общества, социальное обеспечение бедных, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека труда. Данное положение отражает, прежде всего, концепцию социально ориентированной модели государства («государства общего благоденствия»).[31] Это означает, что оно должно осуществлять сильную социальную функцию (защиту) на рыночных принципах в интересах своих граждан: налогообложение, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, помощь безработным и т. п. Проблема заключается в том, какой характер должно носить государственное социальное обеспечение: а) перераспределение денег, получаемых в результате налогообложения, в пользу больниц, школ и т. а социальных институтов; б) увеличение пособий государственного страхования и поднятие налоговых отчислений; в) сокращение услуг социального обеспечения.

Существует два принципиальных подхода к решению вопроса разрыва между богатством и бедностью. Социал-демократическая концепция предполагает, что государство несет ответственность за материальное благополучие своих граждан: люди, живущие в одном обществе, для достижения согласия должны взаимодействовать на основе социальной ответственности друг перед другом за свое существование и благополучие. Поэтому государство должно выступать как «благотворительный институт» и предоставлять помощь и пособия, чтобы обеспечить жизненный уровень — установленный минимальный стандарт проживания, черпая средства из налогов и сборов, тем самым способствовать перераспределению дохода и установлению справедливого и равного общества.

Неоконсервативнаяконцепция, появившаяся на рубеже 70-80-х годов XX в., утверждает, что государство не должно «вмешиваться» в жизнь граждан: облагать их налогами и предоставлять универсальное обеспечение всем. Оно должно поддерживать основанную на низких налогах экономику и стимулировать личную инициативу, предприимчивость в обеспечении собственных потребностей по усмотрению граждан. Таким образом, государство должно переложить ответственность на самого налогоплательщика, на его изобретательность и предприимчивость. Это позволит сократить «ненужные расходы» на государственное обеспечение, осуществляя его в избирательном порядке, только «наиболее нуждающимся».

Таким образом, социальное правовое государство как обязательный институт корпоративного трипартизма обслуживает и защищает интересы личности и общества, обеспечивая права и свободы капиталу и труду.

На уровне капитала

Возникновение и развитие капиталистического (предпринимательского) духа имеет общие черты в истории всех индустриально-капиталистических стран[32]. Во-первых, предприниматель действует на поле с четырьмя основными элементами: спрос, предложение, цена, конкуренция. Во-вторых, это стремление к достижению коммерческого успеха (цели) — прибыли, которая с помощью эффективных организаций и управления предприятием (делом) должна постоянно расти. В-третьих, достижение цели связано со способностью выживать в конкурентной среде, то есть умением производить все большие количества качественных товаров и услуг по доступным (дешевым) для потребителя ценам

Представители бизнеса — промышленники, предприниматели, собственники, работодатели, управляющие капиталом — это люди, организующие производственно-хозяйственную, торговую, финансовую и т. п. деятельность, идя сознательно на риск (средства, время, труд, репутация и т.д.), где успех и прибыль не гарантированны. Благодаря своему духу, знаниям, способностям, энергии и опыту хозяйствующие субъекты создают новшества, средства для производства благ, предприятия и т. п., организуют процесс производства и тем самым создают социально-экономические условия существования людей. В силу этого представители капитала являются активной, движущей силой и посредником, соединяющим воедино все ресурсы (материальные, финансовые, технологические, людские и др.) для осуществления выгодного и прибыльного дела. Развитие малого и среднего бизнеса количественно и качественно расширяет границы предпринимательской деятельности граждан.

Капиталистический хозяйственный человек руководствуется выгодой при принятии управленческих решений, энергично, творчески и расчетливо их реализует, допуская обоснованный риск в пределах организационно-правовой ответственности. При этом создается противоречивая ситуация. С одной стороны, предприниматели стремятся в достижении цели освободиться от всякой «связанности» со стороны государства и труда (наемных работников). Но кристаллизация узкоэкономических интересов обусловливает тот факт, что представители капитала (предприниматели, собственники, работодатели) не всегда заботятся об общих социальных выгодах последних. С другой стороны, данная ситуация несет в себе возможность превращения капитала, труда и государства в противников, инициируя «борьбу всех против всех». Однако в такой агрессивной социальной среде усиливается вероятность нежелательных для бизнеса угроз, последствий и размеров вызываемых ими потерь, социальных конфликтов.

Все это обусловливает приоритет в организации бизнеса принципа «соучастия» государства и труда, заключающего в себе целенаправленное стремление исключить у социальных партнеров возможные подозрения о том, что их игнорируют, не принимают во внимание общественные интересы и заботы, потребности людей-работников. Обращение к механизмам социального партнерства - лучший способ прийти к взаимовыгодному соглашению сторон в решении общих социальных задач, не уступая в принципиальных для них вопросах. В результате создается позитивная социальная среда, социальный порядок как предварительное и обязательное условие для успешного бизнеса, устойчивого роста капитала и процветания общества.

Таким образом, цивилизованная предпринимательская деятельность движет и развивает рыночную экономику. При этом представители капитала вступают с государством и людьми-работниками, их группами, объединениями в корпоративные взаимодействия, что влияет на методы управления, производства и экономические отношения — конфликтные или сотрудничества. В этом качестве представители капитала выступают необходимой стороной трипартизма. В свою очередь, для выражения и защиты своих интересов предприниматели всех уровней создают различного рода ассоциации, объединения, соглашения. Успех данной деятельности определяется правильным осуществлением самими предпринимателями прав (гарантии) и обязанностей (ответственность) при ведении дела, закрепленных законами о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Вместе с тем корпоративное взаимодействие предпринимателей, работодателей с наемными работниками обусловливает заботу о качестве персонала и его отношении к труду. Это, в частности, проявляется в новом подходе развивающего управления персоналом, опирающемся на принцип, что неполное использование его потенциала - это упущенная выгода, а отсутствие партнерского отношения к работникам — путь к прямому ущербу. Отсюда в управлении персоналом имеют место следующие блоки:

- кадровая политика - отбор ведущих руководителей (топ-менеджеров) на основе «merit system» - конкурсный отбор специалистов на основе их профессиональных способностей;

- группы качества - сети коллег-работников для регулярного обсуждения рабочих проблем (качество продукции, жизни на рабочем месте и т. п.) и поиска путей их решения (философия стиля менеджмента «снизу вверх»);

- административно-правовая защита персонала от произвола и несправедливости начальства;

- контроль (аудит) за реализацией возможностей работников сообществ (их права помимо иерархической лестницы) о незаконных (расточительных) действиях должностных лиц;

- социальная защита и льготы своим работникам;

- развитие человеческих ресурсов;

- проекты корпоративной культуры.

Подобная политика предпринимательства в системе социального партнерства направлена на примирение участвующих в нем функциональных интересов сторон, консолидацию их усилий в социально-экономическом процветании организаций и граждан в условиях частной собственности и рыночных отношений.

3. На уровне труда

Труд — это сознательная целенаправленная деятельность ч

Наши рекомендации