Основные проблемы текущего состояния промышленности России

В настоящее время многие исследователи отмечают, что, во-первых, снизился общий уровень промышленного производства. Во-вторых, произошли существенные различия в глубине сокращения производства в отдельных отраслях промышленности. Это привело к значительным изменениям в структуре производимой в стране промышленной продукции: выросла доля продукции сырьевого и промежуточного характера в ущерб продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокая цена на продукцию ТЭК разоряет предприятия перерабатывающей промышленности. Отечественная перерабатывающая промышленность становится неконкурентоспособной. В-третьих, в результате значительного сокращения инвестиций в основной капитал промышленности возросла степень износа основных производственных фондов и резко ухудшилась их возрастная структура. А модернизация основного капитала требует долгосрочных, устойчивых, консолидированных источников инвестиций самих субъектов экономики и государства. В-четвертых, произошло снижение инновационной активности промышленных предприятий. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80% прироста ВВП. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долл.[23] Доля США на этом рынке равна 36%, Японии - 30%, Китая - 6 %. Россия практически не присутствует (0,3%) на рынке наукоемкой продукции (кроме вооружений – 5,2 млрд. долл.). Отмечается также импортизация внутреннего рынка. Неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства. Недостаток инфраструктуры и навыков сбыта и сервиса. Слабый менеджмент, финансовая дисциплина и ответственность. Неоптимальная структура крупных и малых предприятий. Несбалансированная с промышленной политикой тарифная политика в сфере естественных монополий. Отсутствие оборотных и инвестиционных средств.

15. Промышленная политика РФ на современном этапе: органы регулирования, приоритеты и инструменты ее реализации.

Понятие «промышленная политика» довольно обстоятельно раскрыто в отечественной литературе, как направление (подсистема) экономической политики государства. Она:

1) характеризуется собственным специфическим объектом (индустриальным комплексом национальной экономики);

2) по сути, представляет собой формирование и реализацию стратегических целей и приоритетов развития промышленности (посредством многообразной совокупности средств);

3) включает ряд взаимосвязанных структурных компонентов (собственных подсистем), выделяемых по различным классификационным основаниям;

4) может носить общесистемный, селективный, активный, пассивный характер.[24] Она должна периодически обновляться и уточняться с учетом изменений в экономике страны, во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве.

Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.

В настоящее время промышленная политика понимается, прежде всего, как политика формирования эффективных конкурентоспособных предприятий, способных осуществлять необходимые государству проекты и программы. Конкурентоспособность связана чаще всего с крупными транснациональными корпорациями.

СУБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

Государственные органы власти и управления на федеральном и региональном уровне; Промышленные корпорации; Союз промышленников и предпринимателей.

В качестве субъектов промышленной политики очень активно начинают выступать регионы. Можно сказать, что они даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров. В десятках субъектов Российской Федерации, таких, как, например, Свердловская, Тульская, Пермская области, Башкортостан и других, уже разработаны стратегии и программы промышленной политики соответствующего региона, и в тех пределах и с теми ресурсами, которыми эти регионы располагают, они пытаются поменять вектор развития на устойчивый промышленный рост. Очень важным субъектом промышленной политики выступают крупные промышленные ассоциации и союзы, такие, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, отраслевые объединения.

Органом, разрабатывающим и регулирующим промышленную политику, является Министерство промышленности и торговли РФ.

Традиционные инструменты промышленной политики:поддержка отдельных отраслей, предприятий и регионов с помощью бюджетных субсидий и кредитов; протекционизм; субсидирование экспорта; производство товаров и услуг на предприятиях государственного сектора; ценовое и тарифное регулирование; использование государственного заказа в целях поддержки тех или иных групп производителей и т.д.Инструменты, применяемые в РФ в настоящее время:целевые программы, бюджетные субсидии и взносы в уставные капиталы стратегически значимых предприятий и интегрированных структур. Антикризисные инструменты – такие как госгарантии, дополнительная капитализация предприятий в виде взносов в уставной капитал, разного рода субсидирование процентных ставок по кредитам – сочетались с теми решениями, которые были приняты в докризисный период в соответствующих отраслевых стратегиях. В течение 2009 года Минпромторг России администрировал 17 видов субсидий с общим объемом финансирования около 30 млрд.руб. Минпромторг России осуществил взносы в уставные капиталы помимо запланированных ФЦП на общую сумму более 176 млрд.руб. Взносы получили такие предприятия, как Автоваз, ОАК, МИГ, Алмаз-Антей, Севмаш и многие другие. Принято решений о выделений госгарантий на сумму более чем 200 млрд. рублей. По статье субсидии российским организациям - экспортерам промышленной продукции за 2009 год Минпромторг России предоставил более 9 млрд.руб. ля поддержки российского автопрома использовались такие инструменты как таможенно-тарифное регулирование, поддержка спроса за счет государственных закупок, стимулирование кредитования. На организацию прямых закупок для нужд федеральных органов власти и обновление регионального парка техники в 2009 году было направлено более 45 млрд. рублей. Поддержка спроса осуществлялась и через государственные лизинговые компании (Росагролизинг и Государственная транспортная лизинговая компания) на общую сумму 5 млрд. рублей для закупок автотранспорта. «АвтоВАЗу» были предоставлены займы в размере 25 млрд. рублей и 12 млрд. рублей (причем впоследствии эта сумма будет капитализирована). А дальнейшая поддержка жестко увязана с эффективностью реализации программы развития предприятия. В 2010 году на госзакупки автотранспорта будет дополнительно выделено 20 млрд. рублей.К административным инструментам можно отнести техническое регулирование и стандартизацию продукции. Министерством промышленности и торговли сформулированы основные направления развития реформы технического регулирования на 2010 и последующие годы. В 2010 г. намечается подготовить технические регламенты на всю продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия.Направления промышленной политики, предложенные министерством промышленности и торговли: стабилизация финансовых параметров текущей деятельности предприятий, поддержка спроса на производимую ими продукцию, обеспечение выполнения долгосрочных целей развития российской экономики на базе ориентиров стратегического характера (в том числе в рамках Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года).

16. Особенности инновационной политики в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Инновация -это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

На базе инноваций формируется национальная ииновационная система (НИС).

Субъектами инновационной деятельности являются:

1. Инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие, инновации;

2. Владельцы интеллектуальной собственности (авторы открытий, изобретений, промышленных образов, проектов предприятий, установок, технологических процессов, дизайнеры), реализуемой в процессе инновационной деятельности;

3. Инвесторы, вкладывающие капитал в осуществление инноваций (банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы и т.п.);

4. Посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.);

5. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управление, координации и регулировании инновационной деятельности;

6. Общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников.

Уполномоченным органом в области регулирования инновационной деятельности является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Оно было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314. Оно выполняет функции по регулированию деятельности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности. В рамках министерства действуют Федеральные агентства и федеральные службы, непосредственно курирующие вопросы науки и инноваций: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Правовая база:Ключевыми документами являются: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая, принятый Государственной Думой 24 ноября 2006 г., одобренный Советом Федерации 8 декабря 2006 г., вступивший в силу с 1 января 2008 г. Принят также Принят Государственной Думой 24 ноября 2006 г.

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 г.

Вступает в силу с 1 января 2008 г ряд стратегических документов: Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Проект от 18.12.2008 г.), Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:

- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы;

- разработка механизмов стимулирования инновационной деятельности;

- защита интеллектуальной собственности и введение ее в хозяйственный оборот;

- создание системы поддержки инновационной деятельности;

- повышение эффективности функционирования сферы науки и технологий на основе оптимизации сети государственных научных организаций, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, повышения качества регулирования в данной сфере;

- приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;

- интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров;

- развитие материально-технической базы фундаментальной и прикладной науки, включая обеспечение современным оборудованием, приборами и материалами, совершенствование инфраструктуры функционирования научных организаций;

- Создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям как средству обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции;

-Обеспечение государственного стимулирования механизмов осуществления инновационной деятельности, создание условий для развития частно-государственного партнерства, разработка и реализация важнейших инновационных проектов (программ) государственного значения;

- Создание инфраструктуры национальной инновационной системы;

- Создание условий для вовлечения в экономический оборот результатов научной и научно-технической деятельности, формирование и развитие рынка объектов интеллектуальной собственности, обеспечение ее правовой охраны;

- Активизация малого инновационного предпринимательства.[25]

Приоритетными в настоящее время названы следующие проекты: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Специально созданная президентская комиссия по модернизации утвердила конкретные проекты по всем пяти направлениями и сформировала детальные планы-графики их реализации.

Инструментыгосударственной инновационной политики:

v Банк Развития

v Российская венчурная компания

v Технопарки

v Наукограды.

v Особые экономические зоны (ОЭЗ).

v Налоговые льготы, субсидии, государственные кредиты, государственные заказы.

v Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ.

16.Структура российской экономики и структурная политика РФ на современном этапе.

Структура – это способ упорядочения организационных единиц, состоящих из различных элементов.

В научной литературе существует несколько подходов к анализу структуры национальной экономики.

Экономическую структуру можно изучать также по следующим параметрам:

- характеру производственной деятельности: промышленность, сельское хозяйство, торговля;

- размеру экономических единиц: мелкие, средние, крупные;

- экономические уклады: докапиталистический, капиталистический, государственный;

- типы экономической организации: централизованно управляемые, конкурентные, смешанные;

- ориентация экономической деятельности на внутренний или внешний рынок.

Это основные структуры. Помимо них существуют еще вспомогательные: демографическая, социальная, институциональная, ментальная. Структурный анализ позволяет понять общее состояние системы и на его основе разработать систему государственного регулирования экономики.

Охарактеризовать межотраслевые связи, уровень развития различных отраслей и их вклад в валовый внутренний продукт (ВВП) позволяет отраслевая классификация. По характеру воздействия на предмет отрасли делятся на две группы: добывающие и обрабатывающие. Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве.

Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Под отраслевой структурой промышленности понимается состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:

доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

коэффициент опережения;

соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы.

Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы:

топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный.

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям – зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.

В настоящее время отмечаются определенные закономерности в развитии структуры экономики: а) опережающий рост промышленной продукции по сравнению с сельским хозяйством благодаря интенсификации с\х; б) снижение доли обрабатывающей промышленности в общем объеме производства в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий; в) резкое возрастание доли услуг в общем объеме экономики.

Структурная политика – это система мер, направленных на изменение структуры экономики в соответствии с целями экономического развития.

Структурная политика является частью общей экономической политики, и выбор ее направлений зависит от общих целей, определенных в качестве стратегических приоритетов.

Одной из главных целей структурной политики на современном этапе провозглашено создание инновационной экономики.

К инструментам структурной политики относят: федеральные и ведомственные целевые программы, прямое финансирование и выборочные льготы, льготный лизинг и государственный заказ, заградительные таможенные тарифы, проекты частно-государственного партнерства. Государство пытается направить бизнес на те направления, которые считает приоритетными.

Чтобы осуществлять структурную перестройку экономики нужно понимать, в чем заключается цель этой структурной перестройки?

По мнению ученых института народнохозяйственного прогнозирования РАН РФ, цель структурной перестройки в настоящее время понимается как достижение глобальной конкурентоспособности. Однако, достичь ее на всех направлениях невозможно. В России конкурентоспособным является нефтегазовый сектор. Проблема России состоит в том, что мы не умеем распоряжаться теми деньгами, которые дают конкурентоспособные сектора экономики.

Негативным фактором развития является любая зависимость от мирового рынка и ориентация экономики на него. По мнению экспертов, главное не то, какая будет структура экономики, а то какие будут созданы механизмы использования того, что у нас есть. Они считают, что нужно вначале научиться с умом использовать деньги нефтегазового сектора, а затем уже говорить о развитии других секторов экономики.

17. Аграрная политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Агропромышленный комплекс (АПК)– важнейшая часть экономики страны, которая обеспечивает удовлетворение потребностей в продуктах питания, сохраняя и поддерживая жизнедеятельность и воспроизводство населения страны, использует и восстанавливает почвенное плодородие и агроландшафт, содействует занятости значительной части населения.

АПК объединяет сельское хозяйство (аграрный сектор), отрасли производства конечной продовольственной продукции, системы хранения, транспортировки, реализации продукции, производственную инфраструктуру, системы информационного и научного обеспечения[26].

Выделяют следующие функции АПК: экономическую, социальную, экологическую.

Экономическая функция включает производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения и обеспечения продовольственной безопасности страны, использование производственных ресурсов из других отраслей и участие в развитии межотраслевых связей, функционирование аграрных рынков, привлечение и использование инвестиции и пр.

Социальная функция связана с обеспечением населения страны качественным продовольствием, что способствует укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни, с улучшением условий жизни сельского населения, созданием социальной инфраструктуры, с образованием, культурой, трудовой занятостью и досугом жителей села.

Экологическая функция определяется использованием в аграрном производстве земельных угодий и их почвенного плодородия, водных ресурсов, объектов растительного и животного мира. Сельское хозяйство зависит не только от качества природных ресурсов, их местоположения, но и от природно-климатических условий. Это порождает колебания урожайности, объемов производства и реализации продукции. Само сельское хозяйство нередко наносит ущерб природной среде вследствие избыточной химизации, загрязнения водных ресурсов, снижения почвенного плодородия. Поэтому обеспечение оптимального экологического равновесия на сельских территориях, сохранение и развитие агроландшафта – задача аграрного производства и всего АПК.

Государственная аграрная политика - составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Под устойчивым развитием сельских территорий понимаетсястабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Целями государственной аграрной политики являются:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Основные направления государственной аграрной политики:

1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объем прямой государственной поддержки АПК на уровне 9,2 млрд. на 2009 г.;

4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

6) устойчивое развитие сельских территорий;

7) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Важным направлением регулирования АПК является решение вопроса о продовольственной безопасности страны. В настоящее время разработана доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая нормативно закрепляет совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики в аграрной сфере.

Не менее важным является физическая и экономическая доступность населению страны к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами, а также – обеспечение государством качества и безопасности потребляемых продуктов питания.

Меры по реализации государственной аграрной политики:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций.

Меры, принятые в РФ в связи с кризисом: для преодоления дефицита кредитных ресурсов Россельхозбанка направлено 31,5 млрд. рублей;

• на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей,

• на комбикорма – 10 млрд. рублей,

• 10 млрд. рублей на компенсацию затрат на приобретение сельхозпроизводителями дизельного топлива.

• оплата 100 процентов ставки рефинансирования по кредитам производителей молока и мяса,

• заморозка цен на удобрения и топливо,

• государством заявлен уровень закупочных цен на зерно

• квотирование импорта.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства - Министерство сельского хозяйства.

В настоящее время Министерству сельского хозяйства Российской Федерации передана часть функций преобразованного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Это функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и охраны среды их обитания, а также по подготовке проектов решений Правительства Российской Федерации о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной и рыбной продукции.

Подведомственные органы исполнительной власти: Россельхознадзор, Рослесхоз.

Подведомственные организации: Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП), Федеральные государственные учреждения (ФГУ), Отраслевые открытые акционерные общества (ООАО).

Законодательная база: Основные принципы государственного регулирования сельского хозяйства изложены в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ. Принята и реализуется также "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". В законодательной базе министерства отмечено около 26 различных нормативно-правовых актов.

18. Социальная политика: сущность, модели, направления и органы регулирования в РФ.

Слово «социальный» используется в широком и узком смысле. В широком смысле к социальной сфере относят все, противоположное природной среде, все, что связано с жизнью общества. В данном контексте оно равнозначно общественному. В узком смысле социальная сфера связана с совокупностью социальных отношений и условий, которые влияют на жизнь и деятельность людей и связаны с интересами различных общественных групп.

Социальная политика в различных учебниках определяется по-разному.

Социальная политика –это взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных,социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и.т.п.)[27]

Социальная политикапредставляет собой определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данной стране.

Социальная политика -это взаимодействие людей с их интересами и представлениями о справедливости. (Консервативная модель).

Изначально социальная политика сформировалась в рамках капиталистической системы для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источники приемлемого существования и по существу приравнивалась к общественному вспомоществованию.

На современном этапе в содержании социальной политики произошли серьезные изменения. В качестве прямого объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия почти всех категорий граждан, она направлена совершенствование всей экономической системы и включает в себя обеспечение населения социальными услугами, регулирование занятости и заработной платы.

В мире существует несколько моделей социальной политики: 1.Патерналистская модель предполагает всестороннюю ответственность государства за социальную сферу (была принята в СССР и других соц. Странах). Недостатки: невозможность обеспечить всем высокий уровень жизни и зависимость индивида от государства; иждивенчество и отсутствие инициативы.

2. Модель социального государства (Ст.7 Конституции РФ)- высокая степень социальной защиты, в нем социальные проблемы выходят на первый план. П.1СТ 7 Конституции гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

3. Политика субсидиарного государства - перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Происходит замена бюджетных субсидий всем на адресную социальную помощь.

4. Консервативная модель - «распределение по достоинствам» и справедливая межгрупповая дифференциация.

Можно выделить несколько направлений социальной политики.

1. НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ –это создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и заработной платы, совершенствование трудовых качеств работника. Ее объектом является экономически активное население.

Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и заработной платы, совершенствование трудовых качеств работника, установление минимальной заработной платы во всей экономик, определение основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях и в учреждениях, законодательное определение условий труда на производстве и его охраны.

2. НАПРАВЛЕНИЕ: Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения. ФУНКЦИЯ: защитная. ОБЪЕКТ:Экономически незащищенные слои населения.

3. НАПРАВЛЕНИЕ: Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры. ФУНКЦИЯ:конструктивная. ОБЪЕКТ: все слои населения.[28]

Экономическую базу социальной политики составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов в виде налогов, государство частично возвращает в виде денежных выплат по различным социальным программам.

Социальная защита населения осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Индексация доходов населения– меры по повышению реального содержания основных доходов населения (з\п, пенсий, стипендий) в связи с ростом цен. Она проводится двумя путями: либо путем прямых пересчетов и компенсаций, либо путем изменения минимальных размеров з\п и минимальных размеров пенсий. Наиболее регулярно индексация проводится в отношении пенсий и реже в отношении з\п.

Наши рекомендации