Государственное регулирование инновационной деятельности
Шаропатова А. В.
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
The purpose and the role of the state regulation of innovation activity are considered in this article. There are some economic conditions for creation, development and distribution of innovations. Agencies and instruments of state regulation are also presented here.
Инновационная деятельность является одной из перспективных сфер экономики и видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем инновационная деятельность – это один из самых рисковых видов предпринимательской деятельности и основывается на рисковых начинаниях. Этим обстоятельством и предопределяется роль государственного регулирования в данной сфере, главная цель которого должна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности заниматься инновационной деятельностью, а также, по возможности, снизить фактор рисков.
Необходимо отметить, что государственное регулирование инновационной сферы взаимосвязано с инвестиционной политикой государства, финансирующей фундаментальные научные исследования и высокорисковые инновационные проекты.
Цель государственного регулирования инновационной деятельности – это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.[1]
Роль государства в области поддержки инноваций в этих направлениях можно свести к следующим аспектам:
– государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
– в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
– государственные заказы, преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР, обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
– фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды (которая обусловливает эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм);
– государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов. [5]
К экономическим факторам государственного регулирования, которые способствуют созданию, освоению и распространению инноваций можно отнести:
развитие рыночных отношений,
проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
расширение спроса на инновации,
предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
содействие модернизации техники,
развитие лизинга наукоемкой продукции,
активизация предпринимательства,
пресечение недобросовестной конкуренции,
поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
развитие экспортного потенциала страны,
развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы. [2]
В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет в качестве амортизационных отчислений.[4]
Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.[1]
Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п.
Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.
Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов.
Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущими странами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активизировать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающимися государствами, а также восстановить связи с государствами Восточной Европы, СНГ и ближнего зарубежья.[4]
Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции.
Для осуществления государственной поддержки высокоэффективных инновационных проектов был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.[3]
Одним из важнейших направлений формирования инновационной инфраструктуры в России является формирование инновационных центров, технологических парков и инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. В России действует более 40 научных и технологических парков, в которые входят 80 инновационных фирм и более 150 сервисных предприятий.
Особую значимость для нашей страны имеет творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что позволит сформировать действенную отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Инструментами государственного регулирования должны стать: социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, структурной политики и др.; государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы; государственные заказы и современные контрактные системы. В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. [2]
В частности, исключаются из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию, обновление ОПФ, освоение новой техники и технологии. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальных ОФ со сроком службы более 3-х лет в качестве амортизационных отчислений. Созданы специализированные государственные органы – госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главная функция которого финансовое обеспечение соответствующих мероприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включая разработку программы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающие новые технологии.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные субсидии могут предоставляться государственным и негосударственным секторам при использовании конкурсности. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание холдинговых и инновационных компаний.[3]
Литература
1. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Государственное регулирование инновационной деятельности http://nrc.edu.ru/razd1
3. Грицюк Т. В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. М.: РДЛ, 2006.
4. Кучуков Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономики и социальных процессов: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2007.
5. Полтавский П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).Экономика. Вып. 29.
«ПРОГНОЗ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2013 2017 годы»
Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) в 2013-2017 годах будет направлено на поддержку фундаментальных и развитие прикладных научных исследований, содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в инновационные проекты.
На эти цели в 2013-2017 г.г. с учетом реализации Государственной программы научно-технического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) будет направлено не менее 1 млрд рублей (во второму варианту не менее 1,5 млрд руб.), в том числе:
на развитие научного потенциала Республики Саха предусмотрено не менее 900 млн руб., которые будут направлены на развитие грантовой системы финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, сохранение и развитие научно-технического потенциала Республики Саха (Якутия);
на формирование и развитие инновационной инфраструктуры и трансфер технологий 150 млн руб. (500 млн руб.), в том числе на формирование инфраструктуры региональной инновационной системы, финансовую поддержку инновационных проектов, информационное обеспечение инновационной деятельности.
Большое внимание будет уделено тематике научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок с целью получения практических результатов от внедрения данных работ. Будет продолжена работа по патентно-лицензионному обеспечению результатов НИОКР по государственному заказу Республики Саха (Якутия) в целях защиты интеллектуальной собственности. Если в 2012 г. предполагается получить 10 патентов, то в 2017 г. намерены получить уже свыше 30 патентов нарастающим итогом. Ожидаемый конечный результат решения задачи к
- г. иметь не менее 100 заявок на объекты патентного права в собственности Республики Саха (Якутия), поданных в Роспатент.
Сегодня на десять грантов Президента Республики Саха (Якутия) по поддержке инновационных проектов претендуют уже 75 заявителей, для малых инновационных предприятий, занимающихся опытноконструкторскими разработками, выделено пять субсидий по 1 млн рублей каждая. По линии предпринимательства и развития туризма действующим малым инновационным предприятиям выделено 20 млн рублей, начинающим
- 10 млн рублей. Благодаря поддержке в республике работают уже 17 малых инновационных предприятий, специализирующихся на нескольких важных для экономики республики направлениях: кластер транспортных технологий, кластер информационных и компьютерных технологий, кластер
энергоэффективных и строительных технологий и кластер биотехнологий.
В республике наблюдается относительно низкий уровень
инновационной деятельности. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции составит по оценке на 2012 год 0,4%. Из 19 организаций, занимающихся инновационной деятельностью, большинство (12) практикуют технологические инновации.
В соответствии с программой развития Северо-Восточного
федерального университета им. М.К. Аммосова и государственной программой «Научно-техническое и инновационное развитие республики на
- 2016 годы» будет расширена совместная деятельность Арктического инновационного центра и ГАУ «Технопарк Якутия» по созданию условий для деятельности малых инновационных предприятий.
ОАО «Венчурная компания Якутия» будет начат процесс отбора и финансирования инновационных проектов в соответствии с принятой бизнесмоделью развития компании.
Планируется расширить сотрудничество с институтами развития, в том числе ГК «Роснанотех», Российской венчурной компанией, ИЦ «Сколково» и другими.
Внедрение новых наукоемких технологий должно также осуществляться через собственные институты развития и элементы инновационной инфраструктуры, создаваемые в рамках Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) для обеспечения взаимодействия государства и бизнеса в развитии экономики республики.
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции к
- году не изменится в связи опережающим ростом объема промышленной продукции. Количество предприятий, осуществляющих инновационную деятельность достигнет к 2017 году 30 единиц. [1]
1. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)
«Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» Выпуск 4, под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2016 г.
Республика Саха (Якутия), занимающая средние позиции по совокупной оценке макроэкономических индикаторов и образовательного потенциала, попала в замыкающую группу рейтинга из-за низких оценок использования Интернета.