Природа и структура объективных условий жизнедеятельности общества
Проблема влияния объективных основ и субъективного фактора на государственное и муниципальное управление имеет определяющее значение для формирования, сохранения и воспроизводства любого народа. Каждый народ на планете Земля имеет свою природогеографическую нишу, на которой ему приходится осуществлять свою жизнедеятельность. И у него нет иного выбора (если не захватывать и покорять чужие территории), кроме того, чтобы эту нишу осваивать, беречь и на базе ее ресурсов создавать свое производство, свои образ жизни, культуру, мирочувствование и собственное сообщество (систему взаимоотношений между людьми).
Природогеографическими условиями в основном объясняются своеобразия цивилизаций, их истоки и длительность существования, характер и содержание обычаев, традиций, религий, способ производства, ментальность и многое другое. Стоит добавить или спрогнозировать это, как мы поймем, почему люди экватора мыслят и действуют иначе, чем люди северных широт, почему различны нравы у людей гор и равнин, почему люди морей живут по другому, нежели в глубинах континентов, и т. д. и т. п. Объективные основы и субъективный фактор жизнедеятельности людей всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены, влияют друг на друга и только в своем взаимодействии позволяют понять многообразие мира, взаимозависимость и дополнительность его частей.
Знание объективных условий жизнедеятельности общества (речь идет о российском обществе) принципиально важно для государственного и муниципального управления при решении буквально каждого вопроса. Начиная со вступления в ВТО, когда наши партнеры по переговорам навязывают нам параметры ценообразования сырья, товаров и услуг, принятые у них в теплых широтах, вроде того, что при членстве в ВТО в Сибири будут те же жизненные условия, что и на южном побережье Средиземного моря, и кончая организацией жилищно-коммунального хозяйства в самом маленьком городке. Везде имеется своя специфика, с учетом которой только и можно принимать рациональные и эффективные управленческие решения.
Прежде всего, в качестве объективных основ государственного и муниципального управления следует назвать природогеографические, почвенно-климатические условия или, по словам П.Я. Чаадаева, факт географический. Каждый народ занимает свою территорию (нишу) на земном шаре и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение, недра, воздух и т.д.) диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни. Не случайно каждая из исторически известных цивилизаций, выделенных английским историком и социологом Дж.А. Тойнби (1889-1975) (по поводу чего имеются различные мнения), привязана к определенным природно-географическим условиям и в какой-то мере была приспособлена именно к ним.
С этой точки зрения Россия с момента возникновения имеет весьма своеобразные объективные условия для государственного и муниципального управления. Она занимает северную равнинную часть евразийского субконтинента, омываемую Ледовитым и Тихим океанами, с центром холода в Верховенске. В нынешних границах она еще более отдалена на восток и север. Здесь трудно создавать жизнь, сравнимую со странами Средиземноморья или обеих берегов Атлантики. Времена года, длительность каждого из периодов года, смена тепла и холода, переувлажненность и засуха, другие объективные явления имеют в российских широтах свою цикличность и специфику, не считаться с которыми, значит заранее обрекать управленческие процессы на негативный результат. И хотя есть прогнозы, что климат будет меняться в нашу пользу, но до этого надо дожить, а потом посмотреть, что же реально получится. Не все прогнозы и не так, как бы хотелось, сбываются. Но если что-то и изменится, то и это надо будет учитывать в процессах управления.
Ко второму роду объективных основ государственного управления целесообразно отнестиестественно-общественные формы, сформировавшиеся вследствие длительного взаимодействия человека и природы. В своих исследованиях русский историк и географ Л.Н. Гумилев (1912-1992) убедительно показал, что ландшафт предопределяет сущность и формы жизнедеятельности соответствующих этносов. Когда какой-либо народ тысячелетиями создает свою культуру («вторую», искусственную природу) на определенной территории и добивается гармонизации природы и своей жизнедеятельности, известного равновесного отношения между ними, то тем самым он вырабатывает как бы органичные структуры, механизмы и технологии труда, быта и социального общежития, вне соблюдения которых государственное и муниципальное управление приобретает по-существу разрушительный характер. Можно, конечно, путем усиленной эксплуатации природы решить проблемы двух-трех поколений, но уже последующие ощутят разорванность связей и начнут расплачиваться за предыдущую самонадеянность. Примеров тому сколько угодно, и на Севере, и на Юге.