Реформаторские идеи М.М. Сперанского.
Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:
— управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению
— Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;
— еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;
— устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
— политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
— избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);
— выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);
— руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.
Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.
Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.
В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.
Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.
Система центральной исполнительной власти в России в середине XIX века. Собственная Его Императорского Величества канцелярия, ее отделения и роль в системе управления. Жандармский корпус. Система местного управления в России.
С 1825 по 1855 императором России являлся Николай 2. Начало его царствования совпало с восстанием декабристов. Николай 2 жестоко расправился с декабристами и сосредоточил всю систему управления в собственных руках и придал ей полицейский характер. При Николае 2 произошло непомерное возвышение роли высшей канцелярии, которая получила статус Его Императорского Величества канцелярия.
Первоначально в ней было 6 отделений:
готовило бумаги для доклада государю; Контролировало исполнение его повелений; ведало назначением и увольнением высших чиновников; готовило материалы для награждения орденами и другими поощрениями по службе
занималось кодификацией законов.
Занималось политическим сыском; следило за иностранными подданными в России; высылало из страны политически неблагонадежных; занималось народными выступлениями и бунтами; рассматривало жалобы на помещиков и т.д.
Ведало благотворительными и богоугодными заведениями: учебными, воспитательными, лечебными
Готовило реформы управления государственными крестьянами
Занималось разработкой административной реформы на Кавказе
Эта канцелярия по своему статусу была выше Кабинета министров. Министерства функционируют параллельно с Собственной канцелярией, зачастую дублируя новый орган государственного управления.
В 1827 году – уложение о корпусе жандармов.
Территория страны разделилась сначала на 5, а затем на 8 жандармских округов. Во главе – жандармские генералы. Округа делились на отделения во главе со штатофицерами. Основная функция – информировать о настроении населения, о исполнении законов, усмирение буйных.
В первой половине 19 века механизм местного управления оставался прежним, хотя и претерпел некоторые изменения. Во главе губерний (52 шт) стоял губернатор или генерал губернатор. Он обладал всей полнотой власти. Его деятельность была фактически бесконтрольной. Губернаторы курировали хозяйства, финансово-экономические дела губерний, следили за сбором налогов, за полицией и др.