Конституционное регулирование непосредственной демократии 7 страница

но сложившейся доктрине, обеспечиваются конституционными гаран­тиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять принудительное реше­ние (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституцион­ным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, за­крепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими га­рантиями не обеспечены.

Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, за­прещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.

Среди социально-экономических прав — право на защиту от эксплу­атации (в трех названных выше аспектах оно фигурирует в группе основ­ных прав), в числе руководящих принципов политики — право на доста­точные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработи­цы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бес­платное обучение. В конституции говорится о праве рабочих на участие в управлении производством.

Политические права включают свободу слова, печати, право на объ­единение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объ­явлении чрезвычайного положения длительное превентивное заключе­ние под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет феодальные титу­лы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государственно­го гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам нацио­нально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изложенного, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный характер.

§ 3. Правовое регулирование общественных объединений

В соответствии с конституционным принципом свободы объединения в Индии создано множество различных организаций. Они характеризу­ются большой пестротой, связанной с особенностями состава населения

страны. В стране насчитываются сотни партий (на выборах в парламент и органы штатов участвуют иногда около 300 партий), хотя общеиндий­ских партий не более десятка. Существующие в стране партии принято делить на три группы: всеиндийские, национальные и местные. К всеиндийским относится Индийский национальный конгресс (сокращенно ИНК(И), называющийся так по имени Индиры Ганди, занимавшей пост премьер-министра), а также Бхаратия Джаната парти, Джаната Дал, Лок Дал, Социалистический конгресс, Коммунистическая партия Индии, Коммунистическая партия (марксистская) и др. К региональным, дейст­вующим в одном или нескольких штатах Индии, относятся Акала Дал, Телугу Десам, Всеиндийская мусульманская лига и др. Местные пар­тии — это Крестьянская и рабочая партия, Республиканская партия и др. Долгое время в Индии действовала многопартийная система с одной доминирующей партией — ИНК, а затем ИНК(И). Она была нарушена е 1977—1979 гг., когда у власти стояла Джаната партия, и поколеблена е 1989 г. Хотя ИНК(И) остается и теперь крупнейшей партией Индии, он е 90-х годах не всегда имел абсолютное большинство мест в нижней палате и формировал то правительство парламентского меньшинства, то коалиционное правительство. Теперь он опять стал правящей партией, хотя не имеет большинства в нижней палате (258 мест из 545 в 1997 г.).

ИНК(И) представляет собой, по существу, движение, а не партию Его программной концепцией является идея «общества социалистического образца», в котором осуществляется сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) вы­ступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедное тью, неграмотностью, кастовыми пережитками. В настоящее время это преимущественно центристская реформистская партия.

Бхаратия Джаната партия (119 мест в нижней палате из 545 в 1997 г.) — правая партия, построенная на религиозной общинной осно­ве, стоящая на позициях индуистской обособленности, национализма, кастовых перегородок. Эта партия ориентируется преимущественно на средних и мелких предпринимателей, торговцев, земледельцев. Она вы ступает за децентрализацию экономики, ограничение роли государственного сектора.

Партия Джаната Дал (40 мест в нижней палате) занимает центрист­ские позиции; большинство ее членов — выходцы из ИНК. Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за высокий уровень безработицы, коррупцию, злоупот­ребления чиновников. Джаната Дал выступает за демократизацию обще­ственной жизни, укрепление единства страны, списание долгов с крес-

тьян, за более решительное преодоление кастовых и религиозных пред­рассудков.

Индийский национальный конгресс (С) (социалистический) возник в результате раскола ИНК, но не столько по принципиальным соображени­ям, сколько в результате борьбы за руководство в партии, за министер­ские посты. Его позиции мало отличаются от позиций ИНК(И), но он широко использует социалистическую фразеологию.

В Индии существует около десятка партий, называющих себя комму­нистическими. Определенным влиянием пользуется Коммунистическая партия Индии. Она руководит массовыми организациями, насчитываю­щими приблизительно 6 млн. членов. Партия занимает ортодоксальные марксистско-ленинские позиции, мало изменившиеся после распада со­циалистической системы в мире. Она борется за повышение уровня жизни трудящихся, проведение земельной реформы, отстаивает демо­кратические методы решения национальных, религиозных и кастовых проблем, борется против усиления власти монополистического капита­ла. Коммунистическая партия Индии (марксистская) занимает более гибкие, реалистические позиции, приспосабливая марксизм к условиям Индии. Она представлена в парламенте 35 местами в 1997 г.

В Индии нет закона о политических партиях,их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избира­тельного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.

Основной социально-экономической организацией предпринимате­лей в Индии является Федерация индийских торгово-промышленных палат. В ее рамках действует Всеиндийская организация работодате­лей, которая ведет переговоры с профсоюзами по вопросам труда, зара­ботной платы, рабочего времени. Крупная организация бизнеса — Объ­единенные торгово-промышленные палаты Индии. В отличие от анало­гичной федерации Объединенные палаты представляют не только мест­ный, но и иностранный капитал. Действует также Федерация ассоциа­ций мелкой промышленности, объединяющая в основном кустарей, но ее численность очень мала (менее 100 тыс. членов).

В профсоюзах Индии состоит незначительное число рабочих и слу­жащих (по разным данным, от двадцатой части до четверти). Отраслевых профсоюзных объединений в Индии практически нет, организации суще­ствуют, как правило, лишь на уровне предприятий. Существуют пять национальных профцентров, наиболее крупными из которых являются два: Индийский национальный конгресс профсоюзов (около 4 млн. чле­нов), сотрудничающий с ИНК(И) и проповедующий мирное сотрудниче-

ство труда и капитала, строительство демократического социализма, не­насилие, и Всеиндийский конгресс профсоюзов (3,5 млн. членов), нахо­дящийся под влиянием Коммунистической партии Индии и выдвигаю­щий требования ограничения монополий, повышения заработной платы, сокращения налогов с несостоятельных слоев населения и повышения ставок налогов для богатых и т.д.

В сфере сельского хозяйства действуют Всеиндийский крестьян­ский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Обе организации находятся под влиянием различных компартий.

Большую роль играют в Индии различные религиозные объедине­ния, в которых объединяются сторонники многочисленных религиозных учений.

В стране создана сравнительно широкая сеть средств массовой ин­формации, но их влияние на общественное мнение ограничивается тем, что более половины населения страны неграмотно.

§ 4. Институты непосредственной демократии

Конституционное право Индии не знает института референдума. Ни на общегосударственном, ни на местном уровне референдумы не прово­дились. Им препятствует, в частности, высокий уровень неграмотности взрослого населения. Не известны Индии и народная законодательная инициатива, право отзыва депутатов избирателями. На общегосударст­венном и местном уровне к числу институтов непосредственной демокра­тии относятся лишь выборы, а на местах — также определенные элемен­ты панчаятской системы.

После образования независимого государства в Индии были отмене­ны имущественный и образовательный цензы, женщины получили рав­ные избирательные права с мужчинами, на общегосударственном уровне упразднена куриальная система (однако она действует при выборах ле­гислатур штатов), но все же некоторые ограничения в избирательном праве сохраняются.

Конституция устанавливает всеобщее избирательное право по выбо­рам в нижнюю палату парламента (народную палату) и в законодатель­ные собрания штатов (нижние палаты легислатур штатов или однопалат­ные легислатуры в некоторых штатах). Активным избирательным пра­вом пользуются граждане, достигшие 18 лет и проживающие в избира­тельном округе не менее 6 месяцев. Не имеют избирательных прав ду­шевнобольные, лица, совершившие уголовные преступления или иные незаконные деяния в период выборов.

Выборы в нижнюю палату парламента, в нижние палаты легислатур штатов, в панчаяты деревень являются прямыми, но многие другие выбо­ры — верхней палаты парламента, президента, верхних палат в штатах и др. — носят характер косвенных выборов.

Принцип равенства используется при выборах нижней палаты парла­мента (избиратель имеет один голос, одномандатные округа в принципе равны, а немногие многомандатные пропорциональны численности насе­ления), но там, где применяется куриальная система, принцип равенства не соблюдается. Кроме того, выборность в некоторых случаях сочетается с назначением определенного (небольшого) числа членов некоторых представительных органов. Например, в верхние палаты парламента и легислатуры штатов резервируются места для женщин и недостаточно развитых групп населения (зарегистрированных каст и племен), которые получают преимущественное представительство. Активное избиратель­ное право предоставляется в 18 лет, с ограничениями, аналогичными некоторым существующим в Великобритании.

Пассивным избирательным правом при выборах народной палаты об­ладают граждане, достигшие 25 лет. Исключение составляют лица, зани­мающие оплачиваемые государственные должности (кроме министров), осужденные на срок не менее двух лет, объявленные судом умалишенны­ми, банкроты, дисквалифицированные законом. Кандидат в депутаты должен проживать в том избирательном округе, от которого он баллоти­руется.

Требования для активного и пассивного избирательного права по вы­борам в нижние палаты легислатур штатов такие же, как и для народной палаты.

При составлении списков избирателей в Индии применяется система обязательной регистрации. Большинство избирательных округов в Индии одномандатные. Их границы регулярно пересматриваются, за чем наблюдает создаваемая президентом избирательная комиссия. Члены ее работают на постоянной основе, являясь оплачиваемыми государствен­ными служащими. Комиссия осуществляет также руководство проведе­нием всех выборов и контроль за ними.

Кандидат в депутаты может быть предложен одним избирателем и поддержан другим (в письменной форме), но два избирателя практичес­ки не могут провести в нижнюю палату парламента независимого канди­дата. На деле выдвижение и поддержка кандидатур, в том числе и на местном уровне, осуществляются политическими партиями, хотя и офор­мляются как индивидуальные действия избирателей. Кандидат в депута­ты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий (около 50 долл. США). Залог не возвращается, если кандидат наберет менее 1 /8 части голосов в своем округе.

Расходы на предвыборную агитацию в Индии контролируются недо­статочно и, по утверждениям индийских политологов, достигли огром­ных размеров. Считается, что ни одна партия не может удержаться у власти без поддержки крупных монополий.

Голосование по выборам, в том числе косвенным, является тайным, но, как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней, что при желании позволяет установить, за кого голосовал избиратель.

При подсчете голосов используется мажоритарная система относи­тельного большинства. Если по одномандатному округу выдвинут только один кандидат, он объявляется избранным без голосования — так назы­ваемые бесспорные выборы (это делается до голосования, но после завер­шения срока регистрации кандидатов).

Панчаятская система рассматривается как один из важнейших традиционных демократических институтов в Индии, но она применяет­ся только на местном уровне (ниже штатов).

§ 5. Законодательная власть

Согласно конституции, парламент в Индии, как и в других странах, где применяются концепции англосаксонского права, — триединое уч­реждение. Он состоит из президента Индии (главы государства), на­родной палаты, призванной служить органом общегосударственного представительства, и Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Народная палата избирается прямыми выборами сроком на 5 лет в составе не более 547 членов. Из них не более 525 избираются в штатах, не более 20 избираются в союзных территориях и 2 назначаются прези­дентом как представители англо-индийской общины (140 тыс. человек — это лица от смешанных браков англичан и индийцев) в том случае, если президент приходит к выводу, что англо-индийская община недостаточно представлена в парламенте. На практике в последние десятилетия пред­ставители англо-индийской общины в парламент не назначаются. Кроме того, из общего числа депутатов за наиболее отсталыми слоями населе­ния (зарегистрированные или списочные племена и касты) резервируют­ся соответственно 38 (племена) и 37 (касты) мест.

Депутаты парламента не обладают иммунитетом, но пользуются де­путатским индемнитетом. Они получают сравнительно небольшое возна­граждение: в 80-х годах оно составляло 500 рупий в месяц и 61 рупию Зс каждый рабочий день (последнее равнялось стоимости двух-трех сред них обедов в простом ресторане, но нужно учесть, что, например, швей

цар в отеле тогда получал 50 рупий в месяц). Депутатское вознагражде­ние не дает больших доходов, но положение депутата помогает устано­вить необходимые связи с мире бизнеса и с бюрократией.

Руководящим органом нижней палаты является спикер, который, как и в Великобритании, должен быть беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, в какой-то мере может выбирать ораторов для выступлений и формулировать поправки при постановке их на голосование, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др.

Как и в других странах, в палате создаются партийные фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в основном техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего лидера и «кнутов», выполняющих такую же роль, как и в Великобритании. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом сказывается значительное влияние спикера).

Совет штатов избирается путем косвенных выборов. 232 из 244 членов Совета штатов избираются на 6 лет выборными членами за­конодательных собраний штатов и союзных территорий (если такой орган есть в союзной территории), остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области литерату­ры, искусства, науки или общественной деятельности. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на 1/3 каждые два года Выборные места в Совете штатов распределяются между штатами не поровну и не пропорционально численности населения. Штатам с особенно малочисленным населением предоставляются некоторые преимущества (штаты представлены в Совете неодинаково: от одного до 34 членов). В каждом штате голосование происходит по системе «единственного передаваемого голоса».

Руководит заседаниями Совета штатов, как и в США заседаниям!' сената, вице-президент, роль невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Народная палата может быть досрочно распущена президентом по требованию («совету») правительства с назначением даты новых выборов. Совет штатов роспуску не подлежит.

Парламент работает в сессионном порядке, перерыв между сессиями не может продолжаться более шести месяцев, следовательно, парламет может собраться по меньшей мере на две сессии в год. Кворум для засе

даний любой палаты составляет не менее 1 / 10 членов, но это кворум для обсуждений, а не для принятия законов.

Главная функция парламента, как и в других странах, — законодательствование. Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть законопроектов вносится правительством (публичные билли). Законопроект проходит в каждой палате три чтения. Если его принимают обе палаты в одинаковом текс­те, он направляется на подпись президенту. Если же в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям, он возвращается в палату, при­нявшую его первой. Совет штатов имеет право в течение четырех меся­цев выразить несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето). В этом случае обе палаты пытаются прийти к соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента созывается совместное заседание обеих палат и спорный вопрос решается боль­шинством голосов. Обычно принимается решение нижней палаты, имею­щей вдвое большую численность, чем верхняя. Совет штатов очень редко отказывается одобрить принятый нижней палатой текст: это имело место всего несколько раз в отношении публичных биллей и полтора десятка раз в отношении частных биллей. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не принимает никакого решения по законопроекту, принятому народной палатой, закон считается принятым в ее редакции. «Денеж­ный» законопроект должен быть рассмотрен Советом штатов в 14-днев­ный срок. Его рекомендации не носят обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным, народная палата пре­одолевает это вето вторичным принятием закона в обычном порядке — простым большинством.

Наряду с законодательствованием парламент выполняет и другие функции. Народная палата формирует правительство и осуществля­ет контроль за его деятельностью.

§ 6. Исполнительная власть

Огромной исполнительной властью конституция наделяет президен­та, являющегося главой государства. Но в соответствии с конституцией (сначала это был конституционный обычай, а 42-я и 44-я поправки уста­новили это в виде закона) президент обязан следовать советам прави­тельства. В результате все основные полномочия исполнительной власти на деле осуществляются Кабинетом министров, а чаще всего — премьер-министром.

Президент республики. Президент Индии избирается на 5 лет кос­венными выборами — особой коллегией выборщиков, в состав которой

входят выборные, а не назначенные члены обеих палат парламента и выборные члены легислатур штатов, как однопалатных, так и двухпалат­ных. Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитыва­ется, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парла­мента и населения страны в целом, а с другой — соотношение численнос­ти выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщи­ков от штатов. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, и, как считается, президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 35-летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в органах федерального правительства или прави­тельства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. При избрании прези­дента применяется система «единственного передаваемого голоса».

Президент является главой государства. Он представляет республи­ку внутри страны и в международных отношениях, назначает дипломати­ческих представителей, является главнокомандующим. Действуя как глава государства, президент созывает сессии парламента, распускает парламент и назначает новые выборы, созывает палаты парламента для совместного заседания с целью урегулирования возникших между ними разногласий по законопроекту, вводит президентское правление в шта­тах, назначает премьер-министра, а по его указанию — других мини­стров, вправе объявить чрезвычайное положение во всей стране или в некоторых ее частях.

Как часть парламента президент обладает вместе с палатами законодательными полномочиями: правом законодательной инициативы, пра­вом вето, правом рассматриваемого ниже резервирования законопроек­тов и др. Обладая правом вето, он может возвратить законопроект пала­там парламента для вторичного обсуждения «в возможно короткий срок» (ст. 111), но обязан подписать закон, если парламент примет его вторич­но (обычным большинством голосов). Некоторые законопроекты могут вноситься в парламент и легислатуры штатов только с согласия прези­дента. Законы по ряду вопросов, принятые легислатурами штатов, резе­рвируются на рассмотрение президента республики и вступают в силу лишь после одобрения им.

50{

Президент, действуя в качестве главы исполнительной власти, может в период между сессиями парламента издавать указы, имеющие силу закона. После открытия сессии парламента такие указы должны быть представлены парламенту для утверждения. Если в течение 6 недель после созыва палат указы не будут утверждены, они теряют силу. Прези­дент назначает губернаторов штатов, главного судью и членов Верховно­го суда Индии, членов высоких (высших) судов штатов, генерального прокурора, генерального атторнея, многих высших должностных лиц. Он обладает правом помилования.

Президент — высшее должностное лицо. Как таковое он теоретичес­ки, по конституции, возглавляет весь административный аппарат.

Однако, как отмечалось, все эти обширные полномочия президент осуществляет только по указаниям правительства. Видимо, поэтому в Индии не существует института контрассигнатуры президентских актов, как в других парламентарных республиках: конституция ясно устанавли­вает несамостоятельную роль президента. Его обширные по букве кон­ституции полномочия практически осуществляет правительство. Прав­да, президент может потребовать пересмотра адресованного ему совета правительства, но он должен действовать опять-таки по данному ему совету. В состав правительства президент не входит, на его заседаниях не присутствует; его лишь ставят в известность о решениях правительст­ва по вопросам законодательства и управления, и он вправе требовать от главы правительства информации по этим вопросам. Иногда возникали коллизии между президентом и премьер-министром, но они всегда реша­лись в пользу последнего.

Президент несет ответственность в форме импичмента. Любая пала­та может возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/4 части ее членов и подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит расследование, либо отдает об этом распоря­жение другим органам. После этого палата большинством голосов фор­мулирует обвинение. Оно передается другой палате для решения вопро­са об импичменте путем голосования. Отстранение президента от долж­ности осуществляется резолюцией любой палаты, которой представлено сформулированное обвинение, большинством в 2/3 общего числа ее членов.

Вице-президент Индии также избирается на 5 лет, но иным путем:

на совместном заседании обеих палат парламента, без участия легис­латур штатов. Условия для избрания вице-президента такие же, как и для президента, за исключением одного: вице-президент должен обладать квалификациями, необходимыми для избрания не в народную палату, как президент, а в Совет штатов, поскольку он председательствует в этой палате. Помимо этого вице-президент помогает президенту и замещает

его в случае временной или постоянной невозможности президента ис­полнять свои обязанности. В последнем случае в возможно короткий срок проводятся выборы нового президента.

Правительство Индии — Совет министров. Премьер-министром президент назначает лидера партии большинства в народной палате (с 1989 г. — лидера коалиции партий, обладающих большинством депутат­ских мандатов, т.е. руководителя ИНК(И). Иной способ выбора премьер-министра невозможен; подобранный им состав правительства не полу­чит доверия палаты, следовательно, правительство не будет сформирова­но. Только в единичных случаях, в исключительных ситуациях, когда правительство утрачивало опору в нижней палате (например, в результа­те массового перехода депутатов его партии в другую партию), президент имел определенную свободу выбора. В последние годы ИНК(И) создавал и правительство парламентского меньшинства.

По указанию премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается путем голосования. Правительство, сформированное таким образом, имеет поддержку большинства депутатов народной палаты. Министры в Индии должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с одобрения президента. Правительство в Индии, как и в Великобритании, включает большую группу лиц (в том числе государственных министров, парламентских секретарей — замес­тителей министров, представляющих их в парламенте, младших мини­стров — иных заместителей министров), обычно до 60 человек, в 1997 г. — более 40, и не собирается на заседания в полном составе Фактически все вопросы руководства государством решаются узким со ставом правительства — Кабинетом (премьер-министр и министры, отвечающие за наиболее важные участки работы; в 1997 г. — 17 членов).

Компетенция Совета министров в конституции не определена. Сказа но лишь, что этот орган учреждается для оказания помощи и дачи советов президенту при выполнении им своих функций. На деле, как отмечалось, правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции президенту. Кабинет решает все важные вопросы государственной политики, управляет страной. Правительство направляе-законодательную деятельность парламента (ибо, как правило, в правительстве посты занимают лидеры партии большинства или блока партий в парламенте), издает нормативные акты в форме президентских указом или в порядке делегированного законодательства (в последнем случае — от имени министров). За этими актами надзирает специальный комите-парламента по «подчиненному» или дополнительному законодательству все нормативные акты министров должны быть «положены на стол пар

ламента» (на деле они сдаются в библиотеку парламента) за 30 дней д. их публикации (а не после).

Обычно решения на заседаниях Совета министров и в Кабинете ми­нистров принимаются без голосования, на основе общего согласия. На этих заседаниях (особенно на заседаниях Кабинета) рассматриваются наиболее важные вопросы, а текущая работа осуществляется через раз­личные комитеты, создаваемые внутри правительства: по бюджету, по обороне, по политическим вопросам, по вопросам занятости населения, по кадровым вопросам и т.д. Большую роль в деятельности правительст­ва играет его секретариат: советники и помощники главы правительства со своим штатом государственных служащих.

Министры руководят своими ведомствами. Руководители менее важ­ных министерств, не входящие в Кабинет, называются государственны­ми министрами. Министры без портфеля, являющиеся советниками пре­мьер-министра или выполняющие отдельные важные поручения, могут входить в состав Кабинета.

Если народная палата выразит недоверие правительству, оно обяза­но уйти в отставку или обратиться к президенту республики с просьбой о роспуске палаты и назначении новых выборов. На практике в Индии недоверие правительству не было выражено ни разу. Это и понятно:

правительство — это лидеры партии (партий) большинства в палате. Однако вследствие утраты правительством большинства в палате прези­дент принимал решения о роспуске палаты и досрочных выборах.

Наши рекомендации