Общее и особенное в государственном управлении.
Общее и особенное в государственном управлении.
Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых ак тов.
Общие черты законности:является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;основывается на действующем российском законодательстве;представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного у Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой: планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете — народом на основе демократического выбора; организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры.
Государство как субъект управления.Основные характеристики государства.
Субъект г/у – общ.жизнедеятельность людей. Общая цель- порядочное сохранение и развитие об-ва.
Основные характеристики (признаки) государства :
Суверенитет, т. е. независимость во внешних и верховенство во внутренних делах;
наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения);
наличие определенного юридического порядка (наличие права);
относительное постоянство (отражает пространственно-временной характер государства, действие юр. порядка на конкретной территории в конкретное время;
монопольное право на использование насилия (принуждения);
экономические характеристики:
эмиссия денег,сбор налогов,
существование бюджета;
Государство — это территориальная организация людей, что имеет концептуальное значение. Во-первых, тем самым преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи, и они заменяютсяна сугубо общественные.
Во-вторых, создается структура, которая выступает (по идее!) нейтральной по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам разных людей.
Процесс совершенствования г/у.
Итоговым выражением деятельности является процесс совершенствования самого г/у- подсистему в г/у с соответствующими целями, предметом, принципами и организацией,• смысл которой заключается в придании г/у как системному общественному явлению способности самопреобразования, саморазвития, самоулучшения управления. Предмет совершенствования гносеологический и предметно-практический, свидетельствующий о том, что подлежащие совершенствованию управленческие явления представляют собой и объекты познания (теоретического постижения), и объекты практического преобразования. Принципы при осущ-ия совершенствования- принцип системности, принцип комплексности. Процесс совершенствования государственного управления должен быть организован.(три способа решения таких вопросов: осуществление рационализации силами персонала соответствующего; обоснование предложений по рационализации силами привлеченных специализированных организаций; разработка и реализация проектов (планов) рационализации объединенными силами представителей как соответствующего органа, так и внешних специализированных организаций.)
Типология государств
Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.
Типология государства с точки зрения формационного подхода.
Марксистко - ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.
Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Достоинства формационной типологии:– продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства
В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и др. Достоинства цивилизационнойтипологии: – выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;– в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная" типология государств. Слабые стороны:– недооцениваются социально-экономические факторы;– по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.
Информация как основа г/у.
информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу г/у
Информацию, используемую в государственном управлении, можно классифицировать по разным признакам. Ее можно разделить наофициальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, по степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).
Можно выделить несколько направлений в области информационного обеспечения государственного управления. Это чисто технико-технологическое направление, решаемое специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики.Другое направление– непосредственно управленческое состоит встандартизации и унификации управленческой информации.Третьенаправлениеопределяется развитием профессиональной и психологической подготовки персонала управления.
Система г/у.
Система государственного управления включает в себя конструирование и экспликацию системы базовых понятий и представлений, тот категориальный аппарат, который обобщает сферу профессиональной деятельности, создает язык общения для всех, реализующих себя в системе государственного управления или проявляющих к ней интерес.
Аспекты системы г/увзаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с управляемой общественной системой (управляемыми объектами).
Г/у— это явление субъективное. Значит, "погружаясь" в объективное, стремясь своими возможностями способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести: информацию, знания, организационные и нормативные ресурсы, идеи (модели), действия гос. служащих и других участников упр-ских процессов.
Стратегический уровень г/у.
Стратегический уровень это - наиболее сложное и ответственное целеполагание, от которого очень многое зависит в организации и функционировании системы г/у.
Стратегическое управление определяет цели и задачи развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления . Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом гос-ва или доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс.
Различают стратегии: общеэкономические - роста, стабилизации, преодоления кризиса (выживания), структурных перестроек; отраслевые - использования материально-сырьевых запасов, космоса и другое; функциональные - подавления инфляции, привлечение инвестиций и другое.
Основой стратегического управления являются стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Стратегия должна быть максимально ясной и убедительной. Она выбирается, поэтому из нескольких возможных вариантов и формируется по видам деятельности, обеспечивающим преимущества по сравнению с другими направлениями.
Гражданин государства
Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
Правовое регулирование г/у
Правовое регулирование государственного управления — это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности).
Федеральное Собрание РФ: верхняя и нижняя палаты и их полномочия.
Федеральное Собрание – единственный орган государственной власти, принимающий федеральные и федеральные конституционные законы. Принимаемые парламентом законодательные акты имеют верховенство на всей территории РФ, обладают прямым действием и подлежат безусловному исполнению, в том числе и органами исполнительной и судебной властей. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и гос Думы. Деление палат на верхнюю и нижнюю условно и отражает особенности законодательного процесса.
Полномочия гос. думы: (Нижняя палата)
-дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ;
заслушивание РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой;решение вопроса о доверии Правительству Рф; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Рф;
назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов;
объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Полн. Совета Федерации:(Верхняя плата)
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
г) назначение выборов Президента РФ;
д) отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента РФ).
Принципы гос управления
Принцип г/у представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов г/у (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей
Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении.
принципе правовой упорядоченности государственного управления. Этот принцип объективно обусловливает необходимость главным образом законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.
Принцип законности государственного управления. Принцип законности влечет за собой ряд методологических и практических положений: во-первых, он предполагает, что функционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации; во-вторых, принцип законности обусловливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; принцип разделения власти в государственном управлении. Иногда данный принцип понимается лишь в сугубо технологическом смысле и сводится как бы к простому разделению деятельности в области государственного управления. Между тем он имеет глубинное социологическое значение, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлежности власти народу.
Принцип федерализма государственного управления.
Формы демократии в г/у
Демокра́тия—политическийрежим, восновекотороголежитметодколлективногопринятиярешенийсравным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Среди форм осуществления народовластия в государственном управлении на первое место следует, разумеется, поставить формы непосредственной (прямой) демократии, позволяющие народу (его территориальным составным частям) прямо, без посредников и представителей, так сказать самому, изъявлять свои интересы и волю. Это: общенародные и региональные (локальные) референдумы, свободные выборы и обсуждения. Важная роль в обеспечении демократизма государственного управления принадлежит представительной форме демократии. Это — специфическая связь общества и государства через свободно выбираемых гражданами лиц.посредством законов и других нормативных правовых актов.
Общее и особенное в государственном управлении.
Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых ак тов.
Общие черты законности:является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;основывается на действующем российском законодательстве;представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного у Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой: планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете — народом на основе демократического выбора; организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры.