Совокупность условий и форм реализации функций государственного управления называется системой управления л/х.
Условия реализации функций государственного управления л/х определяются:
- политической и экономической системой и, прежде всего, формами и правами собственности на природные ресурсы;
- отношением государства и общества к охране окружающей среды и экологическим проблемам;
- ролью лесных ресурсов в экономическом развитии страны;
историческими традициями организации и воспроизводства лесных ресурсов;
- состоянием экономики в целом и бюджетной системы, в частности.
Формы реализации функций представляют собой их конкретные проявления в виде правовых, нормативных и распорядительных актов (законов, норм, правил, стандартов и т.п.).
Систему управления л/х образуют следующие элементы, подверженные влиянию социально-экономических условий (рис. 1):
Элементы системы Виды системы
Частное лесовладение |
Формы и права собственности на леса |
Отношения органов управления лесным хозяйством с лесопользователями |
Система управления лесами и ведения лесного хозяйства |
Субъекты лесных отношений, их компетенция в государственном управлении лесным хозяйством |
Организация финансирования воспроизводства, охраны и защиты лесов |
Управление лесами и ведение лесного хозяйства при централизованно планируемой экономике |
Управление государственными лесами и ведение лесного хозяйства в условиях рыночной экономики |
Управление лесами и ведение лесного хозяйства в условиях переходного периода |
Рис 1 Элементы системы управления лесами их классификация
- формы и права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд (далее - леса);
- структура органов государственного управления л/х, их место в числе субъектов лесных отношений; распределение функций государственного управления по субъектам лесных отношений;
- отношения органов управления л/х с лесопользователями; экономическая организация лесопользования;
- система финансирования лесовосстановления, лесовыращивания, охраны и защиты лесов.
В зависимости от того, как построены названные элементы, практика ведения л/х и организации лесопользования в б. СССР, в России и зарубежных странах дала следующие системы управления лесами:
- управление лесами и ведение л/х в условиях централизованно планируемой экономики;
- управление лесами, находящимися в государственной собственности, в странах с развитой рыночной экономикой;
- частное лесовладение;
-управление лесами и ведение л/х в условиях экономики переходного периода.
87. в чем проявлялось несоответствие методов введения л/х в условиях централизованно планируемой экономики принципам устойчивого управления лесами.
После революции 1917г. все леса были национализированы и управляли ими местные органы власти. Именно в это время леса подверглись (особенно в центральных и южных районах России) интенсивным и бесконтрольным рубкам в целях получения лесоматериалов для восстановления народного хозяйства и дров для разрешения энергетического (топливного) кризиса. Становление командно-административной системы в конце 20-х и начале 30-х годов привело к реформированию структур управления лесным хозяйством с передачей всех распорядительных функций от местных органов власти центральным, при этом проводниками жесткой централизованной политики в управлении лесным хозяйством на местах становятся государственные предприятия - лесхозы.
Таким образом, лесхозы как органы управления лесным хозяйством обязаны своим становлением централизованно планируемой экономике, которой для распоряжения лесными ресурсами из центра необходимо было иметь монопольные государственные структуры, лишенные прав на принятие собственных решений.
Именно в этот период было отменено взимание попенной платы за передаваемый лесозаготовителям лесосечный фонд. Такое решение было очередной жертвой лесного хозяйства, принесенной им в целях удешевления продукции лесной промышленности, используемой для индустриализации народного хозяйства и получения валютной выручки от экспорта лесоматериалов.
Лесопользование было подчинено не лесоводственным требованиям, а исключительно задачам обеспечения разрушенного народного хозяйства древесиной и продуктами ее переработки с минимальными затратами, как того требовали законы социалистической экономики. Территориями интенсивных рубок стали районы, расположенные близко к центрам потребления древесины и обеспеченные транспортными путями (железная дорога, сплав), а именно: южная Карелия, Ленинградская, Вологодская, Кировская, Свердловская области, республики Поволжья и др.).
Лесхозы, объединенные с леспромхозами, превратились в комплексные лесные предприятия, ориентированные, в основном, на промышленное производство, где выполнение и перевыполнение плановых заданий по выпуску продукции стимулировалось существовавшей в то время экономической системой. Именно в период совместного ведения лесопромышленного и лесохозяйственного производства комплексные лесные предприятия развивают на своей базе деревообработку (лесопиление, выпуск тары, домостроение и т.п.), достигая при этом лучших экономических показателей по сравнению со специализированными деревоперерабатывающими предприятиями за счет распоряжения собственным лесным фондом. Тенденция комплексного использования лесных ресурсов (без учета их воспроизводства), заложенная в период действия совнархозов, осталась на длительное время генеральной линией развития лесной промышленности и лесного хозяйства с подчинением интересов последнего лесопромышленным интересам.