В чем источник противоречий между различными подходами к оценке значимости лесов?
Вовлечение общественности в процесс планирования имеет особенности, вызванные открытостью многих документов и средств связи, возможностью встречи с лицами, вырабатывающими групповых обсуждений и действий и т.д. В этой связи необходимо создание информационного поля в лесном секторе экономики для всенародного обсуждения проблем российского леса. Это может быть обеспечено созданием условий для эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.
Участие общественности в обеспечении рационального использования охраны, защиты и воспроизводства лесов определяется законодательством Российской Федерации.
В принципиальном отношении все представители общественности, имеющие ключевые интересы в разработке плана, должны приглашаться на совместные заседания, и их участие поощряться. Следует иметь в виду, что общественность может быть представлена как сторонниками предлагаемого плана, так и противниками. Кроме того, всегда есть конкретные люди или группы людей, положение (интересы) которых будет затронуто в первую очередь в осуществлении планируемых мероприятий. Например, при требуемом снижении размера рубок спелых и перестойных лесных насаждений в многолесном регионе – месте компактного проживания этнических групп, которые в современных условиях хотят восстановить свои традиционные промыслы и формы ведения хозяйства. Работники государственных органов лесного хозяйства могут в лице представителей этих групп получить сторонников или противников. Если традиционное занятие населения было связано преимущественно с охотой и снижение объемов рубок благоприятно скажется на численности дичи, то общественность поддержит предлагаемые изменения. В другом случае общественность будет скорее оппонентом, если традиционным было скотоводство, которое, в связи с изменением уклада жизни в последние 50 … 70 лет, пришло в упадок, и пастбища заросли лесом. Здесь потребуется более длительная работа в поиске компромисса не только между лесным хозяйством и общественностью, но и привлечение представителей других министерств и ведомств.
Различные государственные и общественные организации на раннем этапе разработки проекта плана должны выработать условия действий на случай появления конфликтной ситуации. Пути разрешения конфликтов могут включать выбор общепризнанного авторитетного лица, обращение в соответствующие органы или иное по взаимной договоренности.
Конфликтных ситуации можно избежать или, по крайне мере, снизить их остроту, активизируя лесоводственное (экологическое) просвещение и образование населения. Например, нередки факты, когда даже высокопоставленные должностные лица некоторых государственных органов законодательной и исполнительной власти или поборники охраны и защиты лесов не знают, что органы лесного хозяйства не ведут лесозаготовок в плане рубок спелых, перестойных лесных насаждений и рубок ухода спелых видов использования леса.
70.В чем заключается изменение подходов к общественности как равноправному партнеру государственных органов в обсуждении проектов планов деятельности в лесу?
Главная цель при совместной разработке проекта плана лесопользования и лесоуправления заключается в выработке согласованного мнения между общественностью и государственными органами на каждой стадии обсуждения. Поэтому в процессе работы все заинтересованные представители общественности определяют одно или несколько лиц, которые будут представлять их интересы в переговорном процессе и поиске согласованного решения. В обсуждении могут быть использованы такие различные подходы, как: образование совместных комитетов, проведение рабочих совещаний (семинаров) представителей и др.
Компетенция государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации связана с разработкой региональных программ по развитию лесного хозяйства, совершенствованию лесного законодательства, установлению по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы и т.д. В этом отношении управления в субъекте Российской Федерации может быть представлен в качестве:
- участника, напрямую зависящего от принятого решения;
- органа, осуществляющего техническое и административное (управленческое) обеспечение процесса;
- органа, принимающего решение на уровне субъекта.
В соответствии с законом «Об информации, информатизации и защите информации» органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организации.