Какие основные факторы влияют на формирование лесной политики? Основные элементы лесной политики?
В условиях перехода к рыночной экономике формирование лесной политики находится под воздействием следующих основных факторов:
- юридические (законодательство), включая многоуровневые проблемы собственности и разделения полномочий между центром и субъектами Федерации.
- доля лесного сектора в экономике страны сточки зрения роста объемов производства, экспорта, занятости, уровня заработной платы.
- значение лесов и лесоуправления в охране окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
- материальный, культурный и духовный уровень развития общества.
- влияние международных, профессиональных и неправительственных организаций и общественности на процессы определения лесной политики.
К числу основных элементов лесной политики следует отнести меры законодательные (регламентирующие рамки), учрежденские (институционные механизмы), финансово - экономические (материальные стимулы), научно-технические, кадровые, социальные (информационные средства).
Регламентирующие рамки представлены юридическими предписаниями (запрещения, разрешения, обязательства) в виде законов, указов, постановлений, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти. На основании юридических предписаний разрабатывают нормативные акты, регламентирующие правила и процедуры использования и воспроизводства природных ресурсов, обязательные для всех субъектов. Применительно к лесной политике регламентирующие рамки – это «лесное законодательство».
Сохранение лесов и управление лесами находятся под пристальным вниманием разнообразных общественных объединений, которые добиваются поставленных целей через политические институты.
Принципиальными моментами для формирования лесной политики могут быть:
-сравнение эффективности развития нефтегазового комплекса, использующего невозобновимые природные ресурсы и лесного сектора, где ресурсы возобновимы;
- доля защитных лесов в лесном фонде;
- соотношение средств на повышение продуктивности лесов и средств, используемых для сохранения лесов (от пожаров и вредителей) и др.
Институциональные механизмы призваны обеспечивать на практике правовые соглашения программы действий всех субъектов лесных отношений на всех уровнях управления.
Работа институциональных механизмов эффективно лишь тогда, когда разработаны и утверждены процедуры взаимодействия субъектов лесных отношений на основе договора соглашений, совместных программ.
Субъектами лесных отношений становятся: собственники лесных ресурсов; органы, управляющие ресурсами от имени собственника; лесопользователи; общественные объединения и организации; научные и образовательные учреждения и общества; финансовые организации международные сообщества.
Материальные стимулы. Экономическая и финансовая система обеспечивает реализацию всеми субъектами лесных отношений своих экономических интересов при использовании и воспроизводстве лесных ресурсов.
Экономическая и финансовая система включает: платежи за лесные ресурсы; налоги на доходы лесопользователей; государственные субсидии; государственное регулирование цен и тарифов; банковские проценты; финансовые санкции (штрафы и т.п.) за нарушения.
Экономические условия реализуются через инвестиционные программы (капитальные вложения) и программы занятости населения. В этих программах определяются источники финансирования, обеспечиваются приоритеты в распределении средств, устанавливаются показатели, характеризующие состояние лесных ресурсов.
Информационные средства могут быть условно разделены на научно-технические, кадровые, социальные.
Вобщем информационное обеспечение общества для целей формирования лесной политики и лесоуправления состоит в образовании и просвещении, в выработке норм поведения и морали граждан в отношении пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Информационное обеспечение имеет целью включить население в процессы управления лесными ресурсами на принципах убеждения и добровольности. Активную роль в этом процессе должны сыграть общественные объединения и средства массовой информации.