Проблемы лесного комплекса в России в конце ХХ в. Лесной кодекс 2006 г.
4 февраля 1997 г. введен в действие новый ЛК.
Лесной кодекс 1997 года не решил проблемы стоящие перед лесным сектором экономики страны.Имелось много проблем.
Лесной сектор экономики России подразделяется на две части: лесопромышленный комплекс и лесное хозяйство. Здесь имеются достаточно серьезные вопросы. Проблемы развития лесного хозяйства и лесной промышленности с начала нынешнего столетия стали объектом самого пристального внимания Президента, Правительства, Федерального собрания Российской Федерации.
В целях обеспечения решения имеющихся вопросов в лесном секторе экономики был подготовлен и принят принципиально новый Лесной кодекс в виде Федерального закона от 4.12.2006 г. №200 ФЗ.
В качестве основных единиц управления лесами Лесным Кодексом определены лесничеств и лесопарки. Документационной основой лесоуправления являются лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов. Последний составляет лицо, осуществляющее использования лесов. Проект освоения лесов содержит обязательной государственной экспертизе.
Принятие нового Лесного кодекса Российской Федерации потребовало коренного изменения системы государственного управления лесным хозяйством страны. Если Лесной кодекс 1997г. предусматривал несовместимость реализации функции государственного управления лесным хозяйством с осуществлением только рубок главного спелых и перестойных лесных насаждений и переработки древесины, полученной при этом, то новый закон устанавливает принцип недопустимости осуществления всех видов использования лесов органами государственной власти, а также непосредственного выполнения ими комплекса работ по ведению лесного хозяйства.
Таким образом, вводится в полное разделение функции государственного управления лесами и функции ведения лесного хозяйства на местном уровне управления.
13 В чем заключается разделение функции государственного управления лесами и функций ведения лесного хозяйства на местном уровне в соответствии требований ЛК РФ 2006 г.
Кодекс вводит новое для российской практики распределение полномочий в лесоуправлении. Главный принцип нового распределения – передача в субъекты Российской Федерации практически всех полномочий и прав в деле использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
В качестве основных единиц управления лесами Лесным Кодексом определены лесничеств и лесопарки (лесхозы в прежнем значении в законодательстве не предусматриваются). Документационной основой лесоуправления являются Лесной план субъекта Российской Федерации (содержит цели и задачи использования лесов на территории соответствующего субъекта, картографические материалы), лесохозяйственный регламент (основа использования лесов и ведения лесного хозяйства на уровне единицы управления: лесничество, лесопарк) и проект освоения лесов (план использования конкретного лесного участка). Последний составляет лицо, осуществляющее использования лесов. Проект освоения лесов подлежит обязательной государственной экспертизе.
Принятие нового Лесного кодекса Российской Федерации потребовало коренного изменения системы государственного управления лесным хозяйством страны. Если Лесной кодекс 1997г. предусматривал несовместимость реализации функции государственного управления лесным хозяйством с осуществлением только рубок главного пользования и переработки древесины, полученной при этом, то новый закон устанавливает принцип недопустимости осуществления всех видов использования лесов органами государственной власти, а также непосредственного выполнения ими комплекса работ по ведению лесного хозяйства.
Таким образом, вводится полное разделение функции государственного управления лесами и функции ведения лесного хозяйства на местном уровне управления. Это увязывается с принципом функционирования рыночной экономики о раздельном исполнении функций государственного управления экономикой и функции предпринимательства, обеспечивающих производство товаров, оказание услуг и выполнение работ.
Эти работы должны выполняться лицами, использующими леса (арендаторы), если таковых нет, то органами государственной власти субъектов федерации через размещение заказов путем проведения торгов - предпринимательскими структурами – победителями этих торгов, на основе контрактов с органами управления лесами.
Новая схема лесоуправления запрещает совмещение хозяйственных и управленческих функций и восстанавливает контрольно- надзорные права лесничего. Лесничества утверждаются в качестве базовых единиц лесоуправления.
Устанавливается децентрализация системы управления лесным фондом. Существенно меняется распределение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. С учетом того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности, закон предусматривает механизм передачи осуществления ряда полномочий Российской Федерации и их финансирование из федерального бюджета в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
14 Кем осуществляется мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии действующего лесного законодательства в случаях: лесные участки переданы для использования лесопользователям, лесные участки не переданы для использования лесопользователям, в других случаях.( ВОЗМОЖНО НЕПРАВИЛЬНО!!!!)
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду или в постоянное пользование, составляют проект освоения лесов. Освоение лесов предполагает организацию использование лесов, создание и эксплуатацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также мероприятий по охране и использованию объектов животного мира и водных ресурсов.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной (зависимости от принадлежности лесов), экспертизе.
Комплекс работ по ведению лесного хозяйства (мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов) должны выполняться лицами, использующими леса (арендаторами). Если таковых нет или выполнение этих работ не возложено на лиц использующих леса, органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».