Чем хар-сь пользование лесом в древнерусский период
Чем хар-сь пользование лесом в древнерусский период
В.К. Тепляков (1992-1997) выделяет девять периодов в истории формирования государственной лесной политики и лесоуправления в России.
Первый период (VIII –XIIвв.) характеризуется неограниченным пользованием лесом и лесными землями.поэтму не было необходимости в законах о лесе, лесоуправлении, лесной политике. Лес, как категория земель упоминается крайне редко. Он был естественным элементом ландшафта и не заслуживал специального упоминания.Культ поклонения лесам, рощам деревьям, рекам зародилось когда славяне жили охотой, собират-м, рыбол-м. леса почитались как священ-е(священ рощи,заповедные места) В древнерус-м языке гл –заповедать означает запретить. Отсюда заповедник это уч-к где запрещена охота и рыбалка. С утвержд-м христианства на Руси заповедание уч-в леса происход-о торжеств-о с иконами.охрана собст-и на лесные угодья на равне с с/х землевладениями относ-ся к глубокой древности. Регулир-е землевл-я и землепользования осущ-сь на основании «закона русского», кот сод-т нормы уголовного, семейн-о, наследственного права. Вокруг городов лежали c/х угодья на камнях и дер-х столбах ставили тамги или знамена- знаки собственности в их состав вход-и и леса. Законом преслед-сь рубка меженного дер,перетес знамен,перепашку граничной межи,- это закреплял-сь в «Русской правде Краткой редакции»-11век. На с-востоке Руси закрепление имущ-го права оформлял-сь в виде грамот(дарственных, охранных, договорных, духовных)Первая охранная грамота велик-о князя Всеволода Мстиславовича Юрьеву монастырю-1134г.
Каким образом регулировались лесные отношения в Соборном уложении
Третий период (начало XVII 1725 г) принятие первых законодательных актов в отношении лесов их использования и охраны в качестве самостоятельного объекта права, а не части предмета собственности. Особая заслуга в этом – Петру I.
В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра I, принято Соборное Уложение, где юридически закреплены положения о собственности на леса, которые подразделялись на вотчинные(леса на передав-х по наследству землях),государевы(принад-л царю,кот мог пожаловать их др лицам), поверстные(леса распол-е в границах вотчины), поместные(леса на землях жалов-х царем за службу), заповедные, засечные.
В то же время порубки и др нарушения (порча птичьей привады, порча рубка бортового дерева, кража пчел)строго наказывались. В зависимости от места расположения и характера использования земель определялся размер оброка, пошлины, податей.
В засечных лесах за ущерб или рубку сурово наказывали вплоть до смертной казни.
Появились такие формы, как право на аренду лесов для рубки, а также ограничение прав лесовладельцев. Появляются закрепленные сырьевые базы (заводские леса) и государевы корабельные леса.
Какие особенности реорганизации негативно повлияли на состояние лесного упр в довоенный период
период правления Временного правительства, когда состоялся второй съезд лесоводов, на котором признано «желательно отменить право собственности на леса и установить, что все леса без исключения должны быть имуществом национальным».
26 октября (8 ноября) – «Декрет о земле». Отменялось право частной собственности на землю, леса национализируются.
27 мая 1918 г. декрет «О лесах» - лесное хозяйство должно вестись в интересах общего блага и на основе планомерного лесовозобновления.
Конец 1918 г. учрежден Главный лесной комитет при ВСХН, главной задачей которого была заготовка древесины. Этим были подорваны основы лесного хозяйства как самостоятельной отрасли.
С 1 августа 1923 г. введен в действие Лесной кодекс РСФСР.
Суть лесной политики второй половины 20-х годов: лес – как объект природы должен служить делу построения социализма. Лесное хозяйство должно полностью отвечать целям народно- хозяйственной политики страны, всякое отступление от такой политики или сохранить старые формы лесного хозяйства признавалось буржуазным и реакционным. Нарком лесной промышленности в 1932 г. признавал «необходимость решительного разоблачения … вредительских теорий и практики, вытекающих из «принципа постоянства и равномерности» пользования лесом.
В 1931 г. были выделены леса лесокультурной зоны, а из них в 1936 г. – леса водоохраной зоны.
1943 г. – разделение лесного фонда на 3 группы по народно- хозяйственному значению.
Что такое лесная политика?
Государственная лесная политика – деятельность органов власти и государственного управления лесами внутри страны и на международном уровне, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
Лесная политика связана с лесным законодательством, которое выражает эту политику. Основы лесной политики определяются Лесным кодексом РФ.
Лесная политика тесно связана с лесоуправлением. Она определяет цель, магистральные направления развития лесной отрасли или лесного сектора экономики, а лесоуправление – один из инструментов достижения этой цели. Лесоуправление – система действий или программ, направленных на достижение в рамках действующего законодательства целей, сформулированных в лесной политике.
Устойчивое управление лесами – это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Эти взаимоотношения могут сопровождаться периодическим изъятием лесной продукции с помощью различных технологий, с применением машин и механизмов. Использование рыночных и нерыночных полезностей леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов.
Неизменная основа устойчивого управления лесами – поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии, как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов. Устойчивое управление предполагает бесконечно долгое сохранение лесов как части ландшафтов России.
Устойчивое управление лесами предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость (древесина, живица, недревесная продукция леса и т.д.), так и не имеющих таковой (например, воздействие на духовное здоровье народа или сохранение исторических традиций).
40.Организационные основы лесного хозяйства. Мероприятия по охране лесов от пожаров.
Концепция предусматривает необходимость в современном лесном хозяйстве России разделения функций государственного управления лесами и осуществления функций предпринимательства.
Новый Лесной кодекс Российской Федерации это законодательно закрепил: недопустимость осуществления всех видов использования лесов органами государственной власти, а также непосредственного выполнения ими комплекса работ по ведению лесного хозяйства. Эти работы должны выполняться лицами, использующими леса (арендаторы), если таковых нет, то органами государственной власти субъектов Федерации через размещение заказов путем проведения торгов – предпринимательскими структурами – победителями этих торгов, на основе контрактов с органами управления лесами.
Одним из основных действий для осуществления функций государственного управления в области лесного хозяйства является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка использования лесов, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ.
Это можно осуществить только при обеспечении действенного государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.
Новая схема лесоуправления в соответствии ЛК РФ (2006) запрещает совмещение хозяйственных и управленческих функций и восстанавливает контрольно-надзорные права лесничего. Лесничества утверждаются в качестве базовых единиц лесоуправления.
Мероприятия по охране лесов от пожаров предусматривает:
- пропаганду, ее совершенствование;
- участие в разработке международных правовых механизмах;
- широкое использование спутниковой информации, разработка мероприятий по ликвидации пожаров при радиоактивном загрязнении;
- дистанционное зондирование земли из космоса, мониторинг;
- создание автоматизированной системы связи.
Лесная декларация
Лесная декларация – это декларация в намерениях лица, которому предоставлен соответствующий лесной участок определенным образом использовать леса и осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству и носит заявительный характер.
Лесная декларация относится к числу тех документов, которые призваны решать задачи, ранее выполняемые лесорубочным билетом, ордером и лесным билетом и подается лицами, которым представлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или аренду при наличии у них проекта освоения, лесов прошедших государственную или муниципальную (в зависимости от принадлежности лесов) экспертизу.
Лесная декларация каждый год подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующая форма лесной декларации и порядок ее заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом МПР РФ от 02.04. 2007 г. № 74.
Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды или договором постоянного (бессрочного) пользования (далее – договор) и проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый календарный год.
Чем хар-сь пользование лесом в древнерусский период
В.К. Тепляков (1992-1997) выделяет девять периодов в истории формирования государственной лесной политики и лесоуправления в России.
Первый период (VIII –XIIвв.) характеризуется неограниченным пользованием лесом и лесными землями.поэтму не было необходимости в законах о лесе, лесоуправлении, лесной политике. Лес, как категория земель упоминается крайне редко. Он был естественным элементом ландшафта и не заслуживал специального упоминания.Культ поклонения лесам, рощам деревьям, рекам зародилось когда славяне жили охотой, собират-м, рыбол-м. леса почитались как священ-е(священ рощи,заповедные места) В древнерус-м языке гл –заповедать означает запретить. Отсюда заповедник это уч-к где запрещена охота и рыбалка. С утвержд-м христианства на Руси заповедание уч-в леса происход-о торжеств-о с иконами.охрана собст-и на лесные угодья на равне с с/х землевладениями относ-ся к глубокой древности. Регулир-е землевл-я и землепользования осущ-сь на основании «закона русского», кот сод-т нормы уголовного, семейн-о, наследственного права. Вокруг городов лежали c/х угодья на камнях и дер-х столбах ставили тамги или знамена- знаки собственности в их состав вход-и и леса. Законом преслед-сь рубка меженного дер,перетес знамен,перепашку граничной межи,- это закреплял-сь в «Русской правде Краткой редакции»-11век. На с-востоке Руси закрепление имущ-го права оформлял-сь в виде грамот(дарственных, охранных, договорных, духовных)Первая охранная грамота велик-о князя Всеволода Мстиславовича Юрьеву монастырю-1134г.