Слух как метод распространения информации
Пословица «Слухом земля полнится» удивительно метко отражает человеческую специфику восприятия информации.
Начну с нескольких примеров.
Пример 1.
Умнейший и хитрейший бизнесмен одной из стран СНГ (назовем его X) пользуется им самим изобретенным приемом: прохладная, но доброжелательная дружба сопровождается умело пущенным слухом о якобы имеющейся размолвке между ним и известным политиком, мистером Y. Отчего обыватель начинает жалеть кандидата, а как же! Могущественный человек из-за (причина каждый раз называется одна фантастичнее другой) лишил несчастного Y своей поддержки, моральной и финансовой. Но это только одна сторона монетки под названием пиар. Вторая — Y не побоялся бросить вызов самому богатому человеку страны. Почему? Не потому ли, что он (Y) стоит на страже простого народа и защищает интересы, ущемленные развернувшимся не в меру капиталистом?
Попрошу заметить — такой подход на определенном участке процесса политического пиара сработал безукоризненно. Кстати, этот ход сработал и бизнесмену на пользу. Ярые противники Y думали, вот-де не побоялся бизнесмен пойти против всесильного политика, а следовательно... Словом, бизнесмену приклеили совсем другой ярлык. Он называется «Капитализм с человеческим лицом». И что в итоге? Сочувствовал электорат обоим! Не только сочувствовал, но почти простил X его безмерное богатство, Y — его небезукоризненное прошлое и странноватое настоящее. Что, как вы понимаете, повлекло за собой дополнительную сотню-другую тысяч избирателей для будущего президента (ныне политика), с одной стороны, и радостно-воодушевленную реакцию обывателей, с другой стороны, на разного рода реформации, проводимые бизнесменом в родном городе.
Пример 2.
Перед Первой мировой войной Гитлер создал (именно создал!) слух о том, что поляки одержимы целью напасть на Германию. Для этого армия специальных агентов плодотворно «работала» на рынках, в ресторанах и прочих общественных местах, рассказывая о регулярных нападениях на приграничные немецкие села. Мало того, истории сопровождались мастерски выстроенными схемами, включающими подробности о жестокостях злобных поляков и прочих ужасах «с той стороны границы». В реальности, роль «польских полчищ» играли переодетые в польскую форму и снабженные польским оружием уголовники, порой политзаключенные, которых погнали «на убой». В первый день сентября 1939 года Гитлер сообщил своим соотечественникам: «Многочисленные нападения поляков на германскую территорию, в том числе нападение регулярных польских войск на радиостанцию в Гляйвице...». А в это время немецкая армия уже громила поляков. 2 сентября ближайшие помощники фюрера — Мюллер, Геббельс и другие, те, кто обеспечил «PR-акцию», получили награды за «отпор врагу».
Собственно, примеров можно привести великое множество. Вспомним классическую драму загубленной жизни (даже двух!) специально распространенным слухом («Маскарад» Лермонтова) или, в пародийном варианте, — репутация Кисы Воробьянинова, как отца русской демократии, организованная величайшим прохиндеем и уникальным пиарщиком Бендером!
А теперь поговорим о слухах, как технологии информационной войны. Психологические процессы рождения и распространения слухов давно будоражат умы и, конечно, становятся объектом пристальных исследований. Как правило, эффект от применения ложной информации носит непродолжительный характер, в основном, в тот период, пока пропагандистское влияние реализовывается в обстоятельствах нехватки информации. Чувствительность к слухам и их жизнеспособность в значительной степени обусловливаются тем, что они являются свободным и доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, необходимых ему для социальной ориентации и корректировки своего поведения. В условиях «информационного дефицита», когда у человека нет четкого представления о творящемся вокруг, у него возникает ощущение вакуума, что вызывает тревогу, беспокойство и другие переживания. Вот слухи-то и помогают нейтрализовать этот самый информационный дефицит. Выходит, что человек субъективно ощущает себя оповещенным, но, в то же время, конкретной информации не имеет.
Психологической основой для возникновения слухов является, в частности, извращение информации при устной ее ретрансляции людьми друг другу (эффект «испорченного телефона»). Причем, чем большее число граждан участвует в передаче информации, не подкрепленной реальными фактами, тем основательнее коверкаются сведения. Каждый домысливает, добавляет что-то свое, приукрашивает, устрашает. Словом, конечная информация получается искаженной до неузнаваемости.
Система слухов предназначена для распространения информации любого толка и создания определенного настроения среди населения. С помощью слухов можно опровергать неудобные вам факты, можно «возводить напраслину» на оппонентов и нейтрализовывать конкурентов, можно бороться со слухами или самим распространять таковые.
То есть в зависимости от намеченной цели выбирается любая, удобная и подходящая для реализации программы форма создания и распространения слухов.
Какие бывают слухи
Условно, слухи можно оценивать по уровню достоверности и по степени эмоционального воздействия на аудиторию.
В информационном плане, слухи бывают:
♦ стопроцентно недостоверные;
♦ с элементами правдоподобия;
♦ правдоподобные;
♦ достоверные, но с добавлением «сказок».
Эмоции, сопровождающие адресата (аудиторию слухов), не особо зависят от типа слуха, а только лишь от заложенной в нем информации. Слух может разбудить в человеке надежды и последующие разочарования по поводу их крушения. Слух может вызвать беспокойство, растерянность, боязнь, агрессию. Но, самое главное, зачастую слух значительно деморализует и дезорганизует людей, блокирует исполнение ими своих общественных и гражданских обязанностей, разрушает общественные связи и взаимоотношения, что может вылиться в массовые беспорядки, панику и т. п. Конечно, это крайние и не настолько частые последствия слухов, но свое дело они выполняют, особенно когда умело организованы.
Словом, слухи являются одним из эффективнейших средств информационной борьбы, в любом их приложении и во всех областях жизни общества. Что тут говорить о политике и экономике!
Такое уникальное действие слуха объясняется просто: «синдром тайны» и принадлежности к сонму посвященных в нее. Тайна — основа слуха, на нее, как на нитку, нанизываются бусины: герои, события, проблемы. Одной из ведущих составляющих является рассказчик слуха, играющий роль очевидца, родственника, «знакомого одной дамы» и т. п. Эту обобщенную персону можно охарактеризовать как «недурно осведомленный гражданин». Он является как бы «посредником» между слухом и аудиторией, «просвещенным» (а потому просвещающим других).
И еще. Самым значимым в любом слухе является тот факт, что он заведомо приватен, часто — и антиофициален, противостоя этим собственно информации.
Свойства слухов
Доверие — слух доходит до нас, уходя от проверки и анализа логикой, прямо в подсознание. А подсознание питает доверие ко всему, во что человеку хочется верить.
Изменяемость — мы услышали слух, но почти всегда, когда транслируем его далее, то мы присоединяем к нему что-нибудь и видоизменяем.
Актуальность — действенны лишь те слухи, которые злободневны для данной аудитории прямо сейчас.
Эмоциональность — слухи воздействуют не на логику, а на чувства и эмоции.
Незамысловатость — все слухи примитивны и ясны каждому.
Скорость — едва ли не вне конкуренции.
Анонимность — слух не имеет конкретного источника, поэтому сомнения адресовать некому.
Что усиливает слухи
Эффект прессинга группы — суждение большинства рассматривается меньшинством как справедливое, стоящее внимания.
Эффект воспроизведения — воспроизведение одного и того же сообщения различными способами способствует усвоению.
Эффект сенсационности — сенсации не только приключаются, но их делают.
Эффект эксклюзивности — эксклюзивное сообщение воспринимается как более веское.
Эффект правдоподобия — информация, которая созвучна настроениям и характеру человека, воспринимается практически априори.
Авторитетность — чем выше авторитет инициатора слуха, тем больше он может добавлять «сказочных подробностей» в передаваемую информацию.