Механизмом реализации традиции выступают
Благодаря изучению культуры малых и первобытных народов возникло
1) антропологическое направление понимания культуры;
2) философское направление;
3) социологическое направление;
4) психологическое направление.
13. У. Торн рассматривал обучение как:
1) относительно долговременные изменения в поведении;
2) значимые сдвиги в нервной системе;
3) приобретение жизненно полезного опыта;
4) адаптацию к внешним условиям.
14. Тип обучения, при котором проходит постепенное образование ассоциации между безразличными для организма стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления, называется:
1) условным рефлексом;
2) привыканием;
3) скрытым обучением;
4) адаптацией.
15. Мим – это:
1) единица информации;
2) единица подражания;
3) единица восприятия;
4) единица памяти.
16. Проявления активности, которые уменьшают приспособленность членов системы к окружению или затрудняют регулирование отношений между ними, называются:
1) агрессивными проявлениями;
2) дисфункциями;
3) коммуникативными проявлениями;
4) социальными проявлениями.
17. Действия, базирующиеся на рациональных основаниях, имеющие последовательную логическую структуру, по классификации Т. Парсонса, называются:
1) рациональными;
2) инструментальными;
3) неинструментальными;
4) иррациональными.
18. Действия, обусловленные бессознательными импульсами, по классификации Т. Парсонса, называются:
1) рациональными;
2) инструментальными;
3) неинструментальными;
4) иррациональными.
19. Концепция, содержащая набор действий, правил их реализации, пределов распространения, и относящаяся к выполнению человеком определенных социально значимых функций, в узком смысле носит название:
1) концепция социального действия;
2) концепция социальной организации;
3) концепция социальной роли;
4) концепция социальной системы.
20. Совокупность организованных социокультурных взаимодействий с развитой сетью защитных механизмов против напряжений, беспорядков и конфликтов, носит название:
1) идеального социального действия;
2) идеальной социальной организации;
3) идеальной социальной системы;
4) экономической системы.
21. Семиотика – это:
1) наука о знаковых системах;
2) учение о трактовании текстов;
3) учение о бытие всего сущего и всеобщих принципах организации;
4) наука о воспитании и обучении индивида.
22. Основоположником семиотики считается:
1) Ф. де Соссюр;
2) Ч. Пирс;
3) Ю.М. Лотман;
4) К. Леви-Стросс.
23. Знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно, называются:
1) символами;
2) иконами;
3) индексами;
4) символами, иконами и индексами.
24. Знаки, чьи форма или содержание смежны в пространстве или во времени, называются:
1) символами;
2) иконами;
3) индексами;
4) символами, иконами и индексами.
25. Знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, называются:
1) символами;
2) иконами;
3) индексами;
4) символами, иконами и индексами.
26. Дым, предполагающий наличие огня:
1) индексальный знак;
2) иконический знак;
3) символический знак;
4) не является знаком.
27. С помощью лексики, интонации, мимики, жестов, а также категорий, терминов, букв, художественных образов и т.п. структурируются преимущественно:
1) индексальные области;
2) символические области;
3) иконические области;
4) все перечисленные знаковые области.
28. Автором произведения «Элементарны структуры родства» является:
1) Ф. де Соссюр;
2) Ч. Пирс;
3) Ю.М. Лотман;
4) К. Леви-Стросс.
Принцип, согласно которому культура должна изучаться как самостоятельная, целостная система, включающая определенный набор элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и выполняющих определенные функции, называется
1) структурализм;
2) функционализм;
3) культурный релятивизм;
4) исторический материализм.
30. Те результаты и влияния, которые возникают в процессе контактов между различными культурами:
1) инкультурация;
2) аккультурация;
3) ассимиляция;
4) регионализм.
31. Четко определенная географическими границами территория, на которой сосредоточен значительный массив сходных элементов или черт культуры, имеет название:
1) культурный центр;
2) маргинальная область;
3) культурный ареал;
4) регион.
32. Культурная область, где встречаются и смешиваются черты соседних ареалов, по определению А. Кребера, носит название:
1) культурный центр;
2) маргинальная область;
3) культурный ареал;
4) регион.
33. Учение о ценностях – это:
1) философия;
2) онтология;
3) этнология;
4) аксиология.
34. Значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом рассматривается как:
1) ценность;
2) норма;
3) правило;
4) мораль.
35. Устойчивый комплекс ценностей, разделяемых основной частью общества, формирует:
1) элитарную культуру;
2) массовую культуру;
3) ядро культуры;
4) субкультуру.
36. Моральное осуждение или поощрение выражается:
1) в формальных санкциях;
2) в неформальных санкциях;
3) в правовых нормах;
4) в запрещающих нормах.
37. Правила, регулирующие человеческое поведение, требования, которые обязывают, запрещают или разрешают то или иное поведение в определенных ситуациях:
1) ценности;
2) нормы;
3) санкции;
4) мораль и нравственность.
38. Сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются идеалы и нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни:
1) нравственность;
2) санкция;
3) мораль;
4) политика.
39. Высшие, абсолютные ценности:
1) нравственные ценности;
2) социальные ценности;
3) ценности-средства;
4) ценности-цели.
40. Элементарные нормы нравственности, которые формировались на протяжении столетий, передавались от поколения к поколению и закрепляли сложившийся в обществе порядок взаимоотношений между людьми:
1) правовые нормы;
2) моральные нормы;
3) общечеловеческие нормы;
4) побуждающие нормы.
41. Отклонение от общепризнанной нормы в самом общем смысле называется:
1) креативность;
2) инновация;
3) девиация;
4) правонарушение.
42. Способы реагирования окружающих на поведение человека в виде воздаяния, поощрения и наказания носят название:
1) санкции;
2) запреты;
3) принуждения;
4) похвала.
43. Многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности:
1) социокультурная среда;
2) социокультурная ситуация;
3) культурно-историческое наследие;
4) образ жизни.
44. Социокультурная среда – это структурная составляющая:
1) социокультурного опыта;
2) социокультурной ситуации;
3) образа жизни;
4) социокультурного института.
45. Совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни:
1) социокультурная среда;
2) социокультурная ситуация;
3) культурно-историческое наследие;
4) образ жизни.
46. Социальные связи, которые могут выступать ресурсом получения выгод для общества; концепция в социологии, экономике и политологии, обозначающая социальные сети и взаимосвязь между ними в обществе:
1) социальный опыт;
2) образ жизни;
3) социальный капитал;
4) социокультурная ситуация.
47. Позитивный опыт, накапливающийся в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, а также включающий стихийную отбраковку форм, технологий и результатов их действий, поступков, коммуникативных актов, идей и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными:
1) социальный опыт;
2) образ жизни;
3) социальный капитал;
4) социокультурная ситуация.
48. Первая научно-теоретическая школа, возникшая в рамках социальной (культурной) антропологии, получила название:
1) диффузионизма;
2) культурного релятивизма;
3) эволюционизма;
4) структурализма.
49. Воззрения Г. Спенсера, Э. Тайлора, Л. Моргана легли в основу:
1) структурализма;
2) эволюционизма;
3) диффузионизма;
4) культурного релятивизма.
50. Понятие «пережитки» ввел в науку:
1) Г. Спенсер;
2) Э. Тайлор;
3) Л. Морган;
4) Б. Малиновский.
51. Автором труда «Древнее общество» (1877 г.) является:
1) Л. Морган;
2) Д. Смит;
3) Э. Тайлор;
4) Б. Малиновский.
52. Периодизацию истории древнейшей культуры по признаку изобретений и открытий ввел:
1) Г. Спенсер;
2) Э. Тайлор;
3) Л. Морган;
4) Б. Малиновский.
53. Распространение чужой культуры посредством войн и завоеваний, колонизации, торговли и миграции, добровольного подражания, взаимного признания и др. рассматривается в рамках:
1) структурализма;
2) эволюционизма;
3) диффузионизма;
4) функционализма.
54. Д. Смит, В. Перри, В. Риверс – представители:
1) структурализма;
2) эволюционизма;
3) диффузионизма;
4) функционализма.
55. Любой исторически существующий способ человеческой жизнедеятельности должен быть признан культурным, независимо от времени и места своего возникновения – это суждение характеризует:
1) культурный релятивизм;
2) эволюционизм;
3) диффузионизм;
4) структурализм.
56. Теоретиками структурно-функционального анализа являются:
1) Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган и др.;
2)Д. Смит, В. Перри В. Риверс и др.;
3) Б. Малиновский, М. Мид, Р. Бенедикт и др.;
4) Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган, Д. Смит, В. Перри В. Риверс и др.
57. Распространение культуры из одного центра к другому:
1) диффузионизм;
2) культурный релятивизм;
3) структурализм;
4) функционализм.
58. Способ воспроизведения элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени носит название:
1) инновация;
2) традиция;
3) социальный опыт;
4) социальный капитал.
Механизмом реализации традиции выступают
1) социальные стереотипы;
2) социальные установки;
3) социальные нормы;
4) социальные ценности.
60. Жесткую стереотипизацию социального и индивидуального поведения предполагает:
1) «традиционное общество»;
2) «обществао модерна»;
3) «общество постмодерна»;
4) информационное общество.
61. Построение оригинальных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры:
1) инновация;
2) традиция;
3) социальный опыт;
4) социальный капитал.
62. Нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества:
1) инновация;
2) традиция;
3) социальный опыт;
4) социальный капитал.
63. Для поддержания стабильности и порядка в обществе необходимо наличие:
1) инновации;
2) традиции;
3) социально-культурных институтов;
4) творческой элиты.
64. Условием развития социума выступает:
1) инновация;
2) традиция;
3) социально-культурный институт;
4) культурно-историческое наследие.
65. При всей своей оппозиционности и традиция, и инновация:
1) взаимосвязаны;
2) взаимоисключают друга;
3) взаимообусловлены;
4) не имеют никакой связи между собой (выбрать несколько вариантов правильных ответов).
66. Инновация (И.), возникшая внутри культуры за счет факторов ее собственного развития без влияний извне:
1) спонтанная И.;
2) стимулированная И.;
3) заимствованная И.;
4) экзогенная И.
67. Инновация (И.), которая, не являясь прямым заимствованием из какой-либо другой культуры, возникает под косвенным воздействием внешних обстоятельств:
1) спонтанная И.;
2) стимулированная И.;
3) заимствованная И.;
4) экзогенная И.
68. Инновация (И.), которая связана с прямым внешним воздействием:
1) спонтанная И.;
2) стимулированная И.;
3) заимствованная И.;
4) эндогенная И.
69. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности:
1) влечение;
2) потребность;
3) мотив;
4) интерес.
70. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо:
1) влечение;
2) потребность;
3) мотив;
4) интерес.
71. Реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений участвующих в них индивидов либо социальных групп:
1) влечение;
2) потребность;
3) мотив;
4) интерес.
72. В результате того, какие потребности конкретное общество ставит на первый план и какими способами их удовлетворяет, возникают:
1) государства;
2) социальные классы;
3) культурные вариации;
4) социально-культурные институты.
73. Иерархия потребностей как состояний индивида, расположенных на шкале из пяти последовательных ступеней, разработана:
1) Б. Малиновским;
2) Ш. Летурно;
3) А. Маслоу;
4) Э. Тайлором.
74. На первой ступени иерархии потребностей (П.) располагаются:
1) П. в безопасности;
2) физиологические П.;
3) П. в признании и уважении;
4) П. в самореализации.
75. Потребность в межличностной привязанности и любви обусловлена потребностями:
1) в безопасности;
2) в признании и уважении;
3) в социальных связях;
4) в самореализации.
76. Выделенному этологами у животных инстинкту территориальности у человека соответствуют потребности:
1) в безопасности;
2) в признании и уважении;
3) в социальных связях;
4) в самореализации.
77. На вершине «пирамиды» иерархии потребностей А. Маслоу находятся потребности:
1) в безопасности;
2) в признании и уважении;
3) в самореализации;
4) физиологические.
78. Фундаментальный уровень социальной общности включает:
1) человечество в целом;
2) социальные общности и социальные группы;
3) только отдельного индивида;
4) только социально-культурные институты.
79. Уровень социальной структуры общества включает:
1) человечество в целом;
2) социальные общности и социальные группы;
5) только отдельного индивида;
6) только социально-культурные институты.
80. Постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения между людьми; устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций:
1) социальный институт;
2) институт государственной власти;
3) социальная система;
4) социальный стереотип.
81. Власть, правительство, государство:
1) политические институты;
2) институты стратификации;
3) экономические институты;
4) культурные институты.
82. Процесс эволюции системы социальных отношений в форме их циклического воспроизведения, включающий в себя воспроизводство материальных благ, воспроизводство рабочей силы, производственных отношений, социальной структуры, социальных норм и ценностей:
1) социальный институт;
2) социальный опыт;
3) культурное воспроизводство;
4) социальное воспроизводство.
83. Передача (трансляция) культурных ценностей и норм от поколения к поколению:
1) социальный институт;
2) социальный опыт;
3) культурное воспроизводство;
4) социальное воспроизводство.
84. Основными механизмами социального (культурного) воспроизводства выступают:
1) традиции;
2) воспитание;
3) образование;
4) просвещение (выбрать правильные ответы).
85. Структура общества и отдельных его слоев; система признаков социального расслоения:
1) социальное неравенство;
2) социальная стратификация;
3) социальный класс;
4) социальная страта.
86. Форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей:
1) социальное неравенство;
2) социальная стратификация;
3) социальный класс;
4) социальная страта.
87. Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей:
1) социальная адаптация;
2) социализация;
3) инкультурация;
4) аккультурация.
88. Ограниченный во времени процесс привыкания к новым социальным условиям:
1) социальная адаптация;
2) социализация;
3) инкультурация;
4) аккультурация.
89. Процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры, длящийся всю жизнь:
1) социальная адаптация;
2) социализация;
3) инкультурация;
4) аккультурация.
90. Частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры:
1) социальная адаптация;
2) социализация;
3) инкультурация;
4) аккультурация.
91. Доктрина, миф, этические ценности, ритуалы:
1) структурные элементы религии;
2) структурные элементы социальной системы;
3) структурные элементы социального опыта;
4) структурные элементы политической системы.
92. Образцы поведения в отношении священных и сверхъестественных сил:
1) доктрина;
2) миф;
3) ритуалы;
4) религиозные ценности.
93. Фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и общественных сил:
1) религиозное сознание;
2) религиозный культ;
3) миф;
4) ритуал.
94. Система символических действий, с помощью которых верующие стремятся влиять на сверхъестественное:
1) религиозное сознание;
2) религиозный культ;
3) миф;
4) ритуал.
95. Процесс ослабления влияния религии как средства мышления и жизни и одновременно ослабление влияния церкви как общественно-политической силы:
1) секуляризация;
2) мифология;
3) ритуализация;
4) секта.
96. Основателем теории политической системы считается:
1) Д. Истон;
2) Г.Алмонд;
3) Л. фон Берталанфи;
4) Т. Парсонс.
97. Механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей – определение политической системы, предложенной:
1) Д. Истоном;
2) Г.Алмондом;
3) Л. фон Берталанфи;
4) Т. Парсонсом.