Антимонопольная политика России в отношении естественных и искусственных монополий

По той причине, что рынки, как правило, в топливно-энергетическом комплексе монополизированы и, следовательно, у их субъектов могут возникать соблазны диктовать цены на свои продукты потребителю, государство как один из методов по регулированию устанавливает ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, которое согласно ст. 6 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» реализуется при помощи утверждения тарифов или их предельных уровней. Тариф нужно устанавливать таким образом, чтобы учитывать обоснованные расходы на производство продукции (услуг) этими субъектами, учитывая издержки производства (реализации), налоги и прочие платежи, стоимость основных производственных фондов, потребности в капиталовложениях для воспроизводства, амортизационные отчисления, прогнозируемые прибыли, удаленность разных групп покупателей от мест производства продукции (услуг), соответствие качества производимых продуктов (услуг) спросу, а также государственные дотации и прочие меры государственной поддержки. То есть при утверждении тарифа должны быть согласно Постановлению Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий» соблюдаться экономически обоснованные принципы по формированию цен на продукты (услуги) данных субъектов.

Тарифы утверждаются уполномоченными госорганами. До 2004 г. функционировало несколько госорганов, которые занимались разработкой и установлением тарифов, в т.ч. Федеральная энергетическая комиссия занималась тарифами на продукты ТЭК. В середине 2004 г. в рамках изменений структуры федеральных органов исполнительной власти была создана Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ России), которая согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» должна была решать вопросы по тарифообразованию на продукцию (услуги) всех субъектов естественных монополий, а также на другие продукты, имеющие для государства стратегическое или социальное значение. В остальном регулирование деятельности субъектов естественных монополий передали Федеральной антимонопольной службе РФ.

Согласно закрепленной компетенции у ФСТ России есть две цели. Первая состоит в обеспечении сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемого рынка (что выступает важнейшим условием экономического роста России). Вторая цель заключается в обеспечении обоснованности и прозрачности процедур утверждения тарифов.

Для осуществления первой цели важнейшей задачей стало утверждение тарифов на более или менее длительные перспективы. В сентябре 2004 г. ФСТ России в первый раз установила предельный тариф на тепловую энергию и электричество на два года. В соответствии с принятыми в конце 2005 г. изменениями в Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» размеры тарифов не могут пересматриваться чаще, чем один раз в год[14].

Разработку тарифов в данной области осуществляют на базе нормативно-правовых актов. В каждой отрасли, где функционируют субъекты естественных монополий, сформирован собственный блок законов и прочих нормативно-правовых актов. При этом законодательство непрерывно меняют, и оно отражает поиск государством более эффективных инструментов по управлению данными отраслями, создание условий для развития конкуренции. Закон о естественных монополиях принимали тогда, когда монополисты не имели конкурентов. Между тем, на сегодняшний день в большинстве регионов у них стали появляться конкуренты, состояние рынка изменяется, возникают потребности по развитию локальных рынков ТЭК. Исходя из этого, сейчас назревает серьезная перестройка принципов и методов государственного регулирования отраслей в сфере естественных монополий.

Таким образом, в настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.

Что касается искусственного монополизма, главное направление антимонопольной политики РФ в данном случае - противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже действующих. Для этого государство применяет следующие санкции: предупредительные меры; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; прямую демонополизацию, т.е. принудительное раздробление монополистов на несколько независимых компаний.

В целом, регулирование естественных и искусственных монополий влияет на качество конкурентной среды посредством таких аспектов, как:

- ценовое (тарифное) регулирования;

- инвестиционные программы, определяющие технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных и искусственных монополий;

- регулирование доступа к товарам субъектов монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики[15].


Наши рекомендации