Антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба и ее деятельность
Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды. Антимонопольное регулирование дает возможность не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на национальном рынке, но и оказывает влияние на экономические процессы в других странах.
В 2004 г. в рамках административной реформы госорганов управления в РФ была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Положение о Федеральной антимонопольной службе было утверждено Правительством РФ 30 июня 2004 г. При этом задачей ФАС выступает не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие политики поддержки конкуренции.
На сегодня очевидна необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере конкуренции. Исходя из этого, в июле 2006 г. приняли Федеральный закон «О защите конкуренции». Основным достоинством этого закона стало соединение в одном правовом акте норм, которые регулируют поведение предприятий на товарном и финансовом рынках. Так формируется правовая база по единообразной трактовке добросовестных и недобросовестных форм конкуренции субъектов экономики, которые могут параллельно действовать как на товарном рынке, так и на рынке финансовых услуг.
Принятие Закона о защите конкуренции в 2006 г. было существенным шагом в развитии антимонопольного регулирования, между тем, оно не решило всех существующих проблем. Очевидно, что, несмотря на позитивные сдвиги в выработке мероприятий антимонопольной политики, по мере усовершенствования и развития антимонопольного регулирования, требуются изменения в законодательстве о конкуренции[11].
В 2009 г. в РФ приняли «второй антимонопольный пакет», состоящий из федеральных законов, которые предусматривали внесение изменений в Закон о защите конкуренции, Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также Уголовный кодекс. Утвержденные поправки были ориентированы на борьбу с картелями, укрепление контроля за органами власти, рост пороговых значений для регулирования экономической концентрации и пр.
В мае 2009 г. Правительство РФ утвердило подготовленную Минэкономразвития России Программу развития конкуренции в РФ на 2009-2015 гг. Она включала меры, направленные на развитие в России конкурентной среды, в т.ч. меры по уменьшению административных барьеров, снятие инфраструктурных ограничений конкуренции, борьбу с ограничивающими конкуренцию действиями государственных органов и их должностных лиц, по усовершенствованию антимонопольного регулирования.
В 2010 г. работа по усовершенствованию Закона о защите конкуренции была продолжена, подготовили «третий антимонопольный пакет поправок».
В июле 2012 г. ФАС России утвердила проект Стратегии развития антимонопольного регулирования в РФ. Основные цели антимонопольной политики в соответствии с данной Стратегией заключаются в:
- приведении законодательства РФ согласно нормам ВТО и ЕС;
- расширении области использования новых правовых институтов - предупреждений и предостережений;
- упрощении контроля за экономической концентрацией для дальнейшего снижения нагрузки на бизнес;
- ускоренном проведении массовой приватизации госимущества;
- внедрении конкурентных правил в процедуры государственных закупок, а также в процедуры продаж госимущества и др.;
- реализации отраслевых мер по защите и развитию конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг[12].
Итак, особую роль в регулировании отраслевых рынков играет Федеральная Антимонопольная служба (ФАС) России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением не только антимонопольного законодательства, но и законодательства в иных сферах, оказывающих непосредственное или опосредованное воздействие на состояние конкуренции в России - законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа); рекламы; контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (в части полномочий антимонопольного органа).
Как показывает анализ статистических материалов работы ФАС России, только за 2013 г. по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей ограничивающие акты и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, антимонопольные органы рассмотрели 3421 заявление по признакам нарушения антимонопольного законодательства, что составило практически половину всех поступивших обращений в антимонопольные органы за указанный год.
В 2013 г. антимонопольными органами проведено 1564 проверки органов власти, из которых 900 плановых и 664 внеплановых. Среди них: 139 (9% от общего количества) - проверки федеральных органов исполнительной власти, включая их территориальные органы; 188 (12%) - проверки некоммерческих организаций; 189 (12%) - проверки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 1048 (67%) - проверки органов местного самоуправления. По результатам проведенных проверок возбуждено 1001 дело по признакам нарушении антимонопольного законодательства. Наибольшее количество проверок проводилось по фактам необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов, необоснованного предоставления льгот и преференций, а также нарушений при проведении конкурсов и торгов. По официальному заявлению ФАС России, антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления занимают второе место после злоупотребления доминирующим положением по количеству принятых заявлений и первое по возбужденным делам.
В свою очередь, доля устраненных правонарушений антимонопольного законодательства в РФ в общем объеме выявленных за 2013-2014 гг. представлена в приложении 1. Количество и структура выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Алтайском крае в 2014 г. – в приложении 2[13].
В заключение можно отметить, что процесс становления и развития законодательства о конкуренции в Российской Федерации был довольно долгим и непростым. Неоднократно менялись концепции и принципы конкурентного законодательства. Нормы о конкуренции постоянно дополнялись и дорабатывались, в результате чего в 2006 г. был принят действующий на сегодняшний день Закон о защите конкуренции. Однако и его принятие не решило многих вопросов российского антимонопольного законодательства. Очевидно, что состояние законодательства о конкуренции напрямую зависит от экономической ситуации. В связи с этим по мере изменения тех или иных экономических условий, возникают и новые требования к нормативно-правовой базе, регулирующей конкурентные отношения.