Цели, методы и значение антимонопольной политики России
Основной целью всякой антимонопольной политики выступает пресечение монополистических злоупотреблений. Относительно к естественным монополиям данные цели достигают посредством прямого вмешательства государства в их деятельность, принудительного установления цен.
Цели, методы и направления антимонопольной политики представлены на рисунке 1[9].
Рисунок1 - Цели, методы и направления антимонопольной политики
В случае искусственного монополизма главное направление регулирования - противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже действующих. Для этого государство может применять санкции, заключающиеся в:
- предупредительных мерах (запрете слияния крупных компаний);
- штрафах за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытки сговоров с конкурентом);
- прямой демонополизации, т.е. принудительном раздроблении монополистов на несколько независимых компаний.
Следует отметить, что административно-правовые методы являются наиболее важной и динамичной составляющей в механизме антимонопольного регулирования. В них проявляются особенности компетенции и характер деятельности антимонопольных органов. По своим юридическим свойствам административно-правовые методы антимонопольного регулирования делят на:
- методы нормативного воздействия (внешне выражаются посредством издания (принятия) нормативных правовых актов и нормативных публичных договоров, действующих в отношении неопределенного круга лиц);
- методы индивидуального воздействия (внешне выражаются посредством совершения различных административно-правовых действий в отношении конкретных субъектов и издания (принятия) индивидуальных правовых актов (предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям)).
Традиционным является подразделение методов по характеру воздействия на убеждение и принуждение. Убеждение в сфере антимонопольного регулирования направлено на предупреждение нарушений и в основном реализуется через механизмы адвокатирования конкуренции.
Административное принуждение в сфере антимонопольного регулирования осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений. Применение мер административного принуждения в деятельности антимонопольных органов ограничивается преимущественно защитой обязательных правил поведения. Такую деятельность предлагается именовать антимонопольным принуждением.
Основаниями применения антимонопольного принуждения являются, во-первых, совершение административного правонарушения; во-вторых, совершение иного действия (бездействия), нарушающего антимонопольные требования, но не являющегося административным правонарушением согласно КоАП РФ; в-третьих, наступление особых условий, предусмотренных административно-правовой нормой, при которых меры антимонопольного принуждения применяются в отсутствие правонарушения в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий для конкурентной среды в экономической сфере.
Исследование антимонопольного законодательства позволяет выделить в структуре антимонопольного принуждения следующие однородные виды административно-правовых мер:
- административно-предупредительные меры;
- административно-восстановительные меры;
- меры административной ответственности.
К иным административно-правовым методам относится прежде всего метод административного наблюдения. Применение данного метода опосредует специфическую деятельность антимонопольных органов по систематическому наблюдению за деятельностью хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности. Соответственно, результатом применения метода административного наблюдения будет являться вскрытие нарушений антимонопольного законодательства.
Также в результате опроса некоторых сотрудников ФАС России и анализа специализированных средств массовой информации установлено, что антимонопольные органы осуществляют ежемесячный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары.
Нельзя не отметить применяемые в сфере антимонопольного регулирования вспомогательные методы, которые служат цели обеспечения применения других административно-правовых методов. К вспомогательным административно-правовым методам следует относить следующие методы:
- установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов;
- формирование реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов[10].
В целом, система мер антимонопольного регулирования представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Система мер антимонопольного регулирования
В заключение следует отметить, что антимонопольная политика ориентирована на создание условий добросовестной конкуренции и предотвращение монополизации рынка. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, поскольку создает условия роста конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом. Проблематичность практического осуществления антимонопольной политики связывают с тем, что она применяет, главным образом, экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяют, прежде всего, развитостью национальных рынков и объективностью государственной экономической политики.