Глава 1.сущность монополии и антимонопольной политики
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: | Государственное регулирование экономики |
Тема: | Антимонопольная политика в современной России |
ВЫПОЛНИЛ: | ||||||
студент | группы | |||||
Горбунова Елена Игоревна | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
ПРОВЕРИЛ: | к.э.н., зав. кафедрой | |||||
ученая степень, звание | ||||||
Фасенко Татьяна Евгеньевна | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
Оценка | ||||||
Подпись | ||||||
« | » | 2015г. | ||||
Барнаул, 2015
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Сущность монополии и антимонопольной политики. 5
1.1 Понятие и сущность монополии. 5
1.2 Виды и механизмы функционирования монополии. 7
1.3 Сущность и значение антимонопольной политики. 9
Глава 2 Антимонопольная политика в современной России. 13
2.1 Цели, методы и значение антимонопольной политики России. 13
2.2 Антимонопольное законодательство России, Федеральная антимонопольная служба и ее деятельность. 17
2.3 Антимонопольная политика России в отношении естественных и искусственных монополий. 21
Глава 3 Проблемы и совершенствование антимонопольной политики России на современном этапе. 25
3.1 Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики России. 25
3.2 Основные направления антимонопольной политики России в современных условиях 29
Заключение. 34
Библиографический список. 36
Приложение
-
Введение
Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику можно охарактеризовать как важнейшие основы структурной реорганизации в разных сферах экономики государств. За последние годы проблемы монополизации и недобросовестной конкуренции перестали быть исключительно экономическими – они все больше становятся политическими и социальными. По этой причине требуется, чтобы общество могло осознавать всю губительность и все негативные результаты монополий. Очевидно, в некоторых случаях (достаточно редко) наличие монополий выступает оправданным и даже необходимым, но за этими течениями должен быть жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотреблений своим монопольным положением.
Антимонопольная политика напрямую воздействует на социально-экономическое развитие страны: объем производства продукции, производительность труда, цены, прибыли компаний и их налоговые отчисления, объемы капиталовложений, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила нужно применять так, чтобы стимулировать как благосостояние потребителей, так и эффективное перераспределение ресурсов с ограниченным доступом, а также содействовать росту экономики государства в целом, решению социальных, экологических и прочих проблем.
Итак, актуальность данной курсовой работы заключается в том, большое значение имеет роль государства в поддержке конкурентной среды, немыслимая без активной антимонопольной политики, которая должно содействовать развитию и функционированию экономики.
Таким образом, целью настоящей работы является изучение антимонопольной политики в современной России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты антимонопольной политики;
- проанализировать антимонопольную политику в современной России;
- рассмотреть эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики России на современном этапе.
Объектом исследования работы является антимонопольная политика, предметом исследования -ее проблемы и перспективы развития в России на современном этапе.
При написании работы использовались следующие методы: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Информационной базой работы послужила современная научная литература в области государственного регулирования экономики и антимонопольной политики.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1.Сущность монополии и антимонопольной политики
Глава2.Антимонопольная политика в современной России
Заключение
Таким образом, антимонопольная политика выступает целенаправленной деятельностью государственных органов управления, противодействующей неограниченной власти монополии, нездоровой и недобросовестной конкуренции и направленной на создание и поддержание честной конкуренции.
В основе политики антимонопольного регулирования различных государств лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, которые содействуют развитию рыночных структур в рамках государств и ограничению власти монополий.
В случае искусственного монополизма главным направлением регулирования выступает противодействие созданию таких монополий, а порой и разрушение уже функционирующих. Для этого государство использует следующие санкции: предупредительные меры; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; прямую демонополизацию, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Процессы по становлению и развитию законодательства о конкуренции в России были довольно долгими и непростыми. Не раз изменялись концепции и принципы конкурентного законодательства. Нормы о конкуренции непрерывно дополнялись и дорабатывались, в результате из-за чего в 2006 г. приняли работающий на сегодняшний день Закон о защите конкуренции. Однако и его принятие не разрешило множество вопросов по российскому антимонопольному законодательству. Очевидно, что состояние законодательства о конкуренции прямо зависит от ситуации в экономике. В связи с этим по мере изменений тех или иных условий в экономике, появляются и новые требования к нормативно-правовой базе, регулирующей конкурентные отношения.
Важным фактором с точки зрения развития конкуренции стало принятие Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, особенностью которой является, с одной стороны, ее комплексность, а с другой стороны – реализация ее принципов и задач на всех уровнях государственной власти.
Основной концепцией государственного регулирования конкуренции должна стать структурная политика. Основу ее должны составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни и благосостояния народа.
Таким образом, активная конкурентная политика включает формирование системы мониторинга за степенью концентрации на всех товарных и финансовых рынках для своевременного выявления потенциальных антиконкурентных ситуаций и предупреждения развития опасных монополистических тенденций. Требуется большая открытость конкурентной политики ко всем участникам рынка: государственные органы, которые отвечают за разработку экономической политики, должны изначально учитывать положения конкурентных нормативно-правовых актов и целей антимонопольного регулирования.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 21.07.2014) (с изм. вступ. в силу с 01.05.2015) // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (часть 1). – ст. 3434; 2014 г. – № 30 (часть 1). – ст. 4266.
2. Авдашева, С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Е.Н. Калмычкова // Экономический журнал ВШЭ. - 2011. - № 4. - С. 562-609.
3. Авдашева, С.Б. Конкурентная политика / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко // Современная конкуренция. - 2012. - №3. – С. 15-21.
4. Антосик, Л.В. Формы проявления монопольной власти на региональных рынках / Л.В. Антосик // Региональная экономика. – 2012. - №3. – С. 15-22.
5. Демин, М.Б. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике / М.Б. Демин // Проблемы современной экономики. – 2012. - №9. – С. 12-19.
6. Илларионов, А. Актуальные проблемы экономического роста в России/ А. Илларионов // Общество и экономика. - 2012. - №8-9. - С.26-35.
7. Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – 306 с.
8. Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики. – М.: Экономика, 2013. - 496 c.
9. Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. - 336 c.
10. Мигитко, О. Цели, задачи и проблемы антимонопольного регулирования / О. Мигитко // Правила для бизнеса. – 2013. - №2. – С. 28-34.
11. Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 255 с.
12. Окрепилова, И.Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России: / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - СПб.: Питер, 2012. – 316 с.
13. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой / Н.М. Розанова // Экономический журнал. – 2011. - №2. – С. 24-48.
14. Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики. Учебное пособие. − М.: Инфра-М, 2012. – 182 с.
15. Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ, 2012. – 620 с.
16. Якунин, В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. - 2014.-№5.-С.36-44.
17. Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики (Обидовский, О.В.) // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://econference.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015).
18. Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2014 год // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015).
19. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФАС на 2015-2017 гг. // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015).
20. Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2014 г. // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://altk.fas.gov.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 15.05.2015).
21. Программа развития конкуренции в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 15.05.2015.
22. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы (Татаринова, С.С.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 15.05.2015.
23. Abayomi Al-Ameen. Antitrust: The Person-centred Approach. – 2014. – 214 p.
24. Keith N. Hylton. Antitrust Law and Economics, 2nd edition (Encyclopedia of Law and Economics). – 2010. – 298 p.
Приложение 1
Приложение 2
Количество и структура выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Алтайском крае в 2014 г.
[1] Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 108.
[2]Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 114.
[3]Обидовский, О.В. Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://econference.ru/.
[4]Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ, 2012. – С. 407.
[5] Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – С. 36-37.
[6]Антосик, Л.В. Формы проявления монопольной власти на региональных рынках / Л.В. Антосик // Региональная экономика. – 2012. - №3. – С. 16-17.
[7]Keith N. Hylton. Antitrust Law and Economics, 2nd edition (Encyclopedia of Law and Economics). – 2010. – 298 p.
[8]Авдашева, С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Е.Н. Калмычкова // Экономический журнал ВШЭ. - 2011. - № 4. - С. 567-568.
[9] Князева, И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. – С. 17.
[10]Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономистъ, 2012. – С. 426-428.
[11]Татаринова, С.С. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
[12]Мигитко, О. Цели, задачи и проблемы антимонопольного регулирования / О. Мигитко // Правила для бизнеса. – 2013. - №2. – С. 30-31.
[13]Отчет Алтайского краевого УФАС России по результатам работы за 2014 г. // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://altk.fas.gov.ru/
[14]Авдашева, С.Б. Конкурентная политика / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко // Современная конкуренция. - 2012. - №3. – С. 20.
[15]Обидовский, О.В. Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://econference.ru/
[16]Якунин, В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. - 2014. - №5. - С.36-44.
[17]Abayomi Al-Ameen. Antitrust: The Person-centred Approach. – 2014. – 214 p.
[18]Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой / Н.М. Розанова // Экономический журнал. – 2011. - №2. – С. 45-46.
[19]Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2014 год // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/
[20] Программа развития конкуренции в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
[21]Илларионов, А. Актуальные проблемы экономического роста в России/ А. Илларионов // Общество и экономика. - 2012. - №8-9. - С.26-35.
[22]Демин, М.Б. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике / М.Б. Демин // Проблемы современной экономики. – 2012. - №9. – С. 17-18.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: | Государственное регулирование экономики |
Тема: | Антимонопольная политика в современной России |
ВЫПОЛНИЛ: | ||||||
студент | группы | |||||
Горбунова Елена Игоревна | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
ПРОВЕРИЛ: | к.э.н., зав. кафедрой | |||||
ученая степень, звание | ||||||
Фасенко Татьяна Евгеньевна | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
Оценка | ||||||
Подпись | ||||||
« | » | 2015г. | ||||
Барнаул, 2015
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Сущность монополии и антимонопольной политики. 5
1.1 Понятие и сущность монополии. 5
1.2 Виды и механизмы функционирования монополии. 7
1.3 Сущность и значение антимонопольной политики. 9
Глава 2 Антимонопольная политика в современной России. 13
2.1 Цели, методы и значение антимонопольной политики России. 13
2.2 Антимонопольное законодательство России, Федеральная антимонопольная служба и ее деятельность. 17
2.3 Антимонопольная политика России в отношении естественных и искусственных монополий. 21
Глава 3 Проблемы и совершенствование антимонопольной политики России на современном этапе. 25
3.1 Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики России. 25
3.2 Основные направления антимонопольной политики России в современных условиях 29
Заключение. 34
Библиографический список. 36
Приложение
-
Введение
Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику можно охарактеризовать как важнейшие основы структурной реорганизации в разных сферах экономики государств. За последние годы проблемы монополизации и недобросовестной конкуренции перестали быть исключительно экономическими – они все больше становятся политическими и социальными. По этой причине требуется, чтобы общество могло осознавать всю губительность и все негативные результаты монополий. Очевидно, в некоторых случаях (достаточно редко) наличие монополий выступает оправданным и даже необходимым, но за этими течениями должен быть жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотреблений своим монопольным положением.
Антимонопольная политика напрямую воздействует на социально-экономическое развитие страны: объем производства продукции, производительность труда, цены, прибыли компаний и их налоговые отчисления, объемы капиталовложений, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила нужно применять так, чтобы стимулировать как благосостояние потребителей, так и эффективное перераспределение ресурсов с ограниченным доступом, а также содействовать росту экономики государства в целом, решению социальных, экологических и прочих проблем.
Итак, актуальность данной курсовой работы заключается в том, большое значение имеет роль государства в поддержке конкурентной среды, немыслимая без активной антимонопольной политики, которая должно содействовать развитию и функционированию экономики.
Таким образом, целью настоящей работы является изучение антимонопольной политики в современной России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты антимонопольной политики;
- проанализировать антимонопольную политику в современной России;
- рассмотреть эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики России на современном этапе.
Объектом исследования работы является антимонопольная политика, предметом исследования -ее проблемы и перспективы развития в России на современном этапе.
При написании работы использовались следующие методы: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Информационной базой работы послужила современная научная литература в области государственного регулирования экономики и антимонопольной политики.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1.Сущность монополии и антимонопольной политики