Национально-освободительная война в Турции и провозглашение ее республикой (1918 - 1923 гг.).
Условия Мудросского перемирия создали возможность раздела страны. Англичане, помимо захваченных во время войны территорий оккупировали Мосул и Александретту (Искандерун), итальянцы завладели Антальей и соседними округами, грекам было разрешено занять Измир.
1919-й стал годом окончательной агонии Османского государства, его парламента и правительства и одновременно зарождения новой, кемалистской власти. 19 мая 1919 г., через считанные дни после высадки греческих войск в Измире, активно поддержанных военными кораблями Англии, Франции и США, в Анатолию прибывает Мустафа Кемаль.
28 января 1920 г. по требованию кемалистов султанский парламент принял «Национальный обет». Это была декларация, определявшая территориальные границы и особенности устройства будущего турецкого государства, населенного «османским мусульманским большинством, объединенным религией, расой и идеей». В документе подчеркивалось, что именно эти территории являются собственно турецкими, «представляют собою единое целое, которое не терпит разделения ни де-юре, ни де-факто по каким бы то ни было причинам». В тексте обета принцип плебисцита назывался главным при решении спорных территориальных вопросов, подтверждались гарантии меньшинствам.
Однако этот документ не был принят во внимание, сам парламент был разогнан английскими оккупационными властями Стамбула. Раздел страны был, казалось, за- креплен Севрским мирным договором, который султанское правительство подписало под нажимом Антанты 10 августа 1920 г. Согласно ему, Восточная Фракия с Адрианополем, а также Измир отходили к Греции, Мосул - к Англии, обширная территория, примыкавшая к Сирии, - к Франции.
Зона проливов выделялась в особый район с международным управлением, предусматривалось создание независимых Армении и Курдистана. На значительной части оставшейся территории Турции учреждались сферы влияния Франции и Италии. Турция подлежала разоружению, восстанавливала отмененный младотурками капитуляционный режим и финансовый контроль со стороны держав Антанты.
Борьба за отмену этого договора вылилась в национально-освободительную войну, вооруженную борьбу с «подписантами» - как со своими, включая сторонников султанской власти и местное греческое, армянское население, так и с интервентами. Возглавившие ее кемалисты, выходцы из военной и гражданской элиты прежнего режима, в ходе этой борьбы сумели одержать победу над греческой армией, очистив к 18 сентября 1922 г. от интервентов всю территорию Анатолии, пленив даже ее главнокомандующего - генерала Трикуписа.
Победа была обеспечена прежде всего благодаря мощному подъему национально-освободительного движения во главе с бывшим султанским генералом Мустафой Кемаль-пашой. Но немалую роль сыграла и поддержка Советской Россией этого движения как «резерва мировой революции», как свидетельства возникновения в колониальных и полуколониальных странах нового мира, который впоследствии будет назван «третьим миром». Первым внешнеполитическим актом Великого национального собрания Турции (ВНСТ) было его обращение 26 апреля 1920 г. к Советской России. Как председатель ВНСТ, Мустафа Кемаль направил главе Советского правительства В.И.Ленину письмо с предложением установить дипломатические отношения между РСФСР и Турцией и оказать туркам помощь в борьбе против интервентов. Советское правительство оказало турецкому народу существенную помощь деньгами (свыше 10 млн. руб. золотом), значительным количеством вооружения и боеприпасов, средствами связи и пр. В ноябре 1920 г. в Анкаре открылось первое иностранное посольство в новой Турции посольство РСФСР.
16 марта 1921 г. в Москве состоялось подписание Договора о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией, затем 13 октября последовало подписание в Карсе аналогичного договора между Азербайджанской, Армянской и Грузинской Советскими Социалистическими Республиками, с одной стороны, и Турцией - с другой, и, наконец, в Анкаре 2 января 1922 г. - между Украинской ССР и Турцией. В этих документах содержались положения о праве сторон на свободу и независимость, на избрание формы правления согласно их желаниям. Оговаривалось, что те касающиеся Турции международные акты, которые не признаны ВНСТ (имелся в виду прежде всего Севрский договор), не будут признаваться советской стороной. Чуть ранее советская сторона передала в турецкое владение районы Карса, Ардагана и Артвина.
24 июля 1923 г. в актовом зале Лозаннского университета (Швейцария) состоялось торжественное подписание мирного договора между Британской империей, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством - с одной стороны, и Турцией - с другой. Кабальные условия Севра были отвергнуты, режим капитуляций, иностранный финансовый контроль, политические привилегии иностранцам отменены. По ряду позиций Турция пошла на уступки, так и не добившись согласия Антанты на включение в состав государства оккупированного англичанами района Мосула (в 1926 г. он вошел в состав Ирака, в то время подмандатной территории Англии). Согласно Лозаннской конвенции 1923 г. о проливах Турции следовало демилитаризовать Босфор и Дарданеллы, допустить в Стамбул международную комиссию по наблюдению за выполнением конвенции. Военные корабли нечерноморских держав могли заходить в Черное море фактически без серьезных ограничений.
В Лозаннском договоре были подробно оговорены права немусульман в Турции. Им посвящен целый раздел этого документа. Так, ст. 38 исключала возможность какой-либо дискриминации и преследования населения по национальному и религиозному признаку: «Турецкое правительство обязуется предоставить всем жителям Турции полную и совершенную защиту их жизни и их свободы, без различия происхождения, национальности, языка, расы или религии».
Далее устанавливалось, что «турецкое правительство даст в городах и округах, в которых живет значительное число немусульманских граждан, подобающие льготы в обеспечение того, чтобы в начальных школах обучение детей этих турецких граждан велось на их родном языке. Это постановление не воспрепятcтвyeт турецкому правительству сделать обязательным в названных школах обучение турецкому языку». Согласно договору власти Турции обязались также предоставить всяческую защиту церквам, синагогам, кладбищам и иным религиозным установлениям.
На будущее было отложено решение таких вопросов, как порядок обмена населением между Турцией и Грецией, условия выплаты Оттоманского долга, восстановление дипломатических отношений с США и др. Подписанный 6 августа того же 1923 г. между делегациями Турции и США мирный договор в принципе повторил положения Лозанны. Однако он не был утвержден сенатом США прежде всего по причине отмены капитуляций. 29 октября 1923 г. ВНСТ - новый турецкий парламент, уже более трех лет действовавший в Анкаре как независимая альтернатива султанской власти, - принял поправку к конституции, согласно которой формой власти турецкого государства провозглашалась республика. В ту же ночь тайным голосованием был избран первый президент Турецкой республики - Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк).
Итоги Кемалисткой революци
1) Распад Османской империи;
2) Сохранение зависимости Турции от иностранных держав.