Социально-экономическое и политическое развитие Индии (сер. XVII - сер. XVIII вв.)
В середине XVII в. большую часть п-ова Индостан занимала держава Великих Моголов . Ее основателем был Бабур (1526 г.).
Могольское государство представляло собой военно-феодальную восточную деспотию. Ее правитель - падишах претендовал на всю полноту налогово-административной, военной и судебной власти. При этом он опирался на ведомство, ведавшее казной (диван), далее следовали военное ведомство во главе с бакши и верховный суд, возгляемый кази. Последний был обязательно представителем мусульманского духовного сословия, как и все подчиненные ему судьи, поскольку вершил по законам шариата дела, затрагивающие интересы державы.
В правление Аурангзеба (1658 - 1707) государство было разделено на 19 областей (суба) во главе с наместниками (субадарами), назначаемыми падишахом. Субадыры пользовались всей полнотой власти - административной, военной и судебной в границах своих областей.
В основе социальной структуры лежала варно-кастовая система. Каст было около 2000. Они были объединены в 4 основных группы: брахманы, кшатрии, вайшьи и шутры. Вне системы стояли неприкасаемые. Существовал запрет на кастовые смешения.
Основой экономики Могольской империи, как и других средневековых государств Индии, было сельское хозяйство. В нем было занято до 80-85% населения. Сфера обрабатываемой земли постоянно расширялась.
Сельское хозяйство Индии XVII - XVIII вв. имело довольно высокий уровень продуктивности, чему способствовало применение крестьянами различных удобрений, техники севооборота. Для орошения полей использовались каналы: (их было относительно немного), резервуары и колодцы, от которых по канавам воду отводили на поля. Урожайность многих культур превышала аналогичные показатели в других странах, включая европейские.
Широкое распространение получили садоводство и огородничество. Но особенно важным для развития экономики было то, что в сельском хозяйстве неуклонно росла доля технических культур (хлопка, сахарного тростника, тутового дерева, индиго, шафрана, позднее табака).
Сельская община - главная ячейка аграрного общества была сложной структурой, включавшей в себя несколько социальных уровней и целую систему отношений. Верхний слой общины составляла доминировавшая в данном регионе земледельческая каста: джаты (Северная Индия), кунби (Махараштра и Гуджарат), оккалига (Карнатака) и т. д. Они пользовались правами свободных земледельцев и составляли главное податное население деревни. Из их рядов выделялась богатая и влиятельная общинная верхушка, совмещавшая должности деревенских старост и чиновников налогового аппарата. Многие представители этой верхушки превращались в мелких и средних феодалов, отказывались от обработки земли в пользу военного дела, принимали образ жизни феодальной знати и начинали претендовать на более высокий (кшатрийский) кастовый статус. Во главе общины был сельский, управляемый старостой. Ниже полноправных общинников находился многочисленный слой безземельных арендаторов и батраков, обрабатывавших земли «хозяев», а самыми бесправными и угнетенными были общинные слуги и ремесленники из низких каст и неприкасаемых (кузнецы, кожевенники, цирюльники, стиральщики, плотники, уборщики и т. д.), которые обслуживали полноправных членов общины и получали за эту ритуально нечистую работу, по индусским представлениям, зафиксированную многолетним обычаем долю урожая. Существовали и благотоворительные наделы.
Все земли в могольском государстве делились на три основные категории. Из государственного домена (халиса) падишах раздавал должностным лицам за службу военные лены (джагuры). Ленник (джагuрдар) получал право сбора с территории своего джагuра причитающихся казне налогов. Джагuр предоставлялся за военную службу: на полученные с пожалованных земель доходы джагuрдар был обязан вооружить и поставить в шахскую армию определенное число воинов в зависимости от своего ранга. Налоговое ведомство постоянно контролировало расходы джагuрдаров и боролось, хотя и безуспешно, с их злоупотреблениями. В любой момент джагuр могли отобрать или предоставить в другом месте. Это делалось для того, чтобы джагuры не превращались в наследственные владения, а их держатели в суверенных правителей.
Из земель халuса государи раздавали свободные от уплаты налогов пожалования (суюргал) храмам, мечетям, другим религиозным учреждениям, что считал ось богоугодным делом. Земельные наделы религиозных учреждений составляли вакф (вакуф). Значительную прослойку феодального класса составляли замuндары - либо мелкие феодалы, выходцы из общинной верхушки, либо индусская знать, сохранившая и при мусульманских владыках свои владельческие права на земли в обмен на покорность и уплату дани. Многие заминдары поступали на службу к могольским падишахам и получали свои же земли уже в качестве «наследственного джагuра». Помимо государственных земель и военных ленов существовали земли, находившиеся в частной собственности (они обозначались специальным термином милк). Это были пустоши, освоенные владельцем на собственные средства, земли под домами в городах, участки и целые деревни, подаренные храмам и мечетям, а также сами земли полноправных крестьян-общинников. Эти земли передавались по наследству, могли быть объектом купли-продажи, но кастовые правила и общинные традиции накладывали на эти операции ряд ограничений.
Главной формой налогообложения был мал (или харадж)земельная рента-налог, которую полноправные общинники платили либо государству, если земля входила в фонд халuса, либо феодальному держателю.
Помимо ренты, с крестьян взималось еще множество налогов, включая и «незаконные» (в пользу местных феодалов), с которыми государство безуспешно боролось. Не менее обременительными были для крестьян принудительная работа на строительстве дорог, крепостей, каналов, участие в загонной охоте феодальных владык, постой армии, разорявшей деревни не хуже неприятеля. Формально крестьянин в Могольской Индии был лично свободен, не знал крепостного права и барщины, но, покинув свою общину, он везде становился чужаком и лишался каких-либо прав.
Города играли роль экономических, административно-политических и культурных центров. Между городом и деревней существовал, пусть и ограниченный, обмен товарами. В городе развивался целый ряд ремесел, которые отсутствовали в сельской местности; для городского ремесла вообще был характерен более высокий уровень техники и разделения труда. Особенно высокого уровня развития достигло городское ткачество. Активно развивалось разделение труда: производство некоторых тканей делилось на 12 операций, выполнявшихся отдельными работниками.
Высокого уровня достигла обработка металла, особенно в оружейном деле: европейцы хорошо отзывались об индийских пушках, мушкетах и пистолетах. В прибрежных городах, особенно в Сурате, строились корабли европейского типа, и английская Ост-Индская Компания часто заказывала их для себя.
Основной формой социальной организации городских ремесленников были ремесленные касты, функции которых были во многом аналогичны цеховым. Каста в лице своих старшин вступала в контакты с государством, купцами и прочими кастами, регламентировала производство, поддерживала нуждавшихся и пользовалась не которой автономией в решении внутренних дел. Для Индии ХVII-ХVIП вв. был характерен высокий уровень развития торговли. Вся страна была покрыта сетью взаимосвязанных рынков - от небольшого сельского до огромных городских Городское купечество отличалось высоким коммерческим профессионализмом, у него была вполне сложившаяся система «бюргерских» ценностей и детально разработанные принципы деловой этики. Первоклассные коммерсанты, индийские купцы поражали европейских путешественников деловой хваткой и уникальной техникой устного счета; храня коммерческую тайну, они пользовались в переписке и при переговорах особым шифрованным языком. Огромные доходы приносили банковские операции, кредиты, обмен денег.