Экономическое развитие и социальная структура Японии во второй половине XVII - XVIII вв.
Токугавский режим сложился окончательно при третьем сёгуне Tокугава Иемицу (1623-1651), около середины XVII столетия. Несмотря на в основном реакционный. характер токугавских порядков, вплоть до конца XVII - начала XVIII в. в страде наблюдался некоторый подъем производительных сил. Это объяснялось тем, что после непрерывных междоусобных войн XVI столетия, катастрофически разорявших крестьянство, Япония вступила в полосу длительного внутреннего мира.
Наблюдалось некоторое усовершенствование техники сельского хозяйства, расширение посевных площадей, рост урожайности, вследствие чего значительно вырос национальный доход Японии (с 11 млн. коку риса в начале XVII столетия до 26 млн. коку в конце его) и увеличилась численность населения.
Развитие производительных сил нашло свое отражение в успехах ремесленного дела, значительном расширении внутренней торговли. Однако все это сопровождалось такими процессами, как развитие товарно-денежных отношений, рост дифференциации крестьянства и укрепление торгово-ростовщического капитала, а также связанной с ним деревенской верхушки. Это резко усиливало внутренние противоречия феодального хозяйства страны. Основная масса крестьянского населения под влиянием проникновения в деревню товарно-денежных отношений быстро разорялась. Высаживается до ста сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячменя и проса. Также выращивается хлопок и табак.
Дворянство тратило огромные средства на увеселения. Это приводило к обогащению городской буржуазии и росту задолженности самураев и князей, все чаще обращавшихся за ссудами к купцам и ростовщикам. Одновременно усиливалась эксплуатация основной массы и без того обездоленного крестьянства, которое еще вдобавок расплачивалось за расточительность дворян.
И если в XVII и в начале XVIII вв. в Японии наблюдается некоторый рост производительных сил, то в последующий период обнаруживаются явные признаки упадка. Размер обрабатываемой земельной площади оставался неизменным. Доходность сельского хозяйства падала из-за снижения урожайности. Крестьянское население разорялось под бременем непосильной эксплуатации.
Прекращение прироста крестьянского населения стало второй отличительной особенностью этого времени. Согласно правительственным переписям в 1726 г. население Японии исчислялось в 29 млн. человек, в 1750 - 27 млн., в 1804 - 26 млн.
Причина уменьшения населения крылась в огромной смертности от голода и эпидемий. В 1730-1740 годы население в результате голода сократилось на 800 тысяч человек, а в 1780-е гoды - на 1 млн. В этих жесточайших условиях крестьяне широко практиковали детоубийство.
Конец 80 годов XVIII в. был отмечен грозной для феодального режима волной крестьянских восстаний и выступлений городской бедноты, занесенных в официальные хроники под названием «голодных бунтов».
Города Японии подразделялись на: города сегуна, города императора и вольные города. В конце 18 в. начинают возникать первые мануфактуры, сначала в солеваренной и винокуренной промышленности. В Киото создаются первые ткацкие мастерские. Вскоре появились текстильные мануфактуры - ткацкие и прядильные, затем красильные и гончарные. В большинстве этих мануфактур трудились наемные рабочие.
В социальной иерархии сегунатом была установлена система си-но-ко-сё, где си представлено самурайством, но - крестьянством, ко - ремесленниками и сё - торговцами. Торговцы объединялись в гильдии. На самом низу социальной лестницы находились баракумины («жители поселка») - люди, занимающиеся «нечистыми» профессиями: актеры, акушеры, разделочники кож. Их положение было наследственным.
Самураи делились на множество различных категорий: кугэ - императорская семья и ее ближайшие родственники. Все остальные феодальные кланы носили название «букэ» (военные дома). Владетельные князья (даймио), в свою очередь, делились на три категории: первая принадлежала к дому сёгуна и называлась синхан, вторая - фудай - включала в себя княжеские фамилии, издавна связанные с домом Токугава, зависимые от него в военном или экономическом отношении и поэтому являющиеся его главной опорой. Тодзама - состояла из владетельных князей не зависимых от дома Токугава и считавших себя равными ему феодальными фамилиями.
Влиятельные самураи именовались хатамото, а ронины - это бродячие самураи. Только самурай имел право носить два меча - длинный и короткий. Кодекс самурайской чести - бусидо запрещал самураям заниматься чем-либо иным, кроме военного дела. Самурай имел право на смерть - сепуко.
Микадо (император), живший в старой столице Киото, осуществлял только религиозно-церемониальные функции, а фактическая власть полностью была сосредоточена в руках сёгуна. Сегун жил в городе Эдо. При нем был совет Тайро (из 5 человек). Ставка сегуна - бакуфу выполняла роль правительства. У сегуна было право заложничества: все феодальные князья были обязаны через год бывать в Эдо, при дворе сегуна и жить там со свитой и семьей. При этом они должны были регулярно подносить сегуну подарки вместе с золотыми и серебряными монетами. После года пребывания даймио уезжали, но должны были оставить в Эдо в качестве заложников жену и детей. Таким образом, всякое неповиновение влекло репрессии в отношении семьи.
Окружение микадо составляла аристократическая знать кугэ, не имевшая земель, поэтому не обладавшая достаточной экономической и политической силой. Она получала жалованье рисом не от микадо, а от сёгуна и, следовательно, полностью зависела от него. Таким образом, структурное своеобразие феодального военно-административного и идеологического механизма Японии было представлено двоевластием: сёгун обладал реальной властью, император - «живой бог» - царствовал, но не управлял, почитание его было связано с религиозным культом - синтоизмом.
Основой административно-хозяйственного устройства общества были феодальные княжества. Владетельные князья, в подавляющем большинстве находившиеся в зависимости от дома Токугава, делились на категории согласно доходам - по количеству собранного в их владениях риса (рис был основным мерилом ценностей). Минимальным по размеру феодальным княжеством считалось то, которое приносило доход в десять тысяч коку риса в год.
Земли в Японии были как государственные (владения сёгуна), так и частные (владения князей, храмов и монастырей). Крестьяне вели самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания. Характерной чертой феодальных производственных отношений Японии было отсутствие открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить крестьянина, хотя и существовала личная зависимость - прикрепление к определенному феодальными властями участку земли.
Основной формой землепользования была аренда. Господствующую форму повинностей получила натуральная рента - оброк, но иногда феодал взимал ее деньгами. Отработочная рента (барщина) не получила в Японии широкого распространения, так как по большей части феодал не вел своего хозяйства.