Средства массовой информации и коммуникации в политической жизни: роль, функции, виды.
Средства массовой информации – это соц.-политические и культурные учреждения, предназначенные для сбора, обработки и публичной передачи с помощью спец. техники различных сведений всему обществу.
В настоящее время СМИ делятся на две группы: печатные и электронные.
К печатным СМИ относятся след.: периодические издания, выходящие в определенные, заранее оговоренные сроки (газеты, журналы), непериодические, выпускаемые в связи с какими-либо важными событиями, справочная литература (энциклопедии, спец словари и т.д.).
Электронные СМИ представлены радио, телевидением, кино, видео- и звукозаписями, содержащимися на электронных носителях, всемирной сетью «Интернет».
СМИ выполняют ряд следующих общественно важных функций:
- информационная функция заключается в получении и распространении важных для граждан и общественных институтов сведений о происходящих событиях;
- образовательная функция реализуется через создание у граждан определенных представлений о закономерностях и процессах общественно-политического развития;
- регулятивная функция проявляется в разъяснении принятых в обществе стандартов и норм поведения через их поддержание, изменение, создание новых, упреждение конфликтов в определенных рамках;
- социализационная функция состоит в вовлечение населения в политическую жизнь;
- артикуляционная функция проявляется в публичном озвучивании существующих в обществе проблем, интересов, требований.
Указанные функции реализуются с помощью ряда методов воздействия СМИ на людей.
Рациональные методы основаны на убеждении людей с помощью правдивой информации и логических выводов.
Эмоциональные методы проявляются в воздействии на чувственную сторону сознания без привлечения рациональных аргументов.
Главной задачей всех СМИ в демократическом обществе – обеспечение открытости и прозрачности политического процесса для общества. Информированность граждан позволяет им активно и осознанно реализовать свое конституционное право в выработке и принятии политических решений.
СМИ делятся на государственные и негосударственные. Гос. СМИ официально информируют население о проводимой внутренней и внешней политике. Независимые СМИ явл. одним из важнейших признаков демократии. Следует отметить, что абсолютно независимых СМИ никогда и нигде не было и нет, поскольку для их работы необходимы значительные средства.
По целям деятельности выделяют общественно-политические, неполитические и коммерческие СМИ.
В общественно-политических СМИ преобладает политическая тематика, они явл. инструментом для борьбы за завоевание гос. власти или участие в ее осуществлении, выполняют обратную связь между обществом и политическими институтами.
Неполитические СМИ предназначены для информационного обеспечения деятельности организаций и общностей, которые не преследуют политических целей, в частности, в области культуры, спорта, религии, техники, досуга и т.д.
Коммерческие СМИ создаются для получения прибыли, информационного обеспечения рынка (рекламные издания и передачи, газеты деловых объявлений и др.).
В РБ, как и в др. странах мира, деятельность СМИ регламентирована законодательством. Закон РБ «О печати и других СМИ» был принят 13 января 1995 г. Он обеспечивает реализацию конституционного права граждан на свободу слова, печати и информации, регулирует отношения, возникающие при создании и функционировании СМИ, определяет права и обязанности субъектов СМИ и государства.
Гражданам РБ гарантируется свобода печати и иных СМИ. Граждане РБ имеют право учреждать СМИ, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, беспрепятственно искать, использовать и распространять информацию, получать через СМИ достоверные сведения о деятельности гос. органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни.
К настоящему времени в стране издается 711 наименований газет, 498 журналов и бюллетеней с годовым тиражом 19 млн экземпляров. Телевизионное и радиопространство Беларуси открыто для России, стран Балтии, Польши, Великобритании, США, многих др. государств. Существует свободный и с каждым днем все более приемлемый по цене доступ в сеть «Интернет».