Вопрос 31. Свобода и моральная ответственность

Осознание ответственности за свои поступки и за их общественно значимые последствия, за состояние дел в коллективе, государстве, неукоснительное следование этому осознанию в повседневном поведении — таково неотъемлемое свойство социалистической личности с активной жизненной позицией. Не просто любая активность, независимо от ее социальной ценности (ведь может быть и вредная, антиобщественная активность), а активность при глубоком осознании ответственности перед обществом, коллективом, перед близкими — такова одна из главных целей духовного формирования всех членов общества развитого социализма. Именно через понятие ответственности теория морали получает непосредственный выход в практику общественной жизни. Сейчас ускорение роста национального дохода, производительности труда непосредственно связано с научно-техническим прогрессом. Но «на первом этапе, пока мы будем разворачивать ускорение научно-технического прогресса, нам нужно все взять и выжать из лучшей организации, из высокой ответственности, добросовестного отношения наших трудящихся к делу».

В этой теме наибольший интерес представляют вопросы морали, связанные с социалистическим образом жизни. Однако они не могут быть правильно, научно решены, если не будут опираться на общую этическую теорию. Это диктует необходимость разобраться прежде в некоторых посылках, имеющих принципиальное значение и непосредственно связанных с моральной ответственностью, а именно: в особенностях моральной ответственности, в ее соотношении с правовой и политической ответственностью, в диалектике взаимосвязи моральной ответственности и свободы, во внутренней структуре моральной ответственности, в формах и средствах ее культивирования и поддержания и др.

Исследование проблемы моральной ответственности следовало бы начать с ее дефиниции, однако нужно сказать, что выработка такой дефиниции представляется делом довольно трудным. На уровне обыденного сознания каждый знает, что такое ответственность. Это знание может быть выражено непритязательной формулой: сделал— отвечай! При первой же попытке дать научное определение понятия ответственности Обнаруживается, что это понятие крайне многозначно, что сама проблема ответственности весьма многогранна. Моральная ответственность имеет широкий социологический аспект анализа— ответственность как совокупность объективных требований, предъявляемых обществом (классом, народом и т. д.) к отдельным своим членам, коллективам в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость. Она может быть представлена и в субъективном, психологическом содержании — ответственность как своеобразное состояние сознания (в форме сознания и чувства ответственности, долга, совести и т. д.).

Моральная ответственность, ее воспитание у подрастающих поколений является объектом педагогической науки. Историческая наука исследует конкретное содержание моральной ответственности, как она существовала и мыслилась у того или иного народа, класса в тот или иной период истории и как изменялось ее конкретное содержание в ходе развития культуры. Все эти аспекты так или иначе учитываются и разрабатываются этикой. Но этика выделяет специфически-моральный аспект ответственности в ее собственно нравственном содержании — ответственность за поведение с точки зрения его соответствия (или несоответствия) признанным в данном обществе моральным ценностям. Социализм дает людям многое: гарантированное право на труд и его вознаграждение, общество заботится о человеке от его рождения до глубокой старости, ему предоставляется широкий доступ к ценностям духовной культуры. Все это создает объективные возможности для формирования высоконравственной личности.

В заключении могу сказать, что в любом случае человек сам решает как поступить и как наказать себя себя за содеянное, но не все могут “трезво” оценивать обстановку.

Наши рекомендации