Применение норм права и стадии правоприменительного процесса
Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний, занимается компетентный орган публичной власти или должностное лицо.
1.установление фактического обстоятельства дела
2.установление юридической основы дела (отыскиваются нормы права, которые регулируют общественное дело, проверка правильности).
3.уяснение содержания норм – необходимые истолкования: 1.грамматическое.2. системное.
4.решение дела.
13. Юридическая ответственность понятие, основание и виды.
Юридическая ответственность- применение к правонарушителю мер государственного принуждения, предусмотренных правовой нормой, в установленном для этого порядке:
1.карательная: цель – наказать правонарушителя (имущественная, личная), штраф (может не соответствовать размеру ущерба).
2.компенсаторная: цель – защита потерпевшего, восстановление положения, которое существовало до нарушения. Может быть только имущественная (соответствует ущербу, денежная сумма поступает потерпевшему, а не гос-ву).
Основание ответственности – правонарушение. Наличие совокупных условий:
1.противоправное поведение. 2. Последствия. 3. Причинно-следственная связь. Конкретная возможна, когда дальнейшее превращение в действительности зависит от обстоятельств, кот. И без того повторяется. Абстрактная возможна, если наступают обстоятельства, которые не являются типичными для ситуации. Не будет причинно-следственной связи. 4. Требования к субъекту: к возрасту, состоянию здоровья, наличия специального статуса. 5. Вина-отношение лица к своему правоправному поведению (в форме умысла, в форме неосторожности).
14. Предмет и метод конституционного права России как отрасли права.
Конституционное право – право, представляющее совокупность правовых норм, которые закреплены и регулируются.
Предмет – регулирование общественных отношений практически во всех сферах, но регулирование не одинаково по своему объему. В одних сферах регулируются только основные нормы права. В гражданском праве не все сферы, в других сферах – все.
Методы-императивные методы (запреты).
15. Источники конституционного права России.
1.конституция РФ-нормативно-правовой акт. 2. Законодательные: федеральные конституционные законы. 3. Субъекты рф. 4.президент,правительство. 5. Конституция субъектов федерации, республик. 6. Декларации. 7. Договоры (международные, между органами власти и людьми). 8.обычай. 9. Решение конституционного суда рф.
16. Конституция Российской Федерации: понятие, юридические свойства и структура.
Конституция – единый, обладающий юридическими свойствами и нормативно-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества государства, определенный источник гос.власти, механизм ее осуществления, закрепление охраны государством права и свободы человека и граждан.
Юрид св-ва: 1. Верховенство: а) по форме: все нормативные акты должны находиться в соответствии с высш. Юр. Силой. Б) с ее принципами, нормами, целями и концепциями должна определять содержание длительности всех властных структур. 2. Учредительный характер: 1) первична по отношению к другим описаниям. 2) учреждает новый гос-венный порядок. 3) особые субъекты принятия. 4) нормативность-ее нормы имеют прямое действие. 5) универсальность. 6.) стабильность.
2 раздела и преамбула: 1 раздел-конституционные предписания (1.основы конституционного строя, 2.права и свободы человека и граждан. 3.федеративное устройство. 4.президент рф. 5.федеральное собрание.6.правительство рф. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9.конституционные поправки и пересмотр конституции), 2 раздел-заключительный, переходный.
17. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия в неё поправок.
Статья 134 Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 136 Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.