Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
В тех государствах, где существует многопартийность, как правило, утверждается режим демократии. В ФЗ от 11 июля 2001 года «О политических партиях» политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах МСУ (статья 3).
Политическая партия (от лат. pars, partis - часть) - наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Главные цели политической партии:
• Формирование общественного мнения;
• Осуществление полит. образования и воспитания граждан;
• Выражение мнения по вопросам общест. жизни и доведении его до широкой общественности и органов гос. власти;
• Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов. Важнейшие признаки политической партии:
• Политическая, общественная (негосударственная) организация, имеющая свою программу и устав;
• Участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;
• Стремление овладеть гос. властью, то есть стать правящей;
• Связь с избирательной системой;
• Отражение определенной идеологии;
• Представление интересов опред. слоев и групп населения;
• Ее существование в качестве средства рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры и как формы политического обучения масс;
• Участие в разработке и осуществлении политического курса страны, зависящее от ее положения (правящая или оппозиционная) в политической системе.
Функции политической партии:
• обеспечение связи между обществом и государством;
• стимулирование активного участия граждан в политической жизни;
• оказание влияния на формирование государственной политики;
• способствование развитию политической культуры и политического сознания;
• выдвижение кандидатов на выборах в органы государственной власти.
Сущность политической партии зависит от (социального состава; лидера; чьи интересы представляет; основных
направлений программы действия).
Формы участия политических партий в ПСО:
У выдвижение кандидатов в органы государственной власти;
У наличие программы;
^ агитация и иные формы политической деятельности.
Классификация партий:
по идейным основаниям деятельности:
доктринальные - нацелены на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (религиозные,
идеологические);
прагматические - защита интересов определенного социального слоя, группы;
харизматические - объединение вокруг лидера;
с точки зрения организационной структуры:
парламентские - структуру формируют региональные отделения в различных регионах;
лейбористские - сформированы на основе профсоюзов;
авангардные - построены на принципах территориально-производственного объединения;
с точки зрения отношения к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные,
лидеры, аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в составе коалиций;
в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства: кадровые, массовые, строго
централизованные;
по социально-классовому содержанию и идеологической направленности: коммунистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, консервативные;
в зависимости от ориентации на идеологию: левые, центристские, правые либерального толка, правые
националистического толка. Партийная система - совокупность политических партий, действующих в пределах страны и политической системы (однопартийная (СССР), беспартийная, квазимногопартийная с одной доминирующей партией, двухпартийная (США - республиканцы и демократы; Великобритания - консерваторы и лейбористы), упорядоченная и беспорядочная многопартийная (Германия, Франция)).
Если гос-во стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, такое гос-во следует оценивать как демократическое,поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека — право на объединениев различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.
Партийная система- хар-ет положение полит. партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества.
Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:
1. Участие в формировании выборных предст. органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той
или иной степени участвуют в орг-ции избир. кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку
в демокр. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.
2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении
выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной
партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппоз. партии имеют опред. возможности для
такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы
партии к решению тех или иных актуальных проблем; 6) обнародования предвыборных платформ, программ; в)
подготовки и продвижения на гос. посты своих лидеров; г) формир-я обществ. мнения и при его помощи давле
ния на гос. органы и курс политики государства.
3. Влияние на процесс законотворч., правотворч. исп. органов и правоприменит. деят-ти гос. органов – внесение
предложений о принятии новых законов, иных НПА, об отмене сущ-щих; в использовании права законод.
инициатив через своих депутатов, другие каналы.
4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути в
том числе и общественное мнение.
Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по следующим каналам:
а) регулирует посредством зак. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устан-ет рамки их деят-
ти;
б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов
в депутаты, участия наблюдателей в работе изб. комиссий и т. д.;
в) решает вопросы о конституц-ти партий через Конст. Суд;
г) контролирует фин. деят-ть партий, налогообложение их предприятий.
Это так наз. внешнеерег-е деят-ти партий. Внутреннеерег-е осущ-ся самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах парт. органов, в кот. опред-ся структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.