Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе
Предмет и методы ТГП
Теория - это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности и тенденции
функционирования и развития познаваемого предмета.
Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений
действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемая
данной наукой сторона объективной действительности.
Предмет науки - это та область познания, на которую данная дисциплина направлена.
Определить предмет ТГП - значит установить круг тех общественных явлений, институтов, которые она изучает.
Предмет изучения ТГП- наиболее общие и существенные закономерности существования и развития
государственно-правовых явлений. Предмет ТГП в юридической науке определяется единообразно.
Предмет ТГП не является застывшим, он изменяется и развивается с течением времени. Так, проф. Венгеров
предложил относить к предмету ТГП не только закономерное, но случайное. Это справедливо, т.к. на развитие
конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайного (стечение обстоятельств, появление
на полит. арене отдельных лидеров).
Говоря о ТГП надо различать еѐ как науку(это система знаний о гос-ве и праве, о их свойствах и о
соотношении с другими социальными явлениями и дисциплинами) и как учебную дисциплину(это система
знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений).
ТГП - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права,
исследует весь комплекс и систему государственно-правовых явлений и процессов, разрабатывает систему
научных понятий и категорий, разрабатывает методы познания государственно-правовых явлений и процессов
Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права.
Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.
Наука - это теоретическое отражение действительности, система обобщѐнных знаний.
ТГП - это система обобщѐнных знаний о государстве и праве. ТГП - юридическая наука ТГП - изучает ГП в
целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и
функционирования государства и права как единых и целостных систем;
ТГП - учебная дисциплина ТГП - содержит сведения о науке.
Объект ТГП - ГП, государственно-правовые явления.
Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и
нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.
Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием
самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Характерные черты
предмета ТГП:
^ общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));
^ основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая
система); ^ общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции); ^ единство науки (ТГП - единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их
взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).
Предмет ТГП:
У закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;
^ сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;
^ основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.
Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.
Методология - это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение
истинных (объективно отражающих действительность) знаний.
Метод ТГП - совокупность приѐмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.
Методы разделяются на:
1. общефилософские (мировоззренческие) методы - охватывают всю область научного познания и
используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению
ГП в целом):
^ метафизический - исходит из неизменности начал всего существующего в мире;
^ |
^ диалектический материализм - противоположен метафизике - все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);
агностицизм - отвергает саму возможность познания всего сущего;
идеализм - связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир
непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век): Прагматизм– понятие научной истины неуловимо, истина всѐ то, что приносит успех. Интуитивизм – исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.
V ^ ^ ^ ^ |
2. общенаучные (общие) методы – распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной
науки:
Исторический метод – требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;
Логический метод – позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;
Анализ – мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;
Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.
Системный метод – рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;
Функциональный метод – выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).
3. частнонаучные (частные, специальные) методы – используются для изучения отдельных наук или
некоторые разделы и стороны данной науки:
Статистический метод – использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);
Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;
Метод конкретно-социологических исследований – анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);
Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;
Сравнительный метод – сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними; математический метод кибернетический метод синергетический метод собственно - правовые методы (сравнительно-правовой и формально-правовой методы):
,/ ,/ |
4. специальные юридические методы:
формально-логический (догматический) метод – изучение, систематизация и толкование норм действующего
права;
сравнительный – сопоставление сходных объектов познания;
исторический – закономерности становления и развития ГП.
Происхождение глобализации
Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья. Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации. В первой половине XX века процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада. После Второй Мировой Войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) — серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную Торговую Организацию (ВТО). С тех пор ещѐ 21 страна присоединилась к ВТО, и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении.
Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский Союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны
свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших республик СССР вступили после его
распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.
Глобализация в политике
В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всѐ больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединѐнных Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счѐт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лѐгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Глобализация в экономике
Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:
• Развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;
• Растѐт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;
• Тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям. Особое значение имеет аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся, который приводит к сокращению занятости в развитых странах и росту занятости и доходов в развивающихся странах;
• Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря интернету, тенденция к большей открытости предприятий;
• Большое значение фондовых бирж и тех «финансовые инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов;
• Влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;
• Увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;
• Мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание четких различий между информацией и рекламой;
• Растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию.
• стирание национальной принадлежности продукции
•усиление роли ТНК (транснациональных корпораций)
Глобализация в культуре
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира, широкое использование английского языка для международного общения, рост использования интернета для получения информации и общения, распространение по всему миру американских фильмов, телепередач и программного обеспечения, а также рост международного туризма. Таким образом, глобализация в культуре тесно связана с американизацией, так, например, сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s и один из их бутербродов БигМак уже давно стали одними из универсальных символов культурной глобализации общества.
19 саммит Россия-ЕС: Россия вышла на 1-е место по темпам роста объемов экономического сотрудничества в ЕС среди всех торговых партнеров ЕС. Путин подчеркнул позитивную динамику экономических отношений Россия-ЕС Он также отметил, что Россия устойчиво занимает третье место среди торговых партнеров Евросоюза после США и Китайской Народной Республики (19.05.2007).
• Мировое экономическое сообщество из совокупности взаимно связанных стран превращается в целостную экономическую систему.
• В ходе глобализации национальные и всемирные экономические отношения меняются местами, т.е. глобальная экономическая система постепенно становится сильнее и значительнее национальных.
• Под давлением рабочего класса в развитых странах закрепляются перечни социальных прав.
•Для культурной глобализации характерно сближение культур мира, рост международного туризма.
Центральная задача государства- поддержание национального в глобальной культуре, укрепление у граждан
чувства единой культуры.
Таким образом, государство является единственно полновластной организацией на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения, они не обладают государственным суверенитетом их решения касаются только членов объединения.
Британская модель.
Британская модель хар-ся примерно равным распределением расходов на соц. обеспеч-е между частным сектором, основными эл-ми которого являются предприятия и домашние хоз-ва, и гос-вом в лице центрального правительства и местных органов власти. Помимо Великобритании данная модель нашла применение в Италии, Португалии и Люксембурге.
Ценность права.
Профессор Алексеев: право - это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств - общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью. По мнению Алексеева, право обладает:
- социальной ценностью:
а) право может обеспечивать устойчивый порядок в общ. отнош-ях;
б) позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общ. отнош-й - гл. роль принадлежит
формальной определенности права;
в) позволяет достичь гарантированного рез-та, что обеспечивается опорой права на гос. принуждение.
- инструментальной ценностью:
а) право может использоваться как регулятивный инструмент разными субъектами: гос-вом, церковью,….
б) устанавливает систему типового поведения и действий, выступает главным инструментом обеспечения
организованности общественной жизни.
Инструмент. Ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функц-я других соц. институтов -гос-ва, соц. управления, морали и др.
- собственной ценностью: право - это глубинный элемент культуры, который вбирает в себя важнейшие соц.
ценности общества. Также право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и
равенство людей.
Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды
НПА - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами
акты составляют иерархическую систему.
Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права,
принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических
отношениях с другими актами;
Характерные признаки НПА:
• Письменная форма;
• Содержание норм права, то есть правил поведения;
• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;
• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;
• Иерархическая подчиненность.
Иногда право в целом сводят к законодательству (совокупности НПА). НПА - наиболее удобная и совершенная форма права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию. От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные, которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты - указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты - приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов. В зависимости от юридической силы НПА:
• Законы;
• Подзаконные акты.
Закон- это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.
1. По юридической силе законы могут быть:
-Конституция РФ- основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система
норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности
государственной власти, еѐ территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством.
Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного
акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;
-ФКЗ РФ- существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и
считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней
подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) - акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона - направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции - органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ- ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».
- ФЗ РФ (ординарные)- основной вид закона РФ - принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам - принимается ГД и СФ - не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
- ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ;
- ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);
3.По территориальному признаку:
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура
принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а
также конституциями (уставами) субъектов РФ.
4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ
- ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето;
- ФЗ - президент обладает отлагательным вето.
Подзаконные актыимеют меньшую юридическую силу, принимаются, в основном органами исполнительной
власти и не должны противоречить законам (указы Президента, акты Правительства, министерств,
государственных комитетов, федеральных служб).
Подзаконные НПА подразделяются (в зависимости от круга адресатов и принимающих органов) на следующие
виды:
овнешнего действия - имеют достаточно широкий круг адресатов и принимаются, как правило, такими
органами как президент и правительство (нормативные указы Президента и постановления Правительства); овнутреннего действия - имеют значительно более узкий круг адресатов (работники министерства или
ведомства) и принимаются органами отраслевого управления (инструкции и приказы). Указы Президента - обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции и ФЗ. Постановления Правительства - издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов президента и не могут противоречить им. Ведомственные акты - издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения.
Издание актов органов исполнительной власти субъектов РФ, глав администраций (губернаторов, мэров), местных, муниципальных и иных органов производится в пределах полномочий каждого органа или должностного лица, и они не могут противоречить актам, которые по юридической силе стоят выше по иерархической лестнице.
Публичное и частное право
Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum ») и право публичное («jus publicum »). Такое
разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана. Он считал, что публичное право
охраняет общие интересы государства, а частное - интересы отдельных лиц. Каждое из этих подразделений
системы права объединяет однородных по своим признакам отраслей права
Публичное право- область государственных дел, т.е. сфера устройства и деятельности государства как
публичной власти, его институтов, регулирование организации и функционирования аппарата государства,
государственной службы, построенная на началах власти и подчинения.
Частное право- область частных дел, т.е. статус свободной личности, положения о частной собственности,
свободных договорных отношениях, наследовании. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство
государства в которые является ограниченным. Индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права
или воздержаться от дозволенных действий.
В настоящее время для членения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще
Ульпианом, и одновременно указывается, что для публичного права характерны следующие черты:
Императивность норм;
Ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;
Иерархические отношения субъектов публичных отношений;
Одностороннее волеизъявление субъектов;
Широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;
Санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;
Большая степень централизованного урегулирования.
Частному праву присущи следующие особенности:
•Равенство субъектов правоотношений;
• Диспозитивное содержание правового регулирования;
• Свободное волеизъявление субъектов при реализации права;
• Ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;
• Самоответственность по своим обязательствам и действиям; Правовосстановительные санкции;
Децентрализованность, т.к. субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в граж.праве).
Не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право.
Право и политика
В политике принято выделять объективные и субъективные начала.
К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между
классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются:жономическим строем общества и
не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся
политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут
только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы. Субъективные начала в политике
составляет практическая деятельность классов, наций, государств, политических партий и движений,
осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая
деятельность людей и их объединений.
К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп
и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам,
классам, партиям, к государству и т. д.
Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью. Термин «политика происходит
от г'реческого «полис», что означает город-государство. Аристотель (считал, что политику составляет то, что
относится к государству). Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли
политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства.
Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика
проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации,
обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.
Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают
взаимное влияние.
Общее:
1. и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей.
2. их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочиватьобщественные отношения, разрешать социальные конфликты.
Различия:
1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики;
2) политика - более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этомплане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;
3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, и др.), а методы воздействия права на общественные
отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования. В теории государства и права сложились 2 подхода к трактовке соотношения политики и права:
1. исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, независимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.
2. состоит в том, что приоритет отдается праву - право трактуется как фундамент всех политических процессов. Представляется более правильным исходить из того, что политика и право - два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.
44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу НПА
Правотворчество -это деятельность государства по изданию, изменению и отмене НПА.
Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность,процессуальность, стадийность.
В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти.
Однако большинство стадий правотворчества составляет так называемый предпроектныйэтап, а собственно
принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии.
В Конституции РФ законодательный процесс регулируется начиная со стадии осуществления законодательной
инициативы.
Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса:
а) законодательной инициативы;
б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации;
в) принятие закона;
г) промульгация и вступление закона в юридическую силу.
При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Госдуме проголосовали 2/3
депутатов, а в Совете Федерации — 3/4, при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней
подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конституции РФ).
Стадия промульгациипредполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом.
Она включает:
1. подписание закона главой государства в установленные сроки
2. опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.
Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент подписывает закон и обнародует его.
Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных). В этом случае Госдума вновь рассматривает закон. Преодолеть президентское вето возможно посредством получения при голосовании в обеих палатах две трети голосов. При этом Президент подписывает закон в течение
7 дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ).
Порядок вступления федеральных законов в силу регулируетсяФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания». Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания
Президентом РФ (акты палат не позднее 10дней) и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального
опубликования.
Источниками официального опубликования законов являются «Парламентская газета», «Российская газета» и
«Собрание законодательства РФ».
Специальный порядок опубликования и вступления в силуустановлен для президентских указов,
правительственных постановлений и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Этот порядок регулируетсяУказом Президента РФ от 23 мая 1996 г. Он изложен в разделе о действии
нормативных правовых актов во времени.
8 официальном издании воспроизводится полный аутентичный текст закона. Указывается также срок вступления
закона в действие. Но во всех случаях нельзя вводить закон в действие ранее его официального опубликования.
45.Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к
государственно-правовым явлениям.
В самом общем виде правосознание — это отношение к праву.
В более развернутом - правосознание- это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в
которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к
деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой
сфере.
Правосознание— одна из форм общественного сознания. Помимо правосознания в общественное сознание
входит политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное, эстетическое и иное сознание. Правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к самостоятельным явлениям. Эти особенности составляют:
1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни (это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.).
2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности — посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т. д.;
3) способность к опережающему отражению правовой действительно