Основные положения административной реформы в РФ
В 2006-2010 годах
Реформирование системы государственного и муниципального управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.
Еще в Послании Президента РФ Ельцина Б.Н. к Федеральному собранию РФ в 1998г. отмечалась необходимость осуществления мер по повышению эффективности деятельности государственных органов, проведения административной реформы.
Важные решения по реализации административной реформы в РФ были приняты в 2003-2005 годах.
Основным препятствием на пути экономических реформ была названа недостаточная эффективность государственного аппарата в Послании Президента России Путина В.В. 2003 года. При этом им были названы приоритетные задачи развития государственного управления:
- рациональное сокращение функций, осуществляемых государственными органами;
- совершенствование административных процедур и др.
Приоритетные направления административной реформы в России были определены Указом Президента РФ от 23.07.2003г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах:
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственного имущества и предоставления государственных услуг гражданами и юридическими лицами;
- завершение разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Была образована Правительственная комиссия по проведению реформы (Постановление Правительства РФ от 31.07.2003г. № 451).
Были проведены анализ и классификация функций федеральных органов исполнительной власти (5634), из них 26% были признаны избыточными, 4,6% - дублирующими и 15,4% - требующими изменения.
Образована новая система и структура федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004г. № 314. Действующая структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента России от 12.05.2008г. № 724.
Ведется работа по оптимизации сети подведомственных федеральным органам исполнительной власти государственных унитарных предприятий (ГУП) и федеральных государственных учреждений (ФГУ), из них 36,4% учреждений и 51,8% предприятий предполагается ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать.
Принят ряд законодательных и иных нормативных актов, в т.ч. по организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в т.ч.:
- постановлением Правительства РФ от 19.01.2005г. № 30 был утвержден «Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»;
- постановлением Правительства РФ от 28.07.2005г. № 452 был утвержден «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».
В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти была разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005г. № 1789-р Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах.
Целями административной реформы являются:
1. Повышение качестваи доступности государственных услуг;
2. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;
3. Повышение эффективностидеятельности органов исполнительной власти.
Для достижения указанных целей признано необходимым решение следующих задач:
- внедрение в органах государственной власти принципов и процедур управления по результатам;
- разработка и внедрение стандартов государственных услуг, представляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
- оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
- формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы совершенствования механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
Концепцией предусмотрена реализация основных мероприятийадминистративной реформы в 2006-2008 годах.
В 2006 году было намечено осуществить в этих целях:
- разработку нормативно-правовой и методической базы для проведения административной реформы;
- разработку стандартов массовых общественно-значимых общественных услуг;
- разработку и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые государственными органами исполнительной власти;
- разработку и принятие нормативных правовых актов и разработку методической базы для совершенствования контроля и надзора, процесса закупок для государственных нужд, механизма аутсорсинга для административно-управленческих процессов, создание механизмов противодействия коррупции и т.д.;
- реализацию пробных проектов по созданию и внедрению процедур управления по результатам;
- начало реализации программ проведения административной реформы в субъектах РФ;
- формирование механизма управления мероприятиями административной реформы и др.
В 2007 году намечается:
- продолжить ликвидацию избыточных функций ФОИВ;
- обеспечить оптимизацию функционирования органов исполнительной власти в субъектах РФ;
- завершить разработку нормативно-правовой базы и внедрение процедур управления по результатам;
- внедрение приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов и электронных административных регламентов;
- реализация программ проведения административной реформы в субъектах РФ и др.
В 2008 году предполагается осуществить:
- разработку и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов;
- ликвидацию избыточных функций;
- обеспечить реализацию процедур управления по результатам;
- провести мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности по осуществлению функций контроля и надзора;
- внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти;
- обеспечить широкое внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне;
- обеспечить развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти; мониторинга мероприятий административной реформы.
Система управления реализацией мероприятий административной реформы в 2006-2010 годах должна гарантировать достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого из мероприятий, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.
В Приложении к Концепции административной реформы представлены показатели достижения целей административной реформы, в том числе:
1. Оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг.
2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.
3. Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственных услуг.
Необходимо отметить, что распоряжением Правительства РФ ( от
09.02.2008г. №157-р) в Концепцию административной реформы внесены изменения. В настоящее время она определяет цели и реализацию мероприятий по 8 основным направлениям:
§ Управление по результатам;
§ Стандартизация и регламентация;
§ Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров;
§ Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме;
§ Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции;
§ Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
§ Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
§ Обеспечение административной реформы.
В Приложении к Концепции административной реформы представлены показатели достижения целей административной реформы, в том числе:
1.Оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг.
2.Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.
3.Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственных услуг.