Особенности организации государственно-административного управления в современной России
Поиск форм и методов упорядочения вертикали исполнительной власти привел политическое руководство страны к идее создания семи федеральных округов и реорганизации института полномочий представителей Президента в регионах Российской Федерации. Придание статуса федерального округа семи крупным межрегиональным образованиям завершило процесс формирования нового уровня государственно-административного управления, приближения федеральной власти к потребностям и интересам регионов.
Перечень федеральных округов (утвержден Указом Президента России от 13 мая 2000г. № 849):Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжкий федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.
Указом Президента РФ от 13 мая 2000г. № 849 «в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений» создан институт полпредов Президента в регионах преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Утверждено новое Положение.
Статус полпреда в федеральном округе определен как статус федерального государственного служащего в составе Администрации Президента. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации, подчиняется непосредственно Президенту и подотчетен ему, назначается на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом своих полномочий.
Основными задачами полномочного представителя являются:
- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
- представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.
Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
- обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
- согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на эти должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;
- организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
- согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;
- принимаетучастие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
- организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа.
Новая административная реформа вносит серьезные изменения в государственное устройство. Идет выстраивание вертикали власти от Президента через полномочных представителей в округах к территориальным органам для того, чтобы контролировать, как реализуются функции, принадлежащие Центру.
Реформа возвращает глав администраций субъектов Российской Федерации на уровень их компетенции.
Новые полномочия Президента Российской Федерации,данные ему совокупностью новых правовых актов, выстраивают вертикаль исполнительной власти, подчиненной напрямую Президенту России. Дальнейшее развитие структуры управления страной может идти по двум сценариям: либо признание вертикали президентской власти и легитимация президентской республики с соответствующими изменениями Конституции Российской Федерации, либо сбалансирование президентской ветви власти с параллельной, но не совпадающей вертикалью правительственной административной власти.
Огромный объем задач и функций, возлагаемый на полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, предполагает доскональное знание вопросов межрегиональных связей. Такие полномочия можно реализовать поверхностно или через возрастающий штат аппарата полномочного представителя, что, несомненно, повлечет удорожание государственного аппарата в стране.
Административные реформы Президента В.В.Путина меняют кардинально систему государственного управления в ее институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, коммуникационной подсистемах