Особенности экспертизы чая. Контроль стоимости

В целях предупреждения заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости ввозимоых на таможенную территорию Российской Федерации чая зеленого (неферментированного), в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг и чая черного (ферментированного) или частично ферментированного, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг, классифицируемых соответственно в подсубпозициях 0902 10 000 и 0902 30 000 ТН ВЭД России, а также обеспечения взыскания в полном объеме сумм причитающихся таможенных платежей ГТК России направляет информацию, которую необходимо учитывать при осуществлении таможенного контроля по рассматриваемым товарам.

При контроле таможенной стоимости товаров следует иметь в виду, что чай в Российскую Федерацию поступает в виде сырья, а также расфасованным в потребительскую (розничную) упаковку. При этом расфасованный чай подразделяется на непакетированный и пакетированный чай.

К товарам, классифицируемым в подсубпозициях 0902 10 000 9 и 0902 30 000 9 ТН ВЭД России, относятся чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный) или частично ферментированный, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг, упакованный способом, отличным от товаров, классифицируемых в подсубпозициях 0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 ТН ВЭД России.

К товарам, классифицируемым в подсубпозициях 0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 ТН ВЭД России, относятся чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный) или частично ферментированный, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг в одноразовой упаковке.

По данным маркетинговых компаний, осуществляющих постоянный мониторинг практической деятельности в чайной промышленности, торговые марки чая, представленные на российском чайном рынке, могут быть разделены на три основных ценовых класса: эконом, средний, премиум (дорогой или элитный).

В «эконом» класс чайного рынка входят торговые марки: «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява», «Гранд», «Восточный купец», «Бодрость», «Лисма», «Беседа».

В «средний класс» чайного рынка входят торговые марки: «Принцесса Нури», «Майский чай», «Брук Бонд», «Липтон», «Ахмад», «Золотая чаша», «Чайная долина», «Акбар», «Дилма», «Ристон» и другие.

В «премиум» класс чайного рынка входят торговые марки: «Ньюби», «Роннефельд», «Млесна», «Мессмер», «Джексон», «Твайнингс».

Определяющими факторами для цены чая являются: стоимость сырья, страна-производитель, торговая марка, вид и размер потребительской упаковки, а также использованные для упаковки материалы.

Стоимость сырья (очищенное, скупажированное, ароматизированное и т.п.) в основном зависит от страны происхождения и, как правило, возрастает при ароматизации.

Промышленным разведением чая занимаются следующие страны: Индия, Китай, Шри-Ланка, Индонезия, Кения, Бангладеш, Вьетнам, Грузия, Азербайджан, Малави, Турция, Папуа Новая Гвинея, Аргентина, Танзания, Уганда, Иран, Япония. При этом основными странами, производящими чай, являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Индонезия, Кения, Бангладеш, Вьетнам.

Для ценообразования чайной продукции немаловажное значение имеет торговая марка, а также употребление логотипов чайных отраслей стран-производителей (например, наличие цейлонского льва на упаковках определенных сортов чая из Шри-Ланки).

Фасованный чай (пакетированный и непакетированный) поступает в Россию как из стран, производящих чай, так и из стран, в которых чай не произрастает, но в которых традиционно развита чаеразвесочная промышленность. Это, прежде всего, страны ЕС и Восточной Европы. Наибольший объем чая в Европе производят Великобритания, Германия, Нидерланды, Франция, Польша, Венгрия. При этом польский рынок чая ориентирован на самое дешевое сырье, германский и венгерский - состоят в основном из травяных и фруктовых чаев.

На механизм ценообразования чая страна-производитель оказывает большое влияние, т.к. в странах Европы стоимость труда и доставки сырья значительно выше, чем в странах, непосредственно производящих чайное сырье. Стоимость чая, произведенного в стране - производителе чайного сырья, значительно ниже, чем стоимость чая, произведенного в стране, импортирующей чайное сырье. К тому же европейские производители, как правило, используют более дорогое сырье.

При анализе заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, классифицируемых в подсубпоэициях 0902 10 000 9 и 0902 30 000 9 ТН ВЭД России, чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный), частично ферментированный или в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг, упакованный способом, отличным от товаров, классифицируемых в подсубпозициях 0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 ТН ВЭД России, следует обращать внимание на вид потребительской упаковки. С учетом мировой практики торговли чаем можно выделить следующие основные виды, различающиеся по себестоимости фасовки:

· чай, расфасованный в мягкие пакеты;

· чай, расфасованный в картонные коробки;

· чай, расфасованный в жестяные банки.

Фасовка в жестяные банки увеличивает стоимость чая по сравнению с картонными коробками и мягкой упаковкой за килограмм нетто-массы товара.

На стоимость чая также влияет размер потребительской упаковки. В Россию непакетированный чай поступает в виде упаковок массой 50 г., 100 г., 200 г., 250 г., 500 г., 1 кг. Причем чем меньше размер потребительской упаковки, тем она дороже за килограмм нетто-массы товара.

Анализ заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, классифицируемых в подсубпозициях 0902 10 000 1 и 0902 30 000 1 ТН ВЭД России, чай зеленый (неферментированный) или черный (ферментированный) или частично ферментированный, в первичных упаковках массой нетто не более 3 кг в одноразовой упаковке, следует осуществлять с учетом того, что упаковка чая в фильтр-пакеты требует применения высокотехнологичного оборудования и предполагает затраты на дорогостоящие расходные материалы (фильтр-бумага), что повышает цену на готовый товар по сравнению с непакетированным чаем.

По технологии производства различают следующие виды пакетированного чая:

· однокамерные и двухкамерные пакетики;

· пакетик без нитки и ярлыка и пакетики с ниткой и ярлыком;

· пакетик, запечатанный скрепкой, и пакетик, запечатанный термическим способом;

· пакетик в конвертике или без него.

При этом следует учитывать следующее:

· двухкамерный пакетик - более дорогой, чем однокамерный, поскольку требуется больше бумаги;

· пакетик без нитки и ярлыка более дешевый, чем пакетик с ниткой и ярлыком;

· пакетик во внешнем конверте - более дорогой, чем пакетик без конверта.

Для фасовки чая в пакетики, как правило, используется фильтр-бумага. Однако некоторые мировые производители, работающие в элитном сегменте, используют для изготовления пакетика специальные ткани, что приводит к увеличению стоимости продукции. Внешний конвертик, как правило, изготовлен из бумаги. Однако работающие в элитном сегменте чайного рынка производители используют для изготовления конвертов металлизированную пленку или фольгу. Это приводит к увеличению стоимости пакетированного чая за килограмм нетто-массы товара.

Размер потребительской упаковки (количество пакетиков в коробке) также оказывает влияние на стоимость товара. В Россию пакетированный чай поступает в виде упаковок по 10, 20, 25, 40, 50, 100, 200 чайных пакетиков в картонной коробке, при этом, чем меньше количество пакетиков в коробке, тем выше стоимость чая за килограмм нетто-массы товара. В приложении приведена таблица, отражающая ставку ввозной таможенной пошлины.

При осуществлении контроля таможенной стоимости чая необходимо учитывать, что наряду с «относительно дешевыми» сортами и видами чая на территорию Российской Федерации ввозятся значительно более дорогие элитные сорта чая. Например, такие как «Цветок сливы» (нежные чайные завязи, связанные вручную в форме цветка сливы), «Белая почка» (белый чай высочайшего качества из покрытых серебристым пушком чайных почек) и многие другие чаи.

Отдельно следует отметить, что, как показывает практика, сезонные колебания цен на чайных аукционах не оказывают одномоментного серьезного влияния на себестоимость готовой продукции. О колебаниях цен на мировых чайных аукционах и, вследствие этого, о тенденциях, влияющих на локальные чайные рынки, можно говорить только во временных категориях от года и больше.

Кроме того, при осуществлении контроля таможенной стоимости чая зеленого (неферментированного) в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг. и чая черного (ферментированного) или частично ферментированного, в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг., классифицируемых соответственно в подсубпозициях 0902 10 000 и 0902 30 000 ТН ВЭД России, следует иметь в виду следующее - как показывает результат анализа данных импорта чая на таможенную территорию Российской Федерации, около 67% от общего объема ввоза занимает прочий чай черный (ферментированный) и частично ферментированный (0902 40 000 0 ТН ВЭД России). Исходя из объемов ввоза и того факта, что на данный товар установлена 5% ставка ввозной таможенной пошлины и сложившийся уровень цен является наиболее низким в рассматриваемой товарной позиции 0902, товар, классифицируемый в подсубпозиции 0902 40 000 0 ТН ВЭД России, может выступать в роли товара «прикрытия» по отношению к другим товарам.

Заключение

При пересечении государственной границы проводится таможенная экспертиза товаров, направленная на выявление сведений, необходимых для правильного оформления таможенных документов, начисления пошлин и других платежей. Для проведения экспертизы таможенные органы имеют право взять для анализа образцы товаров, перемещаемых через границу. При анализе этих образцов изучаются их физические и химические свойства, позволяющие достоверно определить принадлежность продукции в соответствии с реестром Товарной Номенклатуры ВЭД.

Таможенная экспертиза относится к определенному классу экспертиз, так как обладает своими характерными признаками, решает свои задачи. Значение результатов таможенной экспертизы очень велико, от заключения эксперта в дальнейшем зависит судьба товара.

Начинается проведение таможенной экспертизы с анализа сопровождающей товар документации. Определяется страна происхождения товара по документам и ярлыкам на упаковке, сравнивается количество продукции, реквизиты отправителей и получателей

При написании курсовой работы были выполнены все поставленные задачи, а именно:

1. Изучены основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование основывается на принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях, которые предполагают единство таможенной территории, приоритет экономических мер регулирования, равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности, защиту их интересов государством, единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией, а также обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны. Для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности применяются определённые экономические и административные меры.

2. Изучен порядок назначения экспертизы. Экспертиза может быть назначена при осуществлении таможенного контроля, если для разъяснения некоторых вопросов возникает необходимость в специальных познаниях или если это прямо следует из профиля риска.

3. Изучен порядок взятия проб и образцов. Отбор проб – важнейший этап экспертизы товара. Пробы и образцы товаров могут отбирать должностное лицо таможенного органа или сотрудники других государственных органов, обладающие полномочиями в отношении товаров. Пробы должны быть упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Процедура оформляется актом взятия проб. Если невозможно отобрать пробы и доставить их в таможенную лабораторию, осмотр и исследование товаров экспертом осуществляется по месту их нахождения.

4. Проведено ознакомление с правами и обязанностями экспертов. Эксперт наделяется определенными правами в целях обеспечения возможности проведения им экспертизы и представления по результатам исследования полного, обоснованного и правильного заключения. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями.

5. Проанализированы основные моменты заключения по таможенной экспертизе. Заключение отражает процесс и результат проведенных исследований. Выводы в заключении таможенного эксперта излагаются в виде ответов на поставленные вопросы, при этом последовательность ответов должна соответствовать последовательности поставленных вопросов.

6. Проанализированы особенности экспертизы чая, проведено ознакомление с идентификационными и классификационными признаками чая, а также выявлены факторы контроля стоимости чая.

7. Проведен обзор экспорта и импорта чая. Российский рынок чая достаточно консолидирован и представлен рядом игроков, занимающих ведущие позиции, как на внутреннем, так и на внешнеторговом рынках.

Список литературы

1. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза.

4. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

5. ГОСТ 18478-85 Чайная промышленность. Термины и определения

6. Додонкин, Ю. В. Таможенная экспертиза товаров: учебник для вузов / Ю. В. Додонкин, И. А. Жебелева, В. И. Криштафович . - М. : Академия, 2003. - 272 с.

7. Жиряева Е.В., Хайландт Т. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (продовольственные товары): Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006. – 288 с.

8. Свинухов, В. Г. Таможенное дело: учебник/ В. Г. Свинухов. - М. : Экономистъ, 2005. - 298 с.

9. http://www.tamognia.ru

10. http://www.znaytovar.ru

11. http://www.zakonrf.info

Приложение

1. Таблица 1. Характеристика байховых чаев.

2. Таблица 2. Черный чай байховый: международная классификация.

3. Динамика импорта чая в Россию в 2000-2010 гг., тонн.

4. Доли стран производителей в импорте чая в 2010 году в Россию, %.

5. Таблица 3. Ставка ввозной таможенной пошлины.

Наши рекомендации