Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Содержание
Введение 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 2. Организация и проведение таможенных экспертиз 2.1. Порядок назначения экспертизы 2.2. Порядок взятия проб и образцов 2.3. Права и обязанности экспертов 2.4. Заключение по таможенной экспертизе 3. Таможенная экспертиза чая 3.1. Идентификационные и классификационные признаки чая 3.2. Импорт чая 3.3. Экспорт чая 3.4. Особенности экспертизы чая. Контроль стоимости Заключение Список литературы Приложения | С. |
Введение
При осуществлении таможенного контроля возникает ряд вопросов, ответ на которые можно получить только благодаря таможенной экспертизе, проведенной в специализированных лабораториях. Также в товароведении таможенная экспертиза товаров назначается в рамках уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов.
Таможенная экспертиза – это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами или иными экспертами с использованием специальных или научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.
Все товары, пересекающие границу, занесены в международный реестр и имеют свой код, на основании которого начисляется или не начисляется таможенная пошлина. Правильно идентифицировать товары призвана экспертиза в таможенном деле на основании установления физических и химических свойств продукции. В связи с этим таможенная экспертиза имеет очень большое значение, и кроме классификации товаров в ходе таможенной экспертизы определяется средняя рыночная стоимость предоставленной продукции. Кроме того, проводимая на границе таможенная экспертиза товаров имеет большое значение в целях государственной безопасности, ведь именно таможенная экспертиза позволяет вовремя остановить движения некачественных товаров на потребительский рынок.
Проведение таможенной экспертизы направлено на истинное установление потребительских свойств товаров. В перечень мероприятий, осуществляемых во время проведения таможенной экспертизы, входят специальные исследования и опыты, которые проводят эксперты на основании взятых предварительно проб, образцов товара или документальных источников информации. Немаловажным мероприятием, проводимым в ходе таможенной экспертизы товара, является определение кода ТН ВЭД, на основании которого осуществляется взыскание таможенных пошлин.
Главной целью данной курсовой работы является ознакомление с организацией и проведением таможенных экспертиз, а также ознакомление с особенностями экспертизы чая. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучение основ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. изучить порядок назначения экспертизы;
3. изучить порядок взятия проб и образцов;
4. ознакомиться с правами и обязанностями экспертов;
5. ознакомиться с основными моментами заключения по таможенной экспертизе;
6. проанализировать особенности экспертизы чая, ознакомиться с идентификационными и классификационными признаками чая;
7. провести обзор экспорта и импорта чая.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие источники информации: учебные пособия, методические указания, Федеральные законы, Государственные стандарты Российской Федерации, и другие нормативно-правовые акты, а также возможности Интернета.
Заключение по таможенной экспертизе
На основании проведенных исследований эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Заключение отражает процесс и результат проведенных исследований. В заключении должны быть указаны:
· время и место проведения исследования;
· кем и на каком основании проводились исследования;
· вопросы, поставленные перед экспертом:
· объекты исследования, материалы и документы, предоставляемые эксперту;
· содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
· оценка результатов исследования;
· вводы по поставленным вопросам и их обоснование.
Заключение эксперта составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр - с сопроводительным письмом, подписанным руководителем таможенной лаборатории с регистрационным номером, отмеченным в «Журнале регистрации исходящих документов», направляется лицу, назначившему экспертизу, второй - остается в таможенной лаборатории.
Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. На каждый из этих вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Оформленный акт экспертизы и приложения к нему заверяются печатью (круглым штампом).
Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, копию заключения эксперта. Заключение может служить доказательством по делу об административном правонарушении или по уголовному делу, но не является обязательным для должностного лица таможенного органа и оценивается им на общих основаниях, установленных для оценки доказательств.
Заключения эксперта и все товаросопроводительные документы, представленные на экспертизу, хранятся в течение 5 лет.
Таможенная экспертиза чая
Импорт чая
В мировом импорте чая в тройку ведущих стран покупателей входят США и Соединенное Королевство, а на первом месте находится Россия. Импорт чая в Россию включает в себя, как сырье для производства чая, так и готовую для розничной реализации импортную продукцию. Для российского рынка чая характерны большие объемы импорта нефасованного чая для последующей обработки на территории страны. Ранее на территории России существовали высокие пошлины на ввоз фасованного чая, целью которых было также развитие внутреннего производства. В 2007 году в конце ноября правительством РФ было подписано постановление, в соответствии с которым были снижены ввозные пошлины на сельскохозяйственное сырье, не выращиваемое на территории России до 0%. На данный момент импортные таможенные пошлины на чай в первичных упаковках нетто-массой до 3 кг все также высоки - 20%, на чай прочий зеленый и черный ввоз беспошлинный.
С 2000 года ввоз чая в Россию вырос на 14%. В среднем за последние несколько лет импорт чая в Россию находится на уровне 181-182 тыс. тонн. В 2010 году объем импорта чая в страну снизился относительно 2009 года незначительно, на 0,3%.
В приложении 3 представлена диаграмма динамики импорта чая в Россию в 2000-2010 гг., тонн.
В 2010 на первом месте среди стран производителей в общем объеме ввезенного чая находится Шри-Ланка, и, в частности, ведущим производителем в поставках продукции данной страны выступает AHMAD TEA Inc. На втором месте Индия, опередившая мирового лидера КНР. В приложении 4 также представлена диаграмма доли стран производителей в импорте чая в 2010 году в Россию, %.
В импорте 16% приходится на чай с упаковкой нетто - массой не более 3 кг. и 84% на чай, фактически используемый как сырье.
Экспорт чая
В целом, российский рынок чая достаточно консолидирован и представлен рядом игроков, занимающих ведущие позиции, как на внутреннем, так и на внешнеторговом рынках. На данный момент российский рынок близок к насыщению. Для привлечения покупателей фактор цены становится не столько значительным, поэтому производители все чаще прибегают к инновациям в упаковке и фасовке чая. Также развитие, по мнению экспертов, получает сегмент premium, что в принципе характерно и для других рынков. Кроме этого увеличивается доля травяных чаев.
В России производство чая в упаковках массой не более 3 кг в 2010 году по данным Росстата составило 97,8 тыс. тонн. Объемы экспорта значительно ниже, чем импорта, и при этом 59% от общего объема экспорта за 2010 год приходится на пакетированный черный чай. Компания Unilever в прошедшем году выступила ведущим производителем в экспорте чая с долей в 60%. Основной объем экспорта российского чая приходится на страны СНГ, в частности Украину, Казахстан и Молдову - 84%.
Помимо компании Unilever в экспорте российского чая также представлены и другие ведущие производители страны: ООО «Невские пороги» (НЕП) -29%, а также компания «Май», AhmadTea, ООО «Бета Гида», ООО «Универсальные пищевые технологии», ООО «Императорский чай» в совокупности на долю которых приходится 7%.
Заключение
При пересечении государственной границы проводится таможенная экспертиза товаров, направленная на выявление сведений, необходимых для правильного оформления таможенных документов, начисления пошлин и других платежей. Для проведения экспертизы таможенные органы имеют право взять для анализа образцы товаров, перемещаемых через границу. При анализе этих образцов изучаются их физические и химические свойства, позволяющие достоверно определить принадлежность продукции в соответствии с реестром Товарной Номенклатуры ВЭД.
Таможенная экспертиза относится к определенному классу экспертиз, так как обладает своими характерными признаками, решает свои задачи. Значение результатов таможенной экспертизы очень велико, от заключения эксперта в дальнейшем зависит судьба товара.
Начинается проведение таможенной экспертизы с анализа сопровождающей товар документации. Определяется страна происхождения товара по документам и ярлыкам на упаковке, сравнивается количество продукции, реквизиты отправителей и получателей
При написании курсовой работы были выполнены все поставленные задачи, а именно:
1. Изучены основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование основывается на принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях, которые предполагают единство таможенной территории, приоритет экономических мер регулирования, равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности, защиту их интересов государством, единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией, а также обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны. Для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности применяются определённые экономические и административные меры.
2. Изучен порядок назначения экспертизы. Экспертиза может быть назначена при осуществлении таможенного контроля, если для разъяснения некоторых вопросов возникает необходимость в специальных познаниях или если это прямо следует из профиля риска.
3. Изучен порядок взятия проб и образцов. Отбор проб – важнейший этап экспертизы товара. Пробы и образцы товаров могут отбирать должностное лицо таможенного органа или сотрудники других государственных органов, обладающие полномочиями в отношении товаров. Пробы должны быть упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Процедура оформляется актом взятия проб. Если невозможно отобрать пробы и доставить их в таможенную лабораторию, осмотр и исследование товаров экспертом осуществляется по месту их нахождения.
4. Проведено ознакомление с правами и обязанностями экспертов. Эксперт наделяется определенными правами в целях обеспечения возможности проведения им экспертизы и представления по результатам исследования полного, обоснованного и правильного заключения. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями.
5. Проанализированы основные моменты заключения по таможенной экспертизе. Заключение отражает процесс и результат проведенных исследований. Выводы в заключении таможенного эксперта излагаются в виде ответов на поставленные вопросы, при этом последовательность ответов должна соответствовать последовательности поставленных вопросов.
6. Проанализированы особенности экспертизы чая, проведено ознакомление с идентификационными и классификационными признаками чая, а также выявлены факторы контроля стоимости чая.
7. Проведен обзор экспорта и импорта чая. Российский рынок чая достаточно консолидирован и представлен рядом игроков, занимающих ведущие позиции, как на внутреннем, так и на внешнеторговом рынках.
Список литературы
1. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ).
2. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза.
4. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
5. ГОСТ 18478-85 Чайная промышленность. Термины и определения
6. Додонкин, Ю. В. Таможенная экспертиза товаров: учебник для вузов / Ю. В. Додонкин, И. А. Жебелева, В. И. Криштафович . - М. : Академия, 2003. - 272 с.
7. Жиряева Е.В., Хайландт Т. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (продовольственные товары): Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006. – 288 с.
8. Свинухов, В. Г. Таможенное дело: учебник/ В. Г. Свинухов. - М. : Экономистъ, 2005. - 298 с.
9. http://www.tamognia.ru
10. http://www.znaytovar.ru
11. http://www.zakonrf.info
Приложение
1. Таблица 1. Характеристика байховых чаев.
2. Таблица 2. Черный чай байховый: международная классификация.
3. Динамика импорта чая в Россию в 2000-2010 гг., тонн.
4. Доли стран производителей в импорте чая в 2010 году в Россию, %.
5. Таблица 3. Ставка ввозной таможенной пошлины.
Содержание
Введение 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 2. Организация и проведение таможенных экспертиз 2.1. Порядок назначения экспертизы 2.2. Порядок взятия проб и образцов 2.3. Права и обязанности экспертов 2.4. Заключение по таможенной экспертизе 3. Таможенная экспертиза чая 3.1. Идентификационные и классификационные признаки чая 3.2. Импорт чая 3.3. Экспорт чая 3.4. Особенности экспертизы чая. Контроль стоимости Заключение Список литературы Приложения | С. |
Введение
При осуществлении таможенного контроля возникает ряд вопросов, ответ на которые можно получить только благодаря таможенной экспертизе, проведенной в специализированных лабораториях. Также в товароведении таможенная экспертиза товаров назначается в рамках уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов.
Таможенная экспертиза – это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами или иными экспертами с использованием специальных или научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования. Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.
Все товары, пересекающие границу, занесены в международный реестр и имеют свой код, на основании которого начисляется или не начисляется таможенная пошлина. Правильно идентифицировать товары призвана экспертиза в таможенном деле на основании установления физических и химических свойств продукции. В связи с этим таможенная экспертиза имеет очень большое значение, и кроме классификации товаров в ходе таможенной экспертизы определяется средняя рыночная стоимость предоставленной продукции. Кроме того, проводимая на границе таможенная экспертиза товаров имеет большое значение в целях государственной безопасности, ведь именно таможенная экспертиза позволяет вовремя остановить движения некачественных товаров на потребительский рынок.
Проведение таможенной экспертизы направлено на истинное установление потребительских свойств товаров. В перечень мероприятий, осуществляемых во время проведения таможенной экспертизы, входят специальные исследования и опыты, которые проводят эксперты на основании взятых предварительно проб, образцов товара или документальных источников информации. Немаловажным мероприятием, проводимым в ходе таможенной экспертизы товара, является определение кода ТН ВЭД, на основании которого осуществляется взыскание таможенных пошлин.
Главной целью данной курсовой работы является ознакомление с организацией и проведением таможенных экспертиз, а также ознакомление с особенностями экспертизы чая. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучение основ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. изучить порядок назначения экспертизы;
3. изучить порядок взятия проб и образцов;
4. ознакомиться с правами и обязанностями экспертов;
5. ознакомиться с основными моментами заключения по таможенной экспертизе;
6. проанализировать особенности экспертизы чая, ознакомиться с идентификационными и классификационными признаками чая;
7. провести обзор экспорта и импорта чая.
При написании данной курсовой работы были использованы следующие источники информации: учебные пособия, методические указания, Федеральные законы, Государственные стандарты Российской Федерации, и другие нормативно-правовые акты, а также возможности Интернета.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ. Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.
Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования.
Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:
· внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;
· приоритет экономических мер регулирования;
· единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;
· равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;
· государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;
· обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
· единство таможенной территории.
Для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности применяются определённые меры, или методы. Существует две основные классификации методов регулирования внешнеэкономических отношений. Во-первых, они делятся на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют.
Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осуществляют экономическое регулирование экспортных и импортных операций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.
Административные методы применяются, когда экономические инструменты неэффективны. Для регулирования ВЭД государственные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, и много других законодательных актов.
Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.
В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательными органами. Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.
Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.
Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой - экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты заполняют таможенные декларации, в которых указываются сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны. На второй - производится таможенный досмотр-проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.