Реформы городского самоуправления
Тогда в городах России не платила налогов значительная часть населения – рабочие, служащие, интеллигенция, прислуга и т.д., поэтому городское самоуправление было, по существу, органом власти буржуазии. В большинстве городов право избирать и быть избранными в городскую думу имело менее 10% населения. (Отсюда пошли традиции лоббизма интересов более обеспеченных слоев населения, желание взять государство в долю)
31.
32. Влияние особенностей исторического развития российской государственности на современную модель государственного управления
Государственность- комплексное понятие, отражающее качественное состояние государственно-организованного общества с учетом условий его исторического развития на протяжении исторически длительного периода времени, а также национально-культурные и социально-духовные особенности образующего государство общества.
РФ за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское гос-во, Московское гос-во, Рос. империя, Советское гос-во и РФ. Специфику формирования российской государственности предопределили следующие условия и особенности а) географический фактор - огромная территория, обладающая большим количеством природных ресурсов (полезные ископаемые, пресная вода и т.д.), и необходимость в связи с этим защиты внешних границ, б) полиэтнический состав населения при ведущей роли русской цивилизации и необходимость укрепления единства государства в том числе и для защиты внешних границ, в) более суровый климат, требующий значительно большего расходования природного ресурса для обеспечения жизнедеятельности общества, г) длительное отсутствие выхода к мировым торговым путям и изолированное развитие российского общества.
Основными свойствами российской государственности являются непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность. Наиболее важными чертами российской государственности являются духовность, соборность, державность, патриотизм, стремление к справедливости, уважение к труду, приоритет морали над правом, патернализм.
Мобилизационный (догоняющий) тип развития общества. При догоняющем типе развития интересы государства выходят на первый план, а интересы личности - на второй, т.к. государство вынуждено мобилизовать все ресурсы и использовать все чрезвычайные средства для достижения чрезвычайных целей. Определяющими становятся внешние факторы.
Подданство. Зависимость от монарха в материальном, социально-статусном плане в 15-16 веке незамедлительно привело к развитию института подданства. Особое отношение к власти, вечное недовольство, привычка пенять на государство в случае своих неудач.
Патернализм и патерналистский характер властных отношений (стремление гос-ва опекать общество и под предлогом заботы об общем благе вмешиваться в частную жизнь гр-н и регламентировать все стороны жизни общества). Ситуация таких отношений с властью подкрепилась традицией проведения церемонии венчания на царство: повышение статуса монарха до посредника между Богом и людьми (при этом монарх наделялся чуть-ли не божественной силой всевидения, всеслышания, всемогущества), отсутствие инициативы, самостоятельности населения. Развитие института прошений (обращений граждан)).
Особенности сословно-представительной монархии. Комплиментарность представительных органов к правителю, фактическое отсутствие сильной оппозиции. Искусственное поддержание оппозиции.
С приходом новой налоговой системы 18 века. На западе действует система общего котла, в России идет борьба между государством, придумывающим все новые и новые налоги, и народом, придумывающим способы их обхода (т.к. налоги обозначали в российских умах – отдать свое навсегда и безвозвратно).
Так же формируется способ обмена ресурсами между государством (административный ресурс) с предпринимательством (материальные блага) с целью обогащения первых, во имя защиты от конкурентов и от регулирования государством вторых. По сути – коррупция.
Персонификация политики (привычка населения ориентироваться не на законы, а на лица).
СССР оказал определяющее влияние на отношения с интеллектуальной элитой, в силу своей неугодности партии, возник так называемый слой – контр-элита. Опять же отсутствие оппозиции, сил конкуренции, как в номенклатуре, так и в производстве. Культ личности, неоспоримость идей партии.
33. Местное самоуправление в системе публичной власти России: понятие, сущность, принципы, нормативно-правовые основы, взаимодействие с государственной властью
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КРФ, фз, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Основные НПА:Конституция РФ 1993г., признавая и гарантируя МСУ, выступает в качестве важнейшей правовой основы процесса становления и развития новой системы МСУ. Уставы МО, решения, принятые на референдумах сходах граждан.ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации МС в РФ» закрепляет:
1. Принципы территориальной организации МСУ (территория МО, границы МО, изменение границ МО, преобразование МО и др.);
2. Перечень ВМЗ для каждого из видов МО (ГО, МР, поселение);
3. Наделение ОМС отдельными гос полномочиями;
4. Формы непосредственного осуществления населением МСУ(выборы, референдум, сход граждан и др.);
5. Регламентация деятельности ОМС и должностных лиц МСУ;
6. Муниципальные правовые акты;
7. Экономическая основа МСУ (бюджет, доходы местного бюджета, местные налоги и др.);
8. Ответственность ОМС и ДЛ МС перед населением;
9. и др.
Принципы:1) осуществление на всей терр.РФ в МО; 2) Самостоятельность решения населением ВМЗ (волеизъявление прямым путем или посредством ОМС); 3) Организационная обособленность( не входят в систему ОГВ, должностные лица не состоят на гос службе). 4) Самостоятельное распоряжение ресурсами (гарантирован минимальный бюджет, компенсация доп.расходов). 5) Многообразие организ. Форм осуществления; 6) право на судебную защиту; 7)Ответственность перед населением (в силу утраты доверия, перед гос-м –в случае нарушения КРФ и др НПА). 9) законность (общественный контроль); 10) гласность ( опубликование законов);
Цель взаимодействия:повышение уровня и качества жизни населения МО и региона.
1. Без постоянной поддержки со стороны государства органы местного самоуправления не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Кроме того, государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти.
Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:
а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;
б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;
в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);
г) оказание методической поддержки;
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления. (закрепляется КРФ) Наиболее часто на практике органы государственной власти субъектов РФ передают органам местного самоуправления полномочия в следующих областях:
а) государственной регистрации актов гражданского состояния;
б) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;
3. Федеральное законодательство закрепляет за представительными органами местного самоуправления права законодательной инициативы. Представительный орган любого типа муниципального образования вправе вносить в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проекты новых законов, предложения по совершенствованию норм уже существующих законов, замечания по законопроектам.
4. Важной формой воздействия государства на местное самоуправление является осуществление надзора за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Надзор за соблюдением органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют различные государственные органы. В первую очередь это органы прокуратуры.
34. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: нормативные основы, цели, значение, основные проблемы реализации и пути их решения (на примере 1 из форм).
Процесс местного самоуправления осуществляется через ОМС, а также населением непосредственно. Регламентирует данный вопрос ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), глава 5, которая закрепляет следующие формы:
местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного ОМС, выборного ДЛ МСУ, голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление ТОС; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан; опрос граждан; обращение граждан в ОМС; другие, не противоречащие законодательству.
Местный референдум: утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. МР принимается представ органом МО по инициативе: а) граждан (условия сбора подписей 5% жителей)б) общ организаций 3) представ органа или главы МО
Муниципальные выборы - проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Чаще всего предусматриваются выбора по одномандатному округу (так называемая «мажоритарная система»), когда территория МО разбивается на несколько избирательных округов (по числу депутатов) с примерно равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. Возможно избрание депутатов или какой-то их части по партийным спискам (пропорциональная система), когда избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий (т.е. за партийные списки), а депутатские мандаты между партиями распределяются пропорционально набранным голосам.
Голосование по отзыву депутата, члена выборного ОМС, выборного ДЛ местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдума. Основанием для отзыва депутата или выборного ДЛ местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Голосование по вопросам изменения границ или преобразования МО считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей МО, обладающих избирательным правом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, принявших участие в голосовании.
Сход граждан - осуществляет полномочия представительного органа МО в поселениях не более 100 человек. Он созывается для решения вопросов местного значения и правомочен при участии в нем более 50% жителей, обладающих избирательным правом. Сход может созываться главой МО, а также по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Решения схода подлежат официальному обнародованию и обязательному исполнению на территории поселения.
Собрание (конференция) граждан –проводится для обсуждения ВМЗ, информирования населения о деятельности МСУ, осуществления ТОС на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан
Правотворческая инициатива граждан - с ней может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном НПА представительного органа МО.
Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения(подъезд, дом, группа домов, микрорайон) для самостоятельного осуществления собственных инициатив по ВМЗ. ТОС избираются на собраниях граждан, проживающих на территории МО, и работают на общественных началах.
Публичные слушания – проводятся для обсуждения проектов МПА по ВМЗ с участием жителей МО представительным органом МО, главой муниципального образования.(проект бюджета, застройки, преобразование МО)
Опросы населения — проводятся для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опросов носят рекомендательный характер. По инициативе представительного органа. Жители должны быть проинформированы не менее, чем за 10 дней до проведения опроса. За счет средств местного бюджета.
Обращения граждан в органы местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления в месячный срок обязаны дать письменный ответ по существу вопроса.
Формы обращения граждан:
1. По существу:
Предложение - обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.
2. По способу обращения: письменные (почтой); на приемах населения; на встречах с населением; по электронной почте; через Интернет; По количеству граждан: индивидуальные, коллективные.
35. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, полномочия, организация работы, ответственность.
Представительный орган МО – выборный орган местного самоуправления, наделенный правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие силу в МО.
Правовые основы регулирования: ФЗ №131 и К РФ Наличие ПО обязательно в МО от 100 чел.