Статья 16. Основные формы работы Общественной палаты

Общественная палата вправе: 1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблема; 2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; 3) проводить экспертизу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления; 5) принимать участие в работе комитетов и комиссий Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти; 7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве; 8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации; 9) оказывать общественным палатам, созданным в субъектах РФ, и общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в, содействовие в обеспечении их методическими материалами.

Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля над деятельностью органов власти.

Дополнительно Деятельность:

регулярно проводит слушания по проблемам ЖКХ, на которых обсуждаются пути их решения. Принимает активное участие в контроле над соблюдением прав граждан, в формировании законодательных акты в области образования. Работать с обращениями граждан и занимается вопросами защиты социальных прав граждан, права потребителей.

Палата использует разнообразные формы своей работы: общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и др. Ежегодно проводится более ста публичных мероприятий. Общественная палата может привлекать к своей работе общественные объединения, иные некоммерческие организации.


4. Формы государственного устройства: общий обзор, специфика России

Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (регионализированные, федеративное и конфедеративное).

1) унитарное – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Норвегия, Китай).

Признаки унитарного государства:

1. Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;

2. Одна Конституция и единые законы, единая денежная единица, единое гражданство;

3. Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;

Виды унитарных государств: простые (нет автономных образований) и сложные

централизованные (строгая субординация МСУ, несамостоятельность) и децентрализованные

2.Регионализованные государства -переходная форма от унитарной к федеративной, при которой адм-территориальные единицы самостоятельно не могут изменяться, но могут создавать институты и органы с разрешения центра, они могут иметь свой язык, права закрепленные в уставах, но нет гражданства у S. (Италия, Испания, Великобритания).

3. Федерация- добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов;

2. Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;

3. Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;

4. Существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

5. После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;США, Дания

Виды федерации

1. Договорные и конституционные (при децентрализации унитарных государств);

2. Территориальные, национальные (субъекты разделены по нац признаку) и смешанные (Россия).

3. Дуалистические (параллельное существование фед и S органов власти), корпоративные (существуют исключ полномочия Фед и S, а также вопросы совместного ведения, многоуровневый бюджет); централизованные без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Признаки конфедерации:

1. Составные части являются суверенными государствами

2. На уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства

4. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Специфика России

Российская Федерация, согласно статье 5 КРФ, состоит из равноправных SРФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все SРФ между собой равноправны. SРФ не имеют права выхода из её состава.

SРФ в России — 85

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

КРФ закрепляет исключительные полномочия РФ (в области государственного устройства, решение вопросов судоустройства, прокуратуры, разработка и принятие уголовного законодательства, международные вопросы, оборона, изменение границ РФ, принятие и изменение КРФ и т.д.), совместное ведение РФ и SРФ (обеспечение соответствия НПА SРФ КРФ и ФЗ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и др.), все остальное – полномочия SРФ.

Особенности РФ:

• Различный принцип деления (национальный – республики, автономные округа и автономная область; территориальный – области, края)

• Матрешечность (например, ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области)

• Существование более крупных единиц – федеральных округов, не имеющих своих органов, только Полномочных представителей Президента (были сформированы с целью укрепления вертикали власти)


5. Государственная политика: понятие, формы организации, этапы

ГП – средство реализации целей и задач государства, целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

ГП- упорядоченная взаимосвязь управленческих воздействий, объединенных единой целью, методами и областью деятельности. ГП -общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как: определение целей и приоритетов развития общества; разработка и планирование политической стратегии; анализ и оценка альтернативных программ и политик в соответствии с выгодами и затратами; обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами; выбор и принятие государственных решений; мониторинг и оценка результатов выполнения и т. д.

Функционал: ГП отвечает за планируемые масштабные изменения в стране.

Правовые формы государственной политики:

1) Закон: акт постоянного действия. 2 особенности: поэтапное вступление в силу, изменение текста(поправки). В данном случае ГП становится дискретной. Изменение законодательства влечет проблемы исполнителя: не успевают приспособиться к новым нормам, в условиях централизации очень длительно вносить изменения =>стремление не выполнять задачи, а ждать пока их отменят.

2) Целевые программы: быстрота изменений. Реализуется ОИВ, установлены цели, задачи, этапы; последовательные этапы достижения цели. В последнее время не выполняют свои цели, т.к. недофинансируются, нестабильная среда, укорочены сроки исполнения.

3) Стратегические документы (концепция, доктрина, стратегия): акты ОИВ, указы Президента. Отсутствует календарное планирование, непоследоват этапы, а параллельное планирование направлений, закреплены только цели, принципы, приоритетные направления деятельности.

Неправовые формы ГП:

1) Формирование политики на основе лозунгов (ежегодное послание Президента РФ)

2) Спонтанная форма – оформление ГП «постфактум» (множество действий независимых приводит к одному) Пр: переход к платному здравоохранению н . 90ых.

Этапы государственной политики:

I. инициирование политики: определение общественных проблем и целей политикиРезультат этапа Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти

II. формирование политики: разработка и легитимация государственной политики, определение источников финансирования Результат этапа Официальный документ о государственной политике или программе.

III. выполнение политики: выполнение и мониторинг государственной политики Результат этапа Практические действия органов государственной власти

IV. оценка политики: регулирование государственной политики. Результат этапа Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы.

В РФ основные направления государственной внутренней и внешней политики определяются Президентом РФ и озвучиваются в рамках ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию.

Наши рекомендации