Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

Эволюция форм.

1. Выборы: Снижается роль прямых выборов. ограничение пассивного избирательного права, в партиях ограничение хар-р регистрации, высокий барьер – 7%, запрет двойного гражданства, , контроль исполнит власти, Сокращение выборных должностей; снижение зависимости депутатов от избирателя за счет широкого внедрения пропорциональной избирательной системы.; административное давление на избирательный процесс, фальсификация выборов. Таким образом выборы перестают играть роль реального представительства (отмена порога явки).

2. Лоббизм: Роль лоббизма не изменяется. сохраняется правовая неурегулированность, увеличение масштабов, но монополизация лоббист. Воздействия.Главная угроза, которую несет в себе монополизация лоббистской коммуникации в России, заключается в замене естественного отбора лоббистов искусственным, что способно привести к деградации взаимоотношений лоббистов и представителей власти. основные усилия тратятся усилия на детализацию договоренностей, а не на борьбу за право представительства. Необходима регистрация лоббистких организаций, создание закона о лоббизме.

3. Функциональное представительство:максимальный рост по всем направлениям (количество структур и процедур). Создаются постоянно новые советы. Регулируется актами Президента и другими ОВ.

4. Обращения граждан: модернизация правового регулирования; административная реформа; количественный рост обращений.

Проблемы: 1) Участие населения в осуществление государственные функции есть, но только в совещательных структурах. 2) сокращение и снижение роли тех форм представительства интересов, которые наиболее доступны и позволяют решать наиболее масштабные вопросы (выборы). 3) усиливается роль преобладания тех форм представительства, которые обладают специфическими ресурсам и решают отраслевые вопросы законодательства (лоббизм, функциональное представительство). 4) усиливается роль представительств, которые ориентированы на максимальную доступность и решение локальных, индивидуальных вопросов (обращения граждан).

3. бщественные Палаты как инструмент развития гражданского общества в Российской Федерации

N 195-фз, об общественной палате российской федерации

Виды федерации

1. Договорные и конституционные (при децентрализации унитарных государств);

2. Территориальные, национальные (субъекты разделены по нац признаку) и смешанные (Россия).

3. Дуалистические (параллельное существование фед и S органов власти), корпоративные (существуют исключ полномочия Фед и S, а также вопросы совместного ведения, многоуровневый бюджет); централизованные без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Признаки конфедерации:

1. Составные части являются суверенными государствами

2. На уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства

4. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Специфика России

Российская Федерация, согласно статье 5 КРФ, состоит из равноправных SРФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все SРФ между собой равноправны. SРФ не имеют права выхода из её состава.

SРФ в России — 85

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

КРФ закрепляет исключительные полномочия РФ (в области государственного устройства, решение вопросов судоустройства, прокуратуры, разработка и принятие уголовного законодательства, международные вопросы, оборона, изменение границ РФ, принятие и изменение КРФ и т.д.), совместное ведение РФ и SРФ (обеспечение соответствия НПА SРФ КРФ и ФЗ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и др.), все остальное – полномочия SРФ.

Особенности РФ:

• Различный принцип деления (национальный – республики, автономные округа и автономная область; территориальный – области, края)

• Матрешечность (например, ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области)

• Существование более крупных единиц – федеральных округов, не имеющих своих органов, только Полномочных представителей Президента (были сформированы с целью укрепления вертикали власти)




5. Государственная политика: понятие, формы организации, этапы

ГП – средство реализации целей и задач государства, целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

ГП- упорядоченная взаимосвязь управленческих воздействий, объединенных единой целью, методами и областью деятельности. ГП -общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как: определение целей и приоритетов развития общества; разработка и планирование политической стратегии; анализ и оценка альтернативных программ и политик в соответствии с выгодами и затратами; обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами; выбор и принятие государственных решений; мониторинг и оценка результатов выполнения и т. д.

Функционал: ГП отвечает за планируемые масштабные изменения в стране.

Правовые формы государственной политики:

1) Закон: акт постоянного действия. 2 особенности: поэтапное вступление в силу, изменение текста(поправки). В данном случае ГП становится дискретной. Изменение законодательства влечет проблемы исполнителя: не успевают приспособиться к новым нормам, в условиях централизации очень длительно вносить изменения =>стремление не выполнять задачи, а ждать пока их отменят.

2) Целевые программы: быстрота изменений. Реализуется ОИВ, установлены цели, задачи, этапы; последовательные этапы достижения цели. В последнее время не выполняют свои цели, т.к. недофинансируются, нестабильная среда, укорочены сроки исполнения.

3) Стратегические документы (концепция, доктрина, стратегия): акты ОИВ, указы Президента. Отсутствует календарное планирование, непоследоват этапы, а параллельное планирование направлений, закреплены только цели, принципы, приоритетные направления деятельности.

Неправовые формы ГП:

1) Формирование политики на основе лозунгов (ежегодное послание Президента РФ)

2) Спонтанная форма – оформление ГП «постфактум» (множество действий независимых приводит к одному) Пр: переход к платному здравоохранению н . 90ых.

Этапы государственной политики:

I. инициирование политики: определение общественных проблем и целей политикиРезультат этапа Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти

II. формирование политики: разработка и легитимация государственной политики, определение источников финансирования Результат этапа Официальный документ о государственной политике или программе.

III. выполнение политики: выполнение и мониторинг государственной политики Результат этапа Практические действия органов государственной власти

IV. оценка политики: регулирование государственной политики. Результат этапа Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы.

В РФ основные направления государственной внутренней и внешней политики определяются Президентом РФ и озвучиваются в рамках ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию.

Направления взаимодействия

- совместное обсуждение органами власти двух уровней текущих вопросов социальной, экономической, полит. жизни страны; подготовка материалов для принятия политических решений;

- совместное нормотворчество;

- совместная правоприменительная деятельность;

- разработка, подписание и создание усл-й для реал-и договоров и соглашений между РФ и S РФ

- реализация процедуры федерального вмешательства в дела субъектов Федерации.

формы федерального вмешательства (неконституционны!): постановление правительства РФ «Об обеспечении госбезопасности и террит. целостности РФ, законности, прав и свобод гр-н, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Респ. и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» от 9 декабря 1994 г. № 1360.

Конституционные (преобладают) способы взаимодействия и Договорные (сейчас эволюционируют): Эффективность взаимодействия во многом зависит от учета существенных особенностей современного рос.федерализма, к которым относятся асимметричный характер террит. госустройства, преимущественное использование Законодательного способа разграничения и перераспределения предметов ведения и полномочий, а также специфический механизм обеспечения единства системы исполнительной государственной власти.


14. Проанализируйте перспективы трансформации системы разделения властей в Российской Федерации

Разделение властей – один из основных конституционных принципов построения системы управления РФ.

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Законодательная власть Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Верховный Суд Российской Федерации.

Происходит усиление Президента РФ над всеми ветвями власти. Исполнительная власть находиться в полном подчинении Президента. Законодательная – зависимость осуществляется в части конституции и части политической. Судебная власть – есть конституционные основания и политические. Появляются существование органов власти, имеющих конституционный статус, но не вписанных не в одну из ветвей. (Прокуратура, Центральный банк, Избирательные комиссии).

Перспективы трансформации:

1. Правовое закрепление доминирование президента.

2. Появление еще новых ветвей власти.

3. Территориальное разделение властей.


15. Высшее должностное лицо субъекта РФ: порядок наделения властью, основные полномочия и ответственность.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти.

Порядок наделения властью Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ. Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ утверждено Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока. Решение законодательного органа субъекта РФ о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более 1/2 от установленного числа депутатов законодательного органа. Политическая партия в соответствии № 95-ФЗ «О политических партиях» может предложить кандидата на ВДЛ. В этом случае Президенту РФ направляется предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ, поддержанное наибольшим числом голосов депутатов.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства и достигший возраста 30 лет. Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет.

184-ФЗ. Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет следующие полномочия: 1) представляет субъект РФ в отношениях с иными субъектами РФ, органами государственной власти; 2) подписывает законы, принятые законодательным органом власти; 3) формирует высший орган исполнительной власти субъекта РФ; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; 5) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ; 6) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случае: а) его смерти; б) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ; в) его отставки по собственному желанию; г) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; и т.д

Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ и рассматривается законодательным органом субъекта РФ не позднее 14 календарных дней со дня досрочного прекращения полномочий либо не позднее 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.


16. Обеспечение результативности антикоррупционной политики (на примере отдельной сферы государственного управления).

Коррупция- действие заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения.

Данный вопрос регулируется ФЗ №273 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции».

Антикоррупционнаяполитика – это разработка и осуществление последовательных мер государства и общества с целью устранения (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию.

Причины существования коррупции:

• несовершенство законодательства;

• развитый бюрократический аппарат с большим спектром полномочий.

• социально-экономическое неравенство и незащищенность;

• непрозрачность власти;

• общественная пассивность;

• теневой характер экономики.

Коррупция без постоянного противодействия имеет свойство расширятся, поэтому должны быть созданы механизмы, которые позволят уменьшить масштабы коррупции.

Механизмы борьбы с коррупцией:

1. предупредительные (обучение, ротация кадров, механизмы контроля.)

2. жесткие (законы и наказания).

Антикоррупционная политика в экономической сфере государственного управления

При коррумпированности гос. аппарата в сфере соц-эконом развития, увеличивается барьер возможности ведения эк деятельности для обычного гражданина и уменьшается для «криминалов». Экономическая коррупция ведет к разрушению экономики или ее одностороннему развитию, превращению государственного аппарата в инструмент удовлетворения индивидуальных экономических потребностей отдельной так называемой высшей элиты. Опасность экономической коррупции еще и в том, что она тесно связана с "теневой экономикой". Доминирующим мотивом в экономической коррупции является наличие корыстной цели, а именно, завладение имуществом, финансами, получение различных льгот.

Экономические последствия:

• расширяется теневая экономика, уменьшение налоговых поступлений и ослабление бюджета.

• нарушаются конкурентные механизмы рынка

• неэффективно используются бюджетные средства,

• ухудшается инвестиционный климат и не решаются проблемы обновления и создания осн фондов.

Социальные последствия:

• уходят колоссальные средства от целей общественного развития;

• закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство

• увеличивается социальная напряженность

Исходя из вышеперечисленного, главной целью антикоррупционной политики в экономической сфере должно явится совершенствование технологического процесса взаимоотношений субъектов экономической активности и техническое перевооружение его функционального сопровождения.

Обеспечение результативности антикорупционной политики:

1.необходимость позитивных мер (доп. льготы, гарантии, повышение денежного содержания)

2. снижение дифференциации общества в области доходов и уровня жизни.

3. уделять больше внимания высшим ОВ, ДЛ, занимающим высокие посты.

5. открытость деятельности ОМУ и ОГВ( в особенности госзакупки)

6. информационно-пропагандистские, правовые меры.

Меры по борьбе с коррупцией в экономической сфере:

• обеспечение опережающих темпов роста реальных доходов населения (бедность - это одна из причин коррупции и преступности);

• усовершенствование налоговой политики;

• усовершенствование методов поддержки предпринимательства и т. д.


17. Особенности реализации государственной политики (на конкретном примере определенной сферы государства, региона), зависимость результатов ее реализации от этих особенностей

Реализация государственной политики – сложный динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие органы государственной власти и институты гражданского общества.

Государственная семейная политика - представляет собой целенаправленную деятельность государства и других субъектов данной политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, создание необходимых условий для ее функционирования и выполнения социально-значимых функций.

Либерально-демократический

-Поддерживает инициативу сотрудников, большое значение придаёт моральному и материальн. стимулированию; -Внимателен к сотр-кам, лично поздравляет с праздн, охотно откликается на их просьбы; -Избегает администр-х мер воздействия; -Скромен в общении; избегает конфликтов, стремится решать сложные вопросы только путём согласия.

Демагогически-авторитарный

-Слово идёт впереди дела. охотно дает громкие обещ-я, но далеко не всегда их выполняет;-

Больше полагается на вдохновение, чем на точный расчет, поэтому может часто допускать ошибки, но быстро исправлять их; -Затрудняется в принятии принцип-х реш-ний, но упрям в отношении позиций, задевающих личные интересы; -Проявляет заботу о своих сотрудн-х, особенно в тех случ, когда это производ. соответс-щее впечатл-е на окруж-х; -Любит-ль пышных, показных акций; -Конфл-тов избегает, порой отказываясь от принц-ных позиций. но в конеч итоге может свести счёты с оппонентом.

Либерально -авторитарный

-Внешняя простота, неформ стиль общения с сотруд-ми; -Способн-ть решать вопросы "на ходу", вне кабинета, б/лишних форм-тей; -Не всегда уделяется внимание проработке деталей; -Упорен в достижении целей, но не всегда последоват-ен в выборе средсв; -Склонен часть своих обязан переклад-ть на сотрудн-в; -Критику восприн-ет спокойно, прислуш-ся к ней, но испр-ет ошибки в завис-ти от обст-тв. обидчив, хотя за критику не преследует; -Умение быстро снимать конфликтн ситуации, создавать видим-ть благ-чия в колл-ве.

Авторитарно-деспотичный

-Не терпит возражений, критики; -Охотно идет на конфл-ты и упорно доводит их до конца; -Неразборчив в средствах достижения цели;

-Умело использует метод "кнута и прян"; -Любит сталкивать сотрудников между собой, поддерж-ет деление на груп-ки; -Всякое дело, акцию проводит после тщат подготовки; -Не очень любит сотр-ков думающих, самостоят-х, интел-ных; -Оказывает сильную поддержку приближ-ым и противодейс-ет оппонир-щим сотруд-ам.


25. Нормативно-правовые основы и содержание деятельности по разработке и реализации государственных программ на федеральном и региональном уровнях

Согласно ФЗ РФ «О стратегическом планировании в РФ», Государс программа Р.Ф- документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Р.Ф.

ГП включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в т.ч. ведомственные целевые программы основные мероприятия органов государственной власти.

Нормативные акты на котрые следует опираться при составлении программ – это: 1).ФЗ РФ «О стратегическом планировании в РФ», 2).Бюджетный кодекс Р.Ф, 3).Федеральный закон о бюджете,4.)Федеральный закон о государственных внебюджетных фондах

Непосредственно порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ регулирует:

1).Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 59. Порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ

2.)Ппостановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ.

3).Постановление правительства РФ от 19.04.2005 № 239. Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.

Паспорт государственной программы РФ содержит следующие пункты:Ответственный исполнитель программы, Соисполнители программы, подпрограммы программы, Программно-целевые инструменты программы, Цели программы, Задачи программы, Целевые индикаторы и показатели программы, Этапы и сроки реализации программы, Объемы бюджетных, ассигнований программы

31.


32. Влияние особенностей исторического развития российской государственности на современную модель государственного управления

Государственность- комплексное понятие, отражающее качественное состояние государственно-организованного общества с учетом условий его исторического развития на протяжении исторически длительного периода времени, а также национально-культурные и социально-духовные особенности образующего государство общества.

РФ за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское гос-во, Московское гос-во, Рос. империя, Советское гос-во и РФ. Специфику формирования российской государственности предопределили следующие условия и особенности а) географический фактор - огромная территория, обладающая большим количеством природных ресурсов (полезные ископаемые, пресная вода и т.д.), и необходимость в связи с этим защиты внешних границ, б) полиэтнический состав населения при ведущей роли русской цивилизации и необходимость укрепления единства государства в том числе и для защиты внешних границ, в) более суровый климат, требующий значительно большего расходования природного ресурса для обеспечения жизнедеятельности общества, г) длительное отсутствие выхода к мировым торговым путям и изолированное развитие российского общества.

Основными свойствами российской государственности являются непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность. Наиболее важными чертами российской государственности являются духовность, соборность, державность, патриотизм, стремление к справедливости, уважение к труду, приоритет морали над правом, патернализм.

Мобилизационный (догоняющий) тип развития общества. При догоняющем типе развития интересы государства выходят на первый план, а интересы личности - на второй, т.к. государство вынуждено мобилизовать все ресурсы и использовать все чрезвычайные средства для достижения чрезвычайных целей. Определяющими становятся внешние факторы.

Подданство. Зависимость от монарха в материальном, социально-статусном плане в 15-16 веке незамедлительно привело к развитию института подданства. Особое отношение к власти, вечное недовольство, привычка пенять на государство в случае своих неудач.

Патернализм и патерналистский характер властных отношений (стремление гос-ва опекать общество и под предлогом заботы об общем благе вмешиваться в частную жизнь гр-н и регламентировать все стороны жизни общества). Ситуация таких отношений с властью подкрепилась традицией проведения церемонии венчания на царство: повышение статуса монарха до посредника между Богом и людьми (при этом монарх наделялся чуть-ли не божественной силой всевидения, всеслышания, всемогущества), отсутствие инициативы, самостоятельности населения. Развитие института прошений (обращений граждан)).

Особенности сословно-представительной монархии. Комплиментарность представительных органов к правителю, фактическое отсутствие сильной оппозиции. Искусственное поддержание оппозиции.

С приходом новой налоговой системы 18 века. На западе действует система общего котла, в России идет борьба между государством, придумывающим все новые и новые налоги, и народом, придумывающим способы их обхода (т.к. налоги обозначали в российских умах – отдать свое навсегда и безвозвратно).

Так же формируется способ обмена ресурсами между государством (административный ресурс) с предпринимательством (материальные блага) с целью обогащения первых, во имя защиты от конкурентов и от регулирования государством вторых. По сути – коррупция.

Персонификация политики (привычка населения ориентироваться не на законы, а на лица).

СССР оказал определяющее влияние на отношения с интеллектуальной элитой, в силу своей неугодности партии, возник так называемый слой – контр-элита. Опять же отсутствие оппозиции, сил конкуренции, как в номенклатуре, так и в производстве. Культ личности, неоспоримость идей партии.


33. Местное самоуправление в системе публичной власти России: понятие, сущность, принципы, нормативно-правовые основы, взаимодействие с государственной властью

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КРФ, фз, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Основные НПА:Конституция РФ 1993г., признавая и гарантируя МСУ, выступает в качестве важнейшей правовой основы процесса становления и развития новой системы МСУ. Уставы МО, решения, принятые на референдумах сходах граждан.ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации МС в РФ» закрепляет:

1. Принципы территориальной организации МСУ (территория МО, границы МО, изменение границ МО, преобразование МО и др.);

2. Перечень ВМЗ для каждого из видов МО (ГО, МР, поселение);

3. Наделение ОМС отдельными гос полномочиями;

4. Формы непосредственного осуществления населением МСУ(выборы, референдум, сход граждан и др.);

5. Регламентация деятельности ОМС и должностных лиц МСУ;

6. Муниципальные правовые акты;

7. Экономическая основа МСУ (бюджет, доходы местного бюджета, местные налоги и др.);

8. Ответственность ОМС и ДЛ МС перед населением;

9. и др.

Принципы:1) осуществление на всей терр.РФ в МО; 2) Самостоятельность решения населением ВМЗ (волеизъявление прямым путем или посредством ОМС); 3) Организационная обособленность( не входят в систему ОГВ, должностные лица не состоят на гос службе). 4) Самостоятельное распоряжение ресурсами (гарантирован минимальный бюджет, компенсация доп.расходов). 5) Многообразие организ. Форм осуществления; 6) право на судебную защиту; 7)Ответственность перед населением (в силу утраты доверия, перед гос-м –в случае нарушения КРФ и др НПА). 9) законность (общественный контроль); 10) гласность ( опубликование законов);

Цель взаимодействия:повышение уровня и качества жизни населения МО и региона.

1. Без постоянной поддержки со стороны государства органы местного самоуправления не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Кроме того, государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти.

Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;

б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;

в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);

г) оказание методической поддержки;

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления. (закрепляется КРФ) Наиболее часто на практике органы государственной власти субъектов РФ передают органам местного самоуправления полномочия в следующих областях:

а) государственной регистрации актов гражданского состояния;

б) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

3. Федеральное законодательство закрепляет за представительными органами местного самоуправления права законодательной инициативы. Представительный орган любого типа муниципального образования вправе вносить в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проекты новых законов, предложения по совершенствованию норм уже существующих законов, замечания по законопроектам.

4. Важной формой воздействия государства на местное самоуправление является осуществление надзора за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Надзор за соблюдением органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют различные государственные органы. В первую очередь это органы прокуратуры.


34. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: нормативные основы, цели, значение, основные проблемы реализации и пути их решения (на примере 1 из форм).

Процесс местного самоуправления осуществляется через ОМС, а также населением непосредственно. Регламентирует данный вопрос ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), глава 5, которая закрепляет следующие формы:

местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного ОМС, выборного ДЛ МСУ, голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление ТОС; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан; опрос граждан; обращение граждан в ОМС; другие, не противоречащие законодательству.

Местный референдум: утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. МР принимается представ органом МО по инициативе: а) граждан (условия сбора подписей 5% жителей)б) общ организаций 3) представ органа или главы МО

Муниципальные выборы - проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Чаще всего предусматриваются выбора по одномандатному округу (так называемая «мажоритарная система»), когда территория МО разбивается на несколько избирательных округов (по числу депутатов) с примерно равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. Возможно избрание депутатов или какой-то их части по партийным спискам (пропорциональная система), когда избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий (т.е. за партийные списки), а депутатские мандаты между партиями распределяются пропорционально набранным голосам.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного ОМС, выборного ДЛ местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдума. Основанием для отзыва депутата или выборного ДЛ местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Голосование по вопросам изменения границ или преобразования МО считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей МО, обладающих избирательным правом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, принявших участие в голосовании.

Сход граждан - осуществляет полномочия представительного органа МО в поселениях не более 100 человек. Он созывается для решения вопросов местного значения и правомочен при участии в нем более 50% жителей, обладающих избирательным правом. Сход может созываться главой МО, а также по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Решения схода подлежат официальному обнародованию и обязательному исполнению на территории поселения.

Собрание (конференция) граждан –проводится для обсуждения ВМЗ, информирования населения о деятельности МСУ, осуществления ТОС на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан

Правотворческая инициатива граждан - с ней может выступи

Наши рекомендации