Стимулирование и мотивация управления. Формы и виды стимулирования в современных социальных (хозяйствующих) организациях.
Мотивация – создание необходимых условий, позволяющих задействовать всю совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих людей, их сообщества к целенаправленной деятельности. Стимулирование – создание необходимых условий для согласования и реализации интересов взаимодействующих субъектов, осуществляемое по отношению к ним извне.
Мотивация и стимулирование представляют собой две стороны единого процесса согласования и реализации интересов субъектов экономических отношений. Эти стороны взаимопротиворечивы, но взаимообусловлены. Необходимо рассмотреть, как же соотносятся мотивация и стимулирование в качестве двух сторон процесса согласования и реализации интересов хозяйствующих субъектов.
Во-первых, мотивация выражает ту сторону процесса, которая обеспечивает рождение внутри субъекта идеальных побудительных сил (мотивов) на основе осознания им своих интересов как самостоятельным, самоуправляемым субъектом. Стимулирование же выражает ту сторону процесса реализации интересов, которая обеспечивает рождение внутри субъекта идеальных побудительных сил (стимулов) на основе осознания им своих интересов, как субъектом зависимым, управляемым извне.
Во-вторых, мотивация выражает ту сторону процесса, которая связана с обеспечением активности субъекта в качестве относительно обособленного, самостоятельного, а стимулирование – ту сторону, которая связана с обеспечением взаимодействия всех субъектов как частей той или иной системы.
Необходимость стимулирования проистекает из общего движения той или иной системы, из общей связи всех ее частей (подсистем). Необходимость мотивации проистекает из движения каждой подсистемы как части общей системы, из ее относительно автономного, обособленного самодвижения.
В-третьих, мотивация отражает ту меру, в какой субъект как относительно самостоятельная система способен самостоятельно осуществлять реализацию своих интересов и их согласование с интересами других субъектов, а стимулирование ту меру, в которой этому субъекту должны быть созданы внешние условия для реализации его интересов как подсистемы, как зависимому субъекту.
В-четвертых, мотивация выражает ту меру, в какой субъект является собственником условий и результатов своей деятельности, так как именно этим обусловлена мера его автономности, самостоятельности. Именно в тех пределах, в которых позволяют ему это сделать отношения собственности на условия и результаты производства , субъект социальных отношений может создать условия для реализации своих интересов. Стимулирование же выражает ту меру, в какой субъект не является собственником всех условий и результатов своей деятельности, а является собственником только их части.
В-пятых, мотивация выражает ту степень, в которой субъект является самостоятельным и имеет способность и возможность самостоятельно дать материальную и моральную оценку результатам своей деятельности. Стимулирование же выражает ту степень, в которой субъект является управляемым извне, в этом случае не носит окончательного характера, но может служить критериями поощрения или ответственности и зависит от ее материальной и моральной оценки извне.
Ученые в качестве одной из побудительных сил произв.-экономической деятельности человека выделяют потребность как необходимость воспроизводства определенной совокупности матер. условий жизнедеятельности общества, его подсистем, отд. индивидов, которая сложилась и развивается при исторически сложившемся уровне производства и потребления.
Потребности принято подразделять на первичные (естеств., биол.) и социальные (присущие людям, как членам об-ва – в поддержке, соучастии и др.).
Второй побудительной силой произв.-экон. деятельности признается интерес, под которым ученые (Гершкович) понимают необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей субъектов экон. отношений, обусловленных исторически данными отношениями собственности.
При этом стимул – это продукт осознания экон. интересов субъектом экон. отн-ий, не являющимся собственником условий и результатов производства, а мотив- это продукт осознания экон. интересов субъектом экон. отношений, который является собственником условий и результатов производства.
Основные направления стимулирования в социальных организациях.
Под стимулированием труда понимается комплекс мер по воздействию на работников с целью формирования у них устойчивой направленности к повышению производительности и качества труда.
Его составными частями являются стимулирование экономическое прямое и косвенное.
Прямое экономическое стимулирование.
Целью прямого экономического стимулирования является удовлетворение материальных потребностей работника при одновременной его ориентации не только на высокую индивидуальную производительность, но и на повышение результативности деятельности подразделения, в котором трудится работник и предприятие в целом. Экономическое стимулирование не ограничивается только оплатой труда работника и его денежным вознаграждением. Экономическое стимулирование предполагает как прямые, так и косвенные выплаты. Доходы работника состоят из следующих частей: заработная плата; премии; выплаты, получаемые в ходе реализации социальных программ предприятия.
Заработная плата делится на постоянную и переменную часть. Размер постоянной части заработной платы определяется исходя из ряда факторов, важнейшими из которых являются ценность данного вида работ для организации, стоимость жизни в стране и ситуация на внешнем рынке труда. К переменной составляющей заработной платы относятся различного рода надбавки, премии. В структуре доходов работника важную роль играют премии (бонусы), выплата которых носит регулярный характер. Их размеры диктуются результатами производственной и коммерческой деятельности подразделения и предприятия в целом. Реализация эффективности социальных программ связана не только с интересами работников, но и осуществляется в интересах предприятий, поскольку дает возможность привлекать и удерживать ценных работников, приспосабливаться к налоговой политике, оперативно реагировать на социальные требования персона.
Косвенное экономическое стимулирование.
Стимулирующий эффект воздействия на работников не будет достаточным, если не будет найдено рациональное сочетание прямых экономических и косвенных экономических методов стимулирования. Большое значение в системе стимулирования современного работника играют такие потребности, как потребность в содержательном труде, в самореализации в процессе труда, в признании его заслуг, в уважении и т.п. Удовлетворить такого рода потребности в рамках прямого экономического стимулирования не представляется возможным, в связи с этим в инновационных системах управления трудом все больший акцент производится на стимулирование косвенно-экономическое, что нашло свое отражение во всех аспектах процесса управления.