Зарубежные модели организации государственной власти.

Франция.

По форме правления – парламентско-президентская республика, унитарное государство. Кроме метрополии в ее состав входят 4 заморских департамента. Конституция состоит из преамбулы и 15 принципов:

1. всеобщее голосование – основной источник власти;

2. необходимость разделения исполнительной и судебной властей;

3. правительство ответственно перед парламентом;

4. судебная власть должна быть независима.

Законодательная власть: Парламент состоит из 2 палат: Национального собрания и сената.

Национальное собрание избирается на 5 лет прямым тайным голосованием. Всего избирается 570 депутатов по мажоритарной системе. Одновременно избираются депутат и его заместитель. Национальное собрание имеет свой аппарат, депутаты могут образовывать фракции. Национальное собрание образует постоянные комитеты по делам культуры, социальным вопросам, финансов. Сенат состоит из 321 сенатора. Они избираются сроком на 9 лет по департаментам выборной коллегией. В сенате существуют бюро, фракции, постоянные и другие комиссии, проводятся совещания председателей постоянных комиссий и фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты, т.е. каждые 3 года. Исполнительная власть: является бицефальной, т.е. руководство осуществляется президентом и премьер-министром. Президент руководит деятельностью кабинета министров. Он назначается на 5 лет. Его полномочия:

1. назначает премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке;

2. по представлению премьер-министра назначает и прекращает полномочия других членов правительства;

3. председательствует на заседаниях Совета министров;

4. верховный главнокомандующий;

5. право помилования;

6. промульгирует (обнародует) законы.

При назначении премьера он учитывает расстановку сил в национальном собрании. Правительство состоит из премьера, министров и гос. секретарей. Отставка премьера ведет к отставке всего правительства. Президент может попросить, но не принудить премьера уйти в отставку. Отставка может быть обязательна в следующих случаях: при президентских/парламентских выборах; при вынесении правительству национальным собранием вотума недоверия.

Полномочия премьера: несет ответственность за национальную оборону; обеспечивает исполнение законов; проводит назначение на некоторые гражданские и военные должности.

Правительство (Совет министров) определяет и проводит политику страны, распоряжается администрацией и вооруженными силами.

Судебная власть: Конституционный совет для выяснения соответствия законов принципам Конституции.

Г/В в регионах: Административная территория разделена на 27 регионов, 100 департаментов и около 37 тыс. коммун. Представителем г/в является префект региона, назначаемый Советом министров. Полномочия Префекта: обеспечение юридического представления государства в регионе; осуществление контроля за органами г/в; проведение политики правительства в отношении социально-экономического развития и устройства региона; информирование премьер министра о состоянии дел в департаменте.

США.

США являются президентской республикой. Это федеративное государство, в состав которого входят 50 штатов. Округ Колумбия имеет особое правовое положение, он управляется на основе законов, принимаемых Конгрессом. В основе власти – Конституция, принятая в 1787 г. Конституция базируется на 3 основных принципах: Федерализма; Разделения властей; Судебный конституционный надзор.

Президент – глава гос-ва и единоличный носитель исполнительной власти. Полномочия: верховным главнокомандующим вооруженными силами; представление США на международной арене; право чрезвычайного созыва Конгресса; объявление чрезвычайного положения; назначает федеральных судей, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти. Выборы: Гражданин США по рождению – с 35 лет и проживший на территории США 14 лет. Совещательный орган при Президенте – Кабинет министров. В его состав входят главы 12 федеральных министерств, министр иностранных дел и глава министерства юстиции. Система исполнительной власти включает также: Департаменты, Агентства, Правительственные корпорации.

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки на федеральном уровне осуществляется конгрессом США. Он состоит из 2 палат – сената и палаты представителей. В сенате каждый штат представлен двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов (сроком на 6 лет). В палате представителей – 435 членов – по 1 от 500 тыс. населения (сроком на 2 года).

Полномочия: устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины и акцизные сборы; утверждает федеральный бюджет; уплачивает налоги; регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами; контролирует деятельность правительственных организаций и ведомств; объявляет войну, формирует вооруженные силы.

На уровне штатов. У штатов нет права одностороннего выхода, изменения формы правления. Законодательная власть во всех штатах принадлежит законодательным собраниям (легислатурам) штатов. Конституция каждого штата устанавливает структуру законодательного органа штата, порядок его избрания, срок полномочий его членов, полномочия законодательного органа и процедуру их осуществления. По всей структуре и методам работы законодательные собрания штатов во многом копируют конгресс. Во всех штатах, кроме Небраски, они состоят из 2 палат: палаты представителей и сената. Исполнительная – губернатор (срок 4 года): имеет право вета на законы штата; готовит проект бюджета; руководит исполнительной властью; право помилования; главнокомандующий национальной армией штата.

Федеративная республика Германия - это демократическое и социальное федеративное государство, состоящее из 16 земель.

Органы законодательной власти. Высшая законодательная власть принадлежит 2-палатному парламенту: бундестагу (нижняя палата) и бундесрату (верхняя палата). Бундестаг избирается в количестве 650-670 депутатов на срок 4 года посредством всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. В выборах принимают участие граждане, достигшие 18-летнего возраста. Половина депутатов избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. В функции бундестага входит принятие законов, избрания федерального канцлера, принятие участия в выборах федерального президента и федеральных судей, участие в формировании правительства, осуществление контроля за деятельностью правительства. Бундестаг имеет право на вынесение вотума недоверия к федеральному канцлеру для осуществления отставки правительства. Бундестаг также утверждает представленный правительством бюджет, при необходимости заслушивает министров. Законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов, принимаются с согласия только федерального собрания правительства. Верхняя палата – бундесрат представляет интересы 16 земель ФРГ, не имеет срока избрания и является постоянно действующим федеральным органом. Бундесрат состоит из 68 земель, состав которых меняется при смене правительства или отдельных министров в одной из земель. К функциям бундесрата как законодательного органа относятся: законодательная инициатива; согласие на принятие законов, затрагивающих интересы земель, а также о внесении изменений в конституцию ФРГ; участие в формировании политики государства по европейским вопросам и в избрании федерального конституционного суда; одобрение или отклонение объявления оборонительной войны.

Президент. Федеральный президент ратифицирует государственные договоры, назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, осуществляет в определенных законом случаях помилования преступников, оформляет принятые бундестагом законы.

Органы исполнительной власти. Федеральный президент, как правило, предлагает кандидатуру канцлера лидеру партии или правительственной коалиции, победившей на выборах бундестаг. Кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов членов бундестага. После избрания федеральный президент назначает его на пост федерального канцлера. По предложению канцлера федеральный президент назначает и увольняет федеральных министров. Функциями федерального правительства являются реализация принятых бундестагом законов и осуществление политического и административного руководства государством. Федеральный канцлер определяет основные направления политики государства, руководит работой правительства, председательствует на заседаниях правительства, которое принимает решения коллегиально. Федеральные министры организуют работу своих ведомств в соответствии с основными направлениями, определенными Федеральным канцлером. Органы власти федеральных земель.

ФРГ состоит из 16 земель. Каждая земля имеет свою конституцию, парламент (ландтаг) и правительство.

К законотворческим полномочиям земель относятся вопросы культурны, среднего и высшего образования, радио и телевидения, коммунальной сферы, полиции. Земли обладаю также широкими полномочиями в административной сфере в таких областях, как развитие инфраструктуры, охрана природы, водного хозяйства.

Великобритания.

По форме правления - конституционная монархия. По устройству политической организации она представляет собой унитарное государство, в состав которого входит 4 географических района: Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Органы законодательной власти. Законодательная власть в Великобритании принадлежит монарху (королеве) и двухпалатному парламенту. Формальной главой государства является королева. Фактически власть сосредоточена в руках правительства – кабинета министров, который формируется победившей на выборах в парламент партии. Премьер-министром является лидер правящей партии. Монарх созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования. У монарха имеются прерогативные полномочия, например, право объявлять войну, право распускать парламент и др. Он также является главой государства бывших британских доминионов – Канады, Австралии и Новой Зеландии. Британский парламент состоит из 2 палат: палаты общин (нижняя) и палаты лордов (верхняя). Палата общин состоит из 650 депутатов, избираемых на 5 лет по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Верхняя палата британского парламента – палата лордов не избирается. Ее членами являются лица, имеющие дворянский титул не ниже барона. Органы исполнительной власти. Юридически номинальной главой исполнительной власти является королева, которой помогает тайный совет, или, точнее, те члены совета, с которыми она (по рекомендации своего премьер-министра) решит проконсультироватся. В Великобритании существуют понятия “правительство”, “кабинет министров” и “внутренний кабинет министров”. Численный состав правительства устанавливается премьер-министром. Число министров колеблется от 75 до 80 человек. В Правительстве полного состава выделяются 4 группы министров: министры, возглавляющие министерства, именуемые, как правило, гос секретарями; министры без портфеля, которые не являются главами министерств; гос министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств или главами крупных функциональных подразделений министерств; младшие министры, являющиеся парламентскими секретарями, которые обеспечивают связи министров с парламентом. Состав кабинета от 16 до 24 человек. В кабинет министров входит лорд-канцлер, канцлер казначейства, государственные секретари внутренних и иностранных дел, обороны, торговли. В компетенцию кабинета министров входит общее руководство исполнительным аппаратом в соответствии политикой, сформированной парламентом; координация деятельности министерств и ведомств; определение основных направлений государственной политики; участие в подготовке законопроектов для рассмотрения в парламенте, принятие актов, относящихся к компетенции кабинета; руководство системой центральных органов управления, определяет основные направления их работы, разрешает спорные вопросы между ними. При кабинете министров действуют постоянные комитеты по основным направлениям государственной политики. Могут также создаваться специальные комитеты по экстренным вопросам. Обычно действуют около 20 постоянно действующих комитетов.


Наши рекомендации