Возникновение менеджмента и его развитие. Основные научные школы в менеджменте, их вклад в теорию управления.
На этапе первоначального развития человеческого общества (первобытнообщинного строя), еще не знавшего развитого разделения труда, социальных и классовых перегородок, социальные отношения регулировались обычаями, традициями. То есть главным способом управления была социокультурная регламентация, носившая неписаный характер и выступавшая в форме общепринятых, устоявшихся норм, признававшихся как данность и не подвергавшихся сомнению.
На следующем этапе общественного развития, в результате все более прогрессировавших процессов разделения труда, имущественного расслоения, образования института частной собственности возникла необходимость в регулировании социальных отношений иным путем. Потребовались административно-правовые предписания, писаные нормы, закреплявшие новые отношения неравенства, социальной зависимости и обеспечивавшие внеэкономическое принуждение к труду непосредственных производителей, которые перестали быть лично свободными (раб, зависимый крестьянин, крепостной). Основным способом управления стала иерархия.
Последующий этап исторического развития характеризовался преодолением замкнутости натурального хозяйства, развитием товарного производства и многоотраслевой индустриальной экономики, господством частнокапиталистической собственности и появлением лично свободного, но не являющегося владельцем условий производства наемного работника. Инструментами управления стали выступать авторитет экономического и должностного положения, экономическая зависимость, формы и виды вознаграждения.
Как мы полагаем, именно на этом этапе, когда возникли потребность и возможность согласования интересов формально свободных и равноправных участников экономических отношений, управление приняло форму менеджмента.
Родиной теории менеджмента стала не Британия, которая была родиной промышленной революции, а США, которые к концу прошлого века потеснили ее в качестве промышленного лидера мира. Именно в США индустриальное развитие в тот период в наиболее выраженной форме приобретало такие черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой ёмкости и крупномасштабную организацию производства. Основателем, родоначальником современного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
С тех пор с конца XIX в. и в течение XX в. в зарубежном, в основном в американском, менеджменте получили развитие четыре чётко различимые школы управленческой мысли:
1) школа научного управления (1885-1920-е гг.);
2) классическая административная школа (1920-1950-е гг.);
3) школа человеческих отношений (1930-1950-е гг.) и как ее продолжение - школа поведенческих наук (1950-е гг. –настоящее время);
4) школа науки управления или количественных методов (1950-е гг. – настоящее время).
1) Заслугой родоначальника «научного менеджмента» Ф.У. Тейлора было то, что он впервые предложил систематизированный подход к рациональной организации труда.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в повышении производительности и интенсивности труда. Гилберт, Гантт, Фрэнк, Эмерсон, Форд.
Вклад школы научного управления можно свести к следующему:
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).
2. Отбор работников под определенные задачи и их обучение.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.
4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение функций планирования и обдумывания от самой работы.
Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.
2) В целом вклад административной школы можно суммировать в следующих основных аспектах:
1. Выделение и описание функций управления как универсального процесса.
2. Обобщение принципов управления, позволяющих достичь идеального функционирования оргструктур и организационного порядка.
Систематизированный взгляд на управление организацией в целом на основе структурно-функционального подхода.
Представлена школа А. Файолем, Л. Урвиком, Д. Муни, М. Вебером.
А. Файолем были сформулированы 14 принципов, многие из которых и сейчас имеют непосредственное практическое значение. (разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства и действий, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух).
3) школа человеческих отношений и поведенческих наук внесла важный вклад, который может быть суммирован следующим образом:
1. Межличностные отношения стали рассматриваться как серьезный фактор роста производительности труда и эффективности производства.
2. Достижения науки о человеческом поведении были применены в управлении с целью активизировать человеческий потенциал в максимально возможной степени.
3. Впервые широко использовались в теории и предлагались практике приемы и методы управления, учитывающие такие факторы как групповая динамика, неформальные связи, социально-психологическая мотивация, организация коммуникаций, лидерство, стили руководства и т.д.
Гуго Мюнстенберг, Мэри Паркер Фоллетт (1868-1953 гг.) и Элтон Мэйо (1880-1949 гг.), Маслоу.
4) Школы науки управления в этом отношении можно суммировать так:
1. Применение моделей, что позволило глубже проникнуть в суть управленческих проблем.
2. Точное решение сложнейших задач управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и т.п.
3. Создание и использование информационных систем управления, широкое применение вычислительной техники.
Кроме того, школа науки управления стимулировала привлечение к решению управленческих проблем положений теории систем, кибернетики.
На Западе это направление связано с именами Р. Акоффа, С. Бира, Д. Форрестера.