Кумулятивный принцип при определении страны происхождения товара.

кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки товара в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;

Закреплен в Соглашение правительств государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"

64. Сущность, содержание и применение декларации о происхождении товара.

Статья 60 ТКТС. Декларация о происхождении товара

1. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

2. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

Декларация о происхождении товара согласно ТК ТС представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам. Киотская конвенция несколько иначе трактует это понятие. Согласно п. E3./F4 "Специального приложения "К" Киотской конвенции декларация о происхождении означает соответствующую отметку о происхождении товаров, сделанную в связи с их экспортом изготовителем, производителем, поставщиком, экспортером или иным компетентным лицом в коммерческом счете или любом другом документе, имеющем отношение к этим товарам. При этом декларация о происхождении отличается от "удостоверенной декларации о происхождении" тем, что последняя обязательно удостоверена органом власти или органом, уполномоченным на это.

Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «А».

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно подтверждающий страну происхождения товара. Требуется сертификат, как правило, таможенными органами импортирующей страны с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию соответствующей страны и вывоза товара с этой территории.

Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «СТ-1».

Сертификат происхождения ст-1 – это документ, являющийся свидетельством того, что продукция была произведена либо переработана в одном из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Участниками данного Соглашения являются Азербайджанская Республика, Украина, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Таджикистан, Республика Грузия, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Узбекистан.

В соответствии с этими документами, товары, производимые на территории одной из стран-участниц Соглашения и имеющие сертификат происхождения, получают льготы по НДС. Товары, не имеющие подтверждения происхождения, выпускаются в обращение с уплатой пошлин по максимальным ставкам.

Запросить сертификат происхождения товара могут таможенные органы страны-импортера, таким образом осуществляя тарифные и нетарифные меры регулирования экспорта товара. Сертификат происхождения товаров может потребоваться для предоставления в банковские учреждения во время осуществления расчетов по внешнеторговым операциям.

Сертификат оформляется на специальном, защищенном бланке формата А4 (210 x 297 мм), изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи. Государства - участники Соглашения обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными, и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением

Заполнение сертификата производится в трех экземплярах (первый является оригиналом, второй и третий - копиями, выполненными на незащищенных бланках) в отпечатанном виде на русском языке. Наличие подчисток в сертификате недопустимо. Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа государства. Оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного декларирования.

графа 1 - "Отправитель / экспортер (наименование и почтовый адрес)".

графа 2 - "Получатель / импортер (наименование и почтовый адрес)".

графа 3 - "Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно)";

графа 4 - указывается номер сертификата (регистрационный и / или номер бланка), его форма, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен;

графа 5 - "Для служебных отметок".

графа 6 - "Номер". Указывается порядковый номер товара;

графа 7 - "Количество мест и вид упаковки";

графа 8 - "Описание товара".

графа 9 - "Вес брутто / нетто (кг)".

графа 10 - "Номер и дата счета - фактуры".

графа 11 - "Удостоверение".

графа 12 - "Декларация заявителя".

Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «СТ-2».

Как и СТ-1 только применяется в отношении Сербии

68. Особенности определения страны происхождения товаров (товаров в разобранном или несобранном виде; принадлежностей, запасных частей и инструментов; упаковки).

При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.

Это правило применяется при одновременном выполнении следующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;

2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;

4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;ъ

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.

При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.

Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.

Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли

Предварительное решение о стране происхождения товара.

Статья 111 ТК ТС. Предварительное решение о стране происхождения товаров

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заявителя принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. Заявителем может являться российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта. Заявителем может являться иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта.

2. Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).

3. К запросу прилагаются протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, калькуляция стоимости производимого товара, подробное описание технологического процесса изготовления товара, сертификаты о происхождении товара и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения товара. К запросу могут прилагаться пробы и образцы товара.

4. Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса о принятии предварительного решения. Дополнительная информация должна быть предоставлена в течение 60 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, таможенный орган отказывает в рассмотрении запроса о принятии предварительного решения.

5. Предварительное решение принимается не позднее 90 календарных дней со дня регистрации запроса в таможенном органе.

6. В случае необходимости предоставления дополнительной информации в соответствии с частью 4 настоящей статьи течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, приостанавливается со дня регистрации письменного уведомления заявителя и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

7. Форма и порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товара определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

8. Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации.

9. Таможенный орган может принять решение о прекращении действия, об изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения. Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы и (или) сообщил недостоверные и (или) неполные сведения.

10. Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.

11. Изменение предварительного решения производится в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения.

12. Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения.

13. Предварительное решение отзывается в случаях, если международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров.

14. Решение об отзыве предварительного решения принимается таможенным органом в течение 30 календарных дней после дня опубликования международных договоров Российской Федерации или нормативных правовых актов Российской Федерации, указанных в части 13 настоящей статьи, и вступает в силу одновременно с ними.

15. Решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения.

Наши рекомендации