Принцип тарифной эскалации. Понятие и методика расчета реальной (действительной) тарифной защиты.
В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты внутреннего рынка. С точки зрения международной экономики важным является не значение, которое приобретает тариф в каждом конкретном случае, а общий уровень таможенной защиты страны.
Внутренняя цена единицы товара после обложений специфическим тарифом составит просто сумму цены, по которой товар импортируется:
A= L+ T1
где А — внутренняя цена единицы товара; L — цена единицы товара, по которой товар импортируется; Т — ставка специфического тарифа.
Следовательно, специфическую ставку можно рассчитать как:
T1 = A - L
Ставку специфического тарифа всегда можно выразить в процентах от стоимости единицы товара, на импорт которого он накладывается, сделав тем самым его сопоставимым с адвалорным тарифом. Внутренняя цена единицы импортного товара после обложения его адвалорным тарифом составит:
A = L + L * T2 = L (1 + T2)
Тогда
T2 =
Где T
2 — ставка адвалорного тарифа.
Из формулы видно, что уровень тарифа должен быть равен процентному повышению внутренней цены товара над ценой, по которой такой же товар импортируется из-за границы.
Комбинированный тариф способствует поддержанию постоянного уровня внутренних цен и представляется как разность между средней внутренней ценой единицы товара, уровень которой надо поддержать, и импортной ценой товара, которая может изменяться. Ставка комбинированного тарифа также может изменяться и поддерживать средний уровень внутренней цены неизменным:
T3 =
где А — средняя внутренняя цена единицы товара, который необходимо поддерживать; Т3 — ставка комбинированного тарифа.
Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т. е, равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7—9%, а для готовых изделий может достигать уже 20%. Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами.
Таким образом, роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговых товарных потоков определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельно взятый товар, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки. Если в тарифе нет пошлины на сырье или она небольшая, то пошлина на готовое изделие, по существу, приходится на добавленную стоимость. В результате степень протекционизма фактически повышаётся.
В качестве иллюстрации можно привести следующий конкретный пример. Допустим, сырье ввозится беспошлинно, а на полуфабрикат из него установлена пошлина в 5%. Тогда импортер, закупивший этот полуфабрикат на 100 евро, уплачивает пошлину в 5 евро. Если стоимость сырья в данном полуфабрикате составляет 50 евро, т.е. половину, то указанная выше пошлина фактически относится лишь к добавленной стоимости в 50 евро. Последнее означает, что пошлина на рассматриваемый полуфабрикат достигает 10% (5 евро от 50 евро) или вдвое превышает ставку в тарифе.
На основании вышеизложенною можно сделать заключение что уровень таможенного обложения сырья существенно влияет на конкурентоспособность соответствующею полуфабриката и конечного готового изделия. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные ведет к усилению тарифной защиты соответствующих рынков готовых изделий.Наконец, чтобы увеличить таможенно-тарифный барьер, не обязательно повышать ставку пошлины на данную обработанную продукцию — этого можно достичь и путем снижения пошлины на соответствующие полуфабрикат или сырье.
Таким образом, величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень действительной (или эффективной) тарифной защиты (уровень эффективного протекционизма) может определяться по формуле, наиболее часто используемой в исследованиях ЮНКТАД:
Z=
где Z — эффективная ставка пошлины; t
— номинальная ставка пошлины на готовую продукцию; s — номинальная ставка пошлины на сырье; m,
V — коэффициенты, показывающие долю стоимости сырья в цене товара (m) и долю стоимости, добавленной в процессе обработки (V).
Из формулы следует, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере понижения степени обработки, т. е. уменьшения добавленной стоимости. Такая практика оказывается особенно дискриминационной по отношению к развивающимся странам, стремящимся к постепенному повышению степени обработки, вывозимого сырья, облагораживанию своего экспорта.