Политика России в отношении СНГ: основные этапы.

8 декабря 1991 г. – подписание Беловежских соглашений и соглашения о создании СНГ. 25 декабря 1991 г. – дата официального прекращения существования СССР

СНГ: 10 стран+1. Грузия вышла в 2009(но соблюдает дог-ры в рамках СНГ), Туркмения – ассоциированный член.

Байков и Болгова: Эволюция подходов к оценке роли СНГ. СНГ в чем-то напоминает Британское Содружество, поскольку Москва пытается сохранить преференциальные отношения в распадающейся системе, а не неудачное интеграционное объединение.

СНГ являются уникальной моделью отношений, отличающейся заметным своеобразием по сравнению с моделями интеграционных процессов, которые сложились к настоящему времени в рамках ЕС и других региональных объединений.

СНГ – сопредельное пространство. Для РФ: зона жизненно-важных интересов: общность экономических, оборонных интересов, безопасность, защита граждан РФ, культурная общность.

Этапы:

1. декабрь 1991 г. – весна 1992 г.– модель удержания. Задача – не допустить дестабилизации обстановки. Главное – безболезненнаядезинтеграция. Украина, Белоруссия и Казахстан обладали на тот момент (до 94 г.) статусом неформальных ядерных держав. Попытки интеграции в СНГ были начаты с военно-политич. сферы, а не экономической как в ЕС, для обустройства границ и их охраны, а также наличием конфликтов на постсоветском пространстве.

2. весна 1992 – октябрь 1993г. – апофеоз дезинтеграции. Разрушение рублевой зоны. У каждой страны появились свои задачи, установилась модель выталкивания.Конституирование новых государств. Октябрь 93 г. – конфликт Верховного Совета с Президентом; Москве не до СНГ.

3. 1994 – 1999 г. – период дифференциации отношений. В СНГ входят разные страны, значит, будут разные подходы и отношения с ними. Москва будет идти по пути создания разных союзов.

Принятие «Стратегического курса России с госудасртвами СНГ» (1995.г). (1ый док-т по СНГ). Главная цель – создание интегрированного экономического и политического объединения государств. Основополагающий элемент – экономическое сотрудничество, затем интересы безопасности,вопросыгуманитраного сотрудничества и прав человека и координация по решению международных проблем.

Создание Таможенного союза (1995г.). Россия-Белоруссия-Казахстан.

4. С 1999 г. – приход Путина. Принятие Концепции внешней политики РФ (2000г.) Разделение отношений на добрососедство и сотрудничество прописано в Концепции. Отказ РФ от общего видения пространства СНГ.

Противодействие общим вызовам придало импульс кропотливой работе по реальному, а не декларативному интегрированию экономического, транспортного и образовательного пространств на основе совместного утверждения не только общих принципов взаимодействия, но и механизмов осуществления конкретных проектов.

Концепция внешней политики2008 г.: Строительство добрососедских отношений (со всеми странами СНГ) и стратегического партнерства и союзничества (с теми,кто хочет). Приоритетные направления: экономика, гуманитарная сфера и безопасность. Экономика: рыночные принципы, продвижение интеграции. Гуманитарная: поддержка соотечественников и приумножение культурного наследия. Безопасность: противостояние общим и глобальным угрозам. Для этого:создание условий для эффективного строительства Союзного государства, работать над созданием Таможенного союза и единого экономического пространства, ЕврАзЭС как ядро экономической интеграции, ОДКБ в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, содействовать мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе норм МП.

Итоги 2008: принятие Стратегии экономического развития СНГ до 2020; Приоритетные направления сотрудничества в сфере транспорта, меры по повышению продовольственной безопасности; обеспечение безопасности и наблюдения за выборами.

Итоги 2009: одобрен План реализации совместных мер стран Содружества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009-2010 годы; создание Антикризисного фонда ЕврАзЭС (10 млрд дол) (учредителями: члены ЕврАзЭс и Армения- наблюдатель); выполнение мер в соответствии со Стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 года (преодоление сырьевого хар-ра эк-к); Создание в рамках ЕврАзЭС Центра высоких технологий; подготовка проекта нового Договора о зоне свободной торговли, который должен заменить Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 года; формирование Таможенного Союза с наднациональным органом - Комиссией Таможенного союза (открыт для остальных членов ЕврАзЭС); подготовка создания Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств не позднее 1 января 2012 года; создание Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР);

Россия признаёт возможность многоуровневой и равноскоростной интеграции, не противоречащей интересам национальной безопасности РФ и многостороннего взаимодействия в рамках Содружества.

Россия-Белоруссия-Казахстан – самая сильная интеграция. Особенно в области экономики.

Россия – Украина-Грузия – дистанцирование.

Россия-Армения – союз без интеграции. Для Армении Россия – защитница.

Россия –Узбекистан – интеграция без союза

Россия – Молдавия – ограниченная вовлеченность

Россия – Азербайджан – выжидание

Россия – Туркмения – выжидание

Богатуров (Современные глобальные проблемы):

Союз развалился, оставшиеся страны разделились по регионам, и все пытаются пользоваться своим выгодным расположением между Европой и Россией, более того, они еще и энергоресурсы наши потребляют. Однако получается это не у всех. В каждом регионе – свои мутки и конфликты, что не даёт им возможности выбрать тот или иной путь. Более-менее целостный регион – Центральная Азия. Однако у стран ЦА разные уровни развития и отношения не очень, поэтому мы не можем сказать, что это настоящий международно-политический регион. Страны СНГ не хотели никак поверить в то, что Россия – доминирующий актор на постсоветском пространстве, а Россия не особо старалась их переубедить. Поэтому от всеобъемлющего партнерства решили перейти к избирательному, результатом чего стало ЕврАзЭС. США и европейские страны хотели всячески разрушить сложившиеся еще в СССР экономические связи в регионе, например строя транспортные пути для перевозки топлива в обход России, но советские связи слишком крепкие 

Случались у нас и конфликты и напряженности со странами СНГ, но в целом нам идти одной дорогой. Прозападная политика Украины и Грузии стимулировалась назло нам, той же природы и «цветные революции» в ЦА. Однако они только слегка скорректировали политику стран, в которых случились, но особо не развернули. Очень важную роль в развитии отношений на постсоветском пространстве играют непризнанные и частично признанные государства.

Байков и Болгова (сборник докладов про ЦА):

Плохо, что на постсоветском пространстве снижается роль русского языка. Причины – установление титульных наций и экономическое влияние Китая (Только в ЦА).

Закрывают газеты и радио на русском языке, перестают преподавать в школах.

Учёные осваивают западный опыт, что также подрывает русский язык.

СНГ начало разрушаться с появлением субрегиональной интеграции – ЕврАзЭС и ГУАМ. Но в последнее время различные мероприятия вроде чемпионатов, конкурсов, форумов молодёжи позволяют реанимировать СНГ. Короче, это уникальная организация с одновременно центробежными и центростремительными процессами. Высокоинтегрированное пространство сохраняется, но страны ищут и находят идентичность.

Наши рекомендации