Прикладная информатика (по отраслям)»

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОТРАСЛЯМ)»

Форма обучения – очная

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР   _________________Л. Б. Егорова   _____ от ______________ 20___ г РАССМОТРЕНО на заседании ЦК специальности ВТ   Протокол №_____от____________ 20___ г. Председатель ЦК____________ Т.А. Григорьева     Рассмотрено на заседании Совета колледжа Протокол №_____от____________ 20___ г.  

2014 г.

Пояснительная записка.

1.Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности Прикладная информатика (по отраслям) составлена в соответствии:

- с требованиями ФГОС данной специальности к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы;

- с Положением о реализации Порядка проведения ГИАпо образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г.

2. Цель Программы ГИА – ознакомление выпускников с подготовкой, организацией и процедурой проведения государственной итоговой аттестации в соответствии с нормативными сроками: за 6 месяцев до государственной итоговой аттестации.

3. Требования ФГОС:

3.1. «Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей»

3.2. «Необходимым условием допуска к ГИА является представление документов, подтверждающих освоение компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

3.3. «Содержание, объем и структура выпускной квалификационной работы, разрабатываются в колледже на основе порядка проведения ГИА, утвержденного Приказом Минобрнауки от 16 августа 2013 г. N 968 г.

Условия проведения государственной (итоговой) аттестации

Вид государственной (итоговой) аттестации

Государственная (итоговая) аттестация выпускников ГБОУ СПО ВО АПГК по программе СПО в соответствии с ФГОС по специальности Прикладная информатика (по отраслям) состоит из одного аттестационного испытания - защиты выпускной квалификационной работы.

2.2. Объем времени на подготовку и проведение

В соответствии с учебным планом специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям) объем времени на подготовку и проведение защиты ВКР составляет 6 недель в том числе 4 недели на подготовку выпускной квалификационной работы – с 38 по 41 учебную неделю (с 18 мая по 14 июня) и 2 недели на проведение итоговой государственной аттестации

Сроки проведения аттестационного испытания

Сроки проведения итоговой государственной аттестации установлены образовательным учреждением в соответствии с рабочим учебным планом специальности и графиком учебного процесса на 42 - 43 учебной неделе (с 15 по 28 июня).

Подготовка аттестационного испытания

Подготовка к ИГА

В период подготовки программы ИГА, преподаватели междисциплинарных комплексов и практик профессиональных модулей, организуют подбор тем выпускных квалификационных работ в соответствии с требованиями ФГОС СПО к квалификационной характеристике и уровню подготовки и квалификации выпускника специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, которые в дальнейшем рассматриваются на заседании ЦК специальности.

Место прохождения преддипломной практики должно соответствовать выбранному виду профессиональной деятельности и отражать тему выпускной квалификационной работы. В соответствии с рабочим учебным планом специальности и графиком учебного процесса колледжа преддипломная практика проходит с 34 по 37 учебную неделю. За время прохождения преддипломной практики выпускники собирают практический материал в соответствии с видом профессиональной деятельности и оформляют отчет о прохождении практики. Собранные материалы используются для подготовки дипломной работы (проекта).

3.2. Требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий, организаций или образовательного учреждения.

Содержание выпускной квалификационной работы включает в себя:

- введение;

- теоретическую часть;

- практическую часть;

- выводы и заключение, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;

- список используемой литературы;

- приложение.

По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части. В пояснительной записке дается теоретическое и расчетное обоснование принятых в проекте решений. В графической части принятое решение представлено в виде чертежей, схем, графиков, диаграмм. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от темы дипломного проекта.

В состав дипломного проекта могут входить изделия, изготовленные студентом в соответствии с заданием.

По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, программным кодом, продуктом творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности. Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от темы дипломной работы.

4. Руководство подготовкой и защитой ВКР

В соответствии с требованием ФГОС СПО специальности, темы выпускных квалификационных работ должны соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, дать возможность выпускнику демонстрировать необходимый объем проверяемых теоретических знаний и практических умений и уровень сформированности профессиональных и общих компетенций с учетом вида профессиональной деятельности. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом самостоятельно при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора колледжа. Руководителями выпускных квалификационных работ назначаются преподаватели колледжа профессиональных модулей. Одновременно, кроме основного руководителя, назначаются консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются на заседании ЦК специальности, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе.

В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.

Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее чем за две недели до начала преддипломной практики.

Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

Для выполнения выпускных квалификационных работ студенты используют «Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных работ для студентов специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)», разработанные и утвержденные в ОГОУ СПО ВО АПГК, 2014 г.

Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе, председатель ЦК специальности в соответствии с должностными обязанностями.

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

- разработка индивидуальных заданий;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;

- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На консультации для каждого студента должно быть предусмотрено не более двух часов в неделю.

По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в учебную часть.

Выпускные квалификационные работы могут выполняться студентами как в колледже, так и на предприятии (организации).

5. Рецензирование выпускных квалификационных работ

Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.

Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения.

Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии выпускной квалификационной работы заданию на нее;

- оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

- оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы;

- оценку выпускной квалификационной работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

На рецензирование одной выпускной квалификационной работы образовательным учреждением должно быть предусмотрено не более 5 часов.

Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее чем за день до защиты выпускной квалификационной работы.

Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в государственную аттестационную комиссию.

6. Защита выпускных квалификационных работ

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии.

На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 45 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной аттестационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10 - 15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.

При защите выпускной квалификационной работы выпускник должен показать:

- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного учебными программами дисциплин и профессиональных модулей;

- уровень освоения общих и профессиональных компетенций;

- уровень знаний по теме дипломного проекта (работы);

- обоснованность, четкость и грамотность выступления.

При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

- доклад выпускника по каждому разделу выпускной работы;

- ответы на вопросы;

- оценка рецензента;

- отзыв руководителя.

Для более полной оценки уровня подготовленности по специальности, результаты ИГА выпускника оцениваются по комплексу элементов, учитывающих выше перечисленные требования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника). Каждый элемент оценивается соответствующим количеством баллов, в сумме аттестуемый может получить до 10 баллов.

Перевод баллов в оценку:

от 9,0 баллов до 10 баллов - «отлично»;

от 7,1 баллов до 8,9 баллов - «хорошо»;

от 6,0 баллов до 7,0 баллов - «удовлетворительно»

менее 6 баллов – «неудовлетворительно»

Члены государственной аттестационной комиссии выставляют баллы по каждому элементу ИГА выпускника. Общая оценка ИГА выставляется после обсуждения на закрытом совещании присутствующими членами аттестационной комиссии и в этот же день аттестуемым сообщаются результаты.

Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. В протоколе записываются: итоговая оценка выпускной квалификационной работы, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.

Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же выпускной квалификационной работы либо вынести решение о закреплении за ним нового задания на выпускную квалификационную работу и определить срок повторной защиты, но не ранее чем через год.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы.

Принятие решений ГАК

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КРИТЕРИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

____________________________________________________________________

Ф.И.О.

Критерий Максимальное количество баллов Результат оценки
Критерий 1. Актуальность, новизна и практическая значимость ВКР  
Критерий 2. Качество выполнения теоретической части ВКР (актуальность материала, логическая последовательность изложения, исследовательский характер, выводы, уровень освоения общих и профессиональных компетенций)  
Критерий 3. Качество выполнения практической (расчетно-графической) части ВКР (актуальность материала, логическая последовательность и адекватность использованных методик и графических материалов, выводы и рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов, уровень освоения общих и профессиональных компетенций)  
Критерий 4. Оформление работы в соответствии с установленными требованиями к ВКР. Наличие электронной презентации (качество выполнения слайдов и отражение всех основных положений ВКР, демонстрация графических материалов) .  
Критерий 5. Результаты защиты ВКР (логическая последовательность изложения доклада, обоснованность, четкость и грамотность выступления , уровень знаний по теме дипломного проекта (работы), уровень освоения общих и профессиональных компетенций, ответы на дополнительные вопросы, использование электронной презентации)  
Критерий 6. Положительная оценка рецензента и отзыв руководителя ВКР.  
Всего  
Дополнительно: Ранее достигнутые положительные результаты по специальности (грамоты, сертификаты, свидетельства, дипломы олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики). *Количество баллов присваивается в зависимости от значимости достигнутого результата.     до 2 баллов  

Перевод баллов в оценку:

от 9,0 баллов до 10 баллов - «отлично»;

от 7,1 баллов до 8,9 баллов - «хорошо»;

от 6,0 баллов до 7,0 баллов - «удовлетворительно»

менее 6 баллов – «неудовлетворительно»

Подпись члена ГАК _____________________ /Ф.И.О./

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Пример критериев оценки ВКР

критерии показатели
Оценки « 2 - 5»
«неуд. » «удовлетв» «хорошо» «отлично»
Актуальность Актуальность исследования специально автором не обосновывается. Сформулированы цель, задачи не точно и не полностью, (работа не зачтена – необходима доработка). Неясны цели и задачи работы (либо они есть, но абсолютно не согласуются с содержанием) Актуальность либо вообще не сформулирована, сформулирована не в самых общих чертах – проблема не выявлена и, что самое главное, не аргументирована (не обоснована со ссылками на источники). Не четко сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе Автор обосновывает актуальность направления исследования в целом, а не собственной темы. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования. Тема работы сформулирована более или менее точно (то есть отражает основные аспекты изучаемой темы). Актуальность проблемы исследования обоснована анализом состояния действительности. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе.
Логика работы Содержание и тема работы плохо согласуются между собой.   Содержание и тема работы не всегда согласуются между собой. Некоторые части работы не связаны с целью и задачами работы Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы, имеются небольшие отклонения. Логика изложения, в общем и целом, присутствует – одно положение вытекает из другого.   Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы. Тема сформулирована конкретно, отражает направленность работы. В каждой части (главе, параграфе) присутствует обоснование, почему эта часть рассматривается в рамках данной темы
Сроки Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки) Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки). Работа сдана в срок (либо с опозданием в 2-3 дня) Работа сдана с соблюдением всех сроков
Самостоятельность в работе Большая часть работы списана из одного источника, либо заимствована из сети Интернет. Авторский текст почти отсутствует (или присутствует только авторский текст.) Научный руководитель не знает ничего о процессе написания студентом работы, студент отказывается показать черновики, конспекты Самостоятельные выводы либо отсутствуют, либо присутствуют только формально. Автор недостаточно хорошо ориентируется в тематике, путается в изложении содержания. Слишком большие отрывки (более двух абзацев) переписаны из источников. После каждой главы, параграфа автор работы делает выводы. Выводы порой слишком расплывчаты, иногда не связаны с содержанием параграфа, главы Автор не всегда обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы.   После каждой главы, параграфа автор работы делает самостоятельные выводы. Автор четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы. Из разговора с автором научный руководитель делает вывод о том, что студент достаточно свободно ориентируется в терминологии, используемой в ВКР
Оформление работы Много нарушений правил оформления и низкая культура ссылок. Представленная ВКР имеет отклонения и не во всем соответствует предъявляемым требованиям Есть некоторые недочеты в оформлении работы, в оформлении ссылок. Соблюдены все правила оформления работы.  
Литература Автор совсем не ориентируется в тематике, не может назвать и кратко изложить содержание используемых книг. Изучено менее 5 источников   Изучено менее десяти источников. Автор слабо ориентируется в тематике, путается в содержании используемых книг.   Изучено более десяти источников. Автор ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг   Количество источников более 20. Все они использованы в работе. Студент легко ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг
Защита работы Автор совсем не ориентируется в терминологии работы.   Автор, в целом, владеет содержанием работы, но при этом затрудняется в ответах на вопросы членов ГАК. Допускает неточности и ошибки при толковании основных положений и результатов работы, не имеет собственной точки зрения на проблему исследования. Автор показал слабую ориентировку в тех понятиях, терминах, которые она (он) использует в своей работе. Защита, по мнению членов комиссии, прошла сбивчиво, неуверенно и нечетко. Автор достаточно уверенно владеет содержанием работы, в основном, отвечает на поставленные вопросы, но допускает незначительные неточности при ответах. Использует наглядный материал. Защита прошла, по мнению комиссии, хорошо (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).   Автор уверенно владеет содержанием работы, показывает свою точку зрения, опираясь на соответствующие теоретические положения, грамотно и содержательно отвечает на поставленные вопросы. Использует наглядный материал: презентации, схемы, таблицы и др.Защита прошла успешно с точки зрения комиссии (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).
Оценка работы Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает непонимание содержательных основ исследования и неумение применять полученные знания на практике, защиту строит не связно, допускает существенные ошибки, в теоретическом обосновании, которые не может исправить даже с помощью членов комиссии, практическая часть ВКР не выполнена. Оценка «3» ставится, если студент на низком уровне владеет методологическим аппаратом исследования, допускает неточности при формулировке теоретических положений выпускной квалификационной работы, материал излагается не связно, практическая часть ВКР выполнена некачественно. Оценка «4» ставится, если студент на достаточно высоком уровне овладел методологическим аппаратом исследования, осуществляет содержательный анализ теоретических источников, но допускает отдельные неточности в теоретическом обосновании или допущены отступления в практической части от законов композиционного решения. Оценка «5» ставится, если студент на высоком уровне владеет методологическим аппаратом исследования, осуществляет сравнительно-сопоставительный анализ разных теоретических подходов, практическая часть ВКР выполнена качественно и на высоком уровне.

Приложение 4

Результаты защиты ВКР

по специальности 000000 _______________________________

№ п/п Показатели всего Форма обучения
очная заочная
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Окончили ОУ            
Допущены к защите            
Принято в защите ВКР            
Защищено ВКР            
Получили оценки:            
  - отлично            
  - хорошо            
  - удовлетворительно            
  - неудовлетворительно            
Средний балл            
Количество ВКР, выполненных            
  - по темам, предложенным обучающимися            
  - по заявкам организаций            
  - в области поисковых исследований            
Количество ВКР рекомендованных:            
  - к опубликованию            
  - к внедрению            

Декан факультета/директор института __________________/____________ подпись И.О. Фамилия

Приложение 5

Общие результаты подготовки выпускников

по специальности 000000 ____________________

№ п/п Показатели всего Форма обучения
очная заочная
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Окончили ОУ            
Количество дипломов с отличием            
Количество дипломов с оценками «хорошо» и «отлично»            
Количество выданных академических справок            

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОТРАСЛЯМ)»

Форма обучения – очная

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР   _________________Л. Б. Егорова   _____ от ______________ 20___ г РАССМОТРЕНО на заседании ЦК специальности ВТ   Протокол №_____от____________ 20___ г. Председатель ЦК____________ Т.А. Григорьева     Рассмотрено на заседании Совета колледжа Протокол №_____от____________ 20___ г.  

2014 г.

Пояснительная записка.

1.Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности Прикладная информатика (по отраслям) составлена в соответствии:

- с требованиями ФГОС данной специальности к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы;

- с Положением о реализации Порядка проведения ГИАпо образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968 г.

2. Цель Программы ГИА – ознакомление выпускников с подготовкой, организацией и процедурой проведения государственной итоговой аттестации в соответствии с нормативными сроками: за 6 месяцев до государственной итоговой аттестации.

3. Требования ФГОС:

3.1. «Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей»

3.2. «Необходимым условием допуска к ГИА является представление документов, подтверждающих освоение компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

3.3. «Содержание, объем и структура выпускной квалификационной работы, разрабатываются в колледже на основе порядка проведения ГИА, утвержденного Приказом Минобрнауки от 16 августа 2013 г. N 968 г.

Наши рекомендации