Предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

Гуманитарная помощь — вид безвозмездной помощи (содействия); средства для жизни, бесплатно распространяемые среди населения районов, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на её грани. Для условий вооруженного конфликта Международный Суд определил допустимую гуманитарную помощь как «предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи, но это не включает предоставления оружия, систем вооружения, боеприпасов или другого оборудования, автотранспортных средств и материалов, которые могут быть использованы для причинения серьёзных телесных повреждений или явиться причиной смерти». Гуманитарная помощь отличается от иностранной помощи своим срочным характером и тем, что используется для облегчения участи жертв стихийных бедствий.

Виды гуманитарной помощи

· Продукты питания долгого хранения, не нуждающиеся в специальном хранении

· Медикаменты

· Питьевая вода

· Теплые вещи

· Палатка

· Топливо

В соответствии со ст 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании (Москва, 25 января 2008 г.):

- товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

- товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);

Вопрос № 77. Валютное регулирование в РФ

валютное регулирование - деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются :

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях : нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются :

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте

ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей

осуществление международных денежных переводов

Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям :

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

проверка обоснованности платежей в валюте

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Вопрос № 78. Валютный контроль в РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Основными направлениями валютного контроля в России являются:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Вопрос № 79. Валютный контроль на этапе таможенного оформления.

Таможенные органы проверяют соответствие внешнеторгового контракта действующему валютному законодательству, а также соответствие представленного паспорта сделки установленным требованиям к его оформлению. При этом не может служить основанием для отказа в выпуске товаров отсутствие во внешнеторговом контракте сведений об общей стоимости товаров, валюте платежа, форме расчетов, если эти данные содержатся в паспорте сделки по срокам оплаты, а так же расхождение данных контракта и паспорта сделки по срокам оплаты товаров, вызванное объективными условиями (время пересылки банковских документов. Время движения товаров и т.п.). В последнем случае необходимым условием является соблюдение общего срока исполнения текущей валютной операции - 180 дней.

Должностные лица таможенного органа проверяют :

соответствие данных, заявленных ТД, информации, содержащейся в паспорте сделки

соответствие кода характера сделки (графа 24 ТД) валюте платежа, предусмотренной внешнеторговым контрактом (графа “Код валюты платежа”)

соответствие подписи ответственного лица банка, заверившего копию паспорта, и оттиска печати банка образцам подписей ответственных лиц банка и оттисков печатей (при отсутствии в таможенном органе оттисков печатей таможенное оформление не производится)

При таможенном оформлении экспортных поставок с расчетами в клиринговой валюте. Не котируемой ЦБ РФ, таможенному органу представляется справка уполномоченного банка, подтверждающая :

наличие у участника внешнеторговой деятельности клирингового счета

осуществление расчетов в клиринговой валюте в счет конкретного межправительственного соглашения

курс и код клиринговой валюты.

Если выявляется конкретное нарушение таможенных правил и предписаний законодательства о валютном контроле, то оно фиксируется в акте произвольной формы, который в течении рабочего дня, следующего за днем составления акта, предоставляется в отдел таможенной стоимости и валютного контроля таможни. К акту прилагаются копии документов в которых обнаружены указанные выше нарушения и несоответствия, а также копии иных необходимых документов. При этом до принятия решения отделом таможенной стоимости и валютного контроля или до представления указанных документов с внесенными изменениями и дополнениями (если только по фактам выявленных нарушений и несоответствий не начато производство по делам о нарушении таможенных правил) выпуск товаров не осуществляется.

Так же как и паспорт экспортной сделки в документообороте таможенно-банковского валютного контроля за экспортными операциями существуют документы как то учетная карточка таможенно-банковского контроля и реестр.

Учетная карточка представляет собой возвратный документ, составляемый таможенными органами для уполномоченных банков и содержащий часть сведений из ГТД, необходимых для осуществления валютного контроля. Учетная карточка содержит информацию по одной произведенной отгрузке. На основе учетных карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от произведенных товарных поставок. Реестр содержит сгруппированную информацию об отгрузках товаров на экспорт, а также о суммах и сроках поступления валютной выручки.

Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах. Первый экземпляр разделяется банком на у четные карточки, относящиеся к различным паспортам сделки, и эти учетные карточки распределяются по соответствующим досье. Второй экземпляр реестра заполняется уполномоченным банком и не позднее контрольного срока возврата, указанного в нем, высылается обратно таможенным органам.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретение товара, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат влюты в сроки установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт специальный транзитный счет или текущий счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Паспорт импортной сделки является базовым документов валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Он оформляется совместно импортером и уполномоченным банком в двух экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом валютного контроля. Реквизиты паспорта сделки являются практически аналогичными реквизитам паспорта экспортной сделки. Идентификация импортного характера сделки отражается в первой цифре сложного номера-кода присвоенного каждому такому документу - это цифра “2”.

Если оплата импортируемого товара производиться со счета в иностранном банке, открытого в соответствии с лицензией Банка России, паспорт сделки подписывается территориальным учреждением Банка Росии по местонахождения импортера.

Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера и служит основанием для открытия досье валютного контроля. Другой возвращается импортеру.

Паспорт импортной сделки также необходим для приобретения валюты за рубли резидентами-импортерами на валютном рынке. При предоставлении поручения на покупку валюты импортер обязан предоставить оригинал паспорта импортной сделки, разрешение (лицензия) Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала, документ подтверждающий регистрацию в Банке России валютной операции, связанной с движение капитала, договор, соглашение контракт либо иной документ. Причем данный порядок распространяется в в отдельных пунктах, не только по операциям связанным с импортом. Причем резидент приобретший валюту на внутреннем валютном рынке обязан дать банку распоряжение о зачислении валюты на специальный транзитный валютный счет и перевести указанные валютные средства, не позднее 7 календарных дней по соответствующему основанию.

Банк импортера не позднее 15-го календарного дня с даты платежа за импортируемые товары (или с даты зачисления средств в иностранной валюте, поступивших на валютный счет импортера в качестве возврата средств, ранее переведенных им в оплату импортируемых товаров) составляет карточку платежа (возврата платежа), представляющую собой документ о движении денежных средств, который формируется банком импортера и отправляется в ФТС РФ при оплате импортируемого товара или возврате ему ранее уплаченных средств.

Вопрос № 80. Валютный контроль при перемещении валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг.

Таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и Таможенным кодексом РФ (абзац 2 пункта 2 ст. 12 Таможенного кодекса РФ). При перемещении физическими лицами наличной валюты платежи не взимаются.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:
- ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;
- возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.
Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

Ввозимые вышеперечисленные валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги, валютные ценности и дорожные чеки подлежат обязательному письменному декларированию в случае, если их общая сумма в эквиваленте превышает 10 000 долларов США.

В величину 10 000 долларов США включается стоимость единовременно перемещаемых физическим лицом:
• российской валюты;
• иностранной валюты;
• дорожных чеков;
• внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.
Без письменного декларирования можно единовременно ввозить в РФ валюту Российской Федерации, внутренние ценные бумаги, валютные ценности и дорожные чеки, суммарная стоимость которых в эквиваленте равна или менее 10 000 долларов США.
Вывоз из РФ российской и иностранной валюты, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме

Вывоз физическими лицами из РФ российской и иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме имеет ограничения.

Вывозить единовременно из РФ валюту РФ и/или иностранную валюту разрешается в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США.

Вывоз валюты РФ и/или иностранной валюты в пределах суммы, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, разрешается без предоставления в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная и/или российская валюта была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

Единовременный вывоз из РФ валюты РФ и/или иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, допускается только при предоставлении документов, подтверждающих ввоз или перевод данной валюты (валют) в Российскую Федерацию.

Письменная таможенная декларация на вывозимую из РФ российскую и/или иностранную валюту подается только в случае, если сумма вывозимой валюты (валют) превышает в эквиваленте 3000 долларов США. При этом декларированию подлежит вся сумма вывозимой валюты (валют), включая 3000 долларов США.

Вывоз внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме из РФ допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
• представлена таможенная декларация (независимо от стоимости вывозимых ценных бумаг);
• представлен документ (таможенная декларация), подтверждающий ввоз ценных бумаг в РФ.
Вывоз из РФ дорожных чеков свободен и не ограничивается какими-либо суммами. Предусмотрено только требование подачи таможенной декларации, если сумма вывозимых дорожных чеков превышает в эквиваленте 10 000 долларов США (без учета суммы единовременно вывозимой валюты РФ, иностранной валюты, ценных бумаг).

Вопрос № 81. Паспорт сделки.

(ПС) — базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером товаров — резидентом РФ в банке и содержащий изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля. ПС оформляется экспортером по установленной форме в двух экземплярах по каждому заключенному им контракту и представляется для подписания в уполномоченный банк, на транзитный валютный счет в котором в последующем должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Одновременно с ПС экспортер представляет в банк оригинал или надлежаще оформленную копию контракта, на основании которого был составлен ПС. Первый экземпляр ПС, подписанный банком, вместе с оригиналом или копией контракта возвращаются экспортеру. Для оформления товара, вывозимого в режиме экспорта, декларант обязан наряду с грузовой таможенной декларацией (ТД) и другими предусмотренными таможенным законодательством документами предъявить таможне надлежаще заверенную ксерокопию ПС и копию с представляемой ТД. Копия ПС остается в таможенном органе, а копия ТД, заверенная работником таможни, возвращается декларанту для передачи ее в банк, оформивший ПС.

Предусматриваются случаи, в которых оформление паспорта сделки не требуется (несмотря на то, что формально осуществляемые валютные операции подпадают под указанные выше группы). Если контракт заключён:

между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»(Такими органами являются Правительство РФ, ЦБ РФ, Минобороны (разведывательное подразделение);

между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США (по кредитному договору - в эквиваленте 5 тыс. долларов США) по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учётом внесённых изменений и дополнений (Указание ЦБР от 29 декабря 2010 г. N 2556-У)

Вопрос №82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования предусмотрена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наши рекомендации