Государства Центральной и Восточной Европы в межвоенный период: особенности политического, социально-экономического и культурного развития (сравнительный анализ)

Чехословакия

Период президентства Масарика: 1918–1935. Одной из первых задач, с которой столкнулось новое чехословацкое государство, было определение границ. Правительство признало исторические границы Чехии, Моравии и Австрийской Силезии, но требовало установления границ Словакии в соответствии с границами расселения этого этноса. В Чехословакию были включены также Закарпатская Украина и некоторые другие территории. На Парижской мирной конференции чехословацкая делегация под руководством Крамаржа и Бенеша добилась удовлетворения большинства своих территориальных требований. Только в случае с Тешинской (Цешинской) областью, где возникли территориальные споры с Польшей, чехи не смогли восстановить своих исторических границ. Окончательно границы Чехословакии были установлены в соответствии с Версальским (1919), Сен-Жерменским (1919) и Трианонским (1920) мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией. В этих границах на территории Чехословакии оказалось большое число национальных меньшинств, в первую очередь немцев и венгров, враждебное отношение которых к Чехословакии сыграло важную роль в жизни нового государства.

Э.Бенеш, министр иностранных дел в период президентства Масарика, видел реальную угрозу интересам Чехословакии со стороны Венгрии и возможной реставрации Габсбургов в Центральной Европе. Поэтому он принял активное участие в создании т.н. Малой Антанты (1920–1921), в которую входили Чехословакия, Югославия и Румыния. Чехословакии не удалось заключить долгосрочное соглашение в сфере внешней политики с Польшей из-за трений, связанных в основном с конфликтом вокруг Тешина (Цешина). Эти разногласия помешали объединению усилий двух стран против немецкой экспансии 1930-х годов.

В 1920–1930-е годы Чехословакия тесно сотрудничала с Францией, Великобританией и Лигой наций. Франко-чехословацкий договор о союзе и дружбе был подписан в 1924 в Париже. Этот договор основывался на убеждении Бенеша в том, что франко-британский союз, в отличие от союза континентальных стран, не мог служить способом сдерживания Германии. Новый франко-чехословацкий пакт (о взаимных гарантиях) в Локарно был подписан в 1925 как часть соглашений, объединявших несколько европейских стран. Бенеш поддерживал с Германией формальные дипломатические отношения до прихода в 1933 к власти Гитлера. В 1935 Бенеш, следуя примеру Франции, подписал договор о взаимной помощи с СССР в целях сдерживания нацистской Германии.

Чехословакия столкнулась с серьезными внутренними экономическими проблемами. Первый кабинет, возглавляемый Крамаржем, был создан в основном из членов Национально-демократической партии. Министр финансов Алоис Рашин, надеясь предотвратить инфляцию, ввел стабильный курс кроны и убедил парламент принять законы о проведении умеренной аграрной реформы; частная собственность на землю была ограничена 15 га пашни и 15 га остальных угодий. Закон не затрагивал крупных землевладений, производителей товарной сельскохозяйственной продукции.

Кабинет Крамаржа пал в 1919, на смену ему пришло коалиционное правительство во главе с социал-демократом Властимилом Тусаром. Сдвиг влево продолжался, и на выборах 1920 социал-демократы получили 40% голосов. Однако раскол Чехословацкой социал-демократической рабочей партии, с отделением от нее радикального крыла и созданием Коммунистической партии Чехословакии (1921), завершился отставкой Тусара и приходом к власти непартийного правительства во главе с Яном Черным. В 1921 в новом коалиционном правительстве под руководством премьер-министра Бенеша были представлены пять крупных партий: Аграрная партия Чехословакии (с 1922 – Республиканская партия земледельческого и мелкокрестьянского населения), Чешская национально-социалистическая партия, Чехословацкая народная партия, Чехословацкая национально-демократическая партия и Чехословацкая социал-демократическая рабочая партия. В 1922 эта коалиция сменилась другой, которую возглавил премьер-министр Антонин Швегла, лидер аграрной партии, сохранившая большинство в парламенте более 10 лет.

В начале 1930-х годов экстремистские группировки начали утрачивать свои позиции. Наблюдалось укрепление оппозиционного немецкого меньшинства, использовавшего напряженные отношения между государством и церковью. Сохранялось враждебное отношение к чехословацкому государству многих немцев, венгров, поляков и словаков.

Словаки обвиняли чехов в монополизации административных должностей в Словакии и в обострении отношений государства с церковью. Недовольство вызывало и государственное устройство страны. Словаки видели в республике двуединое государство чехов и словаков и надеялись, что соглашение, подписанное в Питтсбурге (США) между ними и чехами во время Первой мировой войны (в котором говорилось о праве Словакии на автономию), имеет если не юридическую, то хотя бы моральную силу. Конституция 1920, провозгласившая Чехословакию унитарным государством, разочаровала многих словаков. Последующие конфликты между чешской администрацией и словацким лидером Андреем Глинкой усугубили недовольство словаков.

Период президентства Бенеша: 1935–1938. В 1935, в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья, президент Масарик оставил свой пост. Его преемник Э.Бенеш занял свой пост в очень напряженный момент. Многие немцы в Чехословакии, проживавшие главным образом на западе в Судетской области, под влиянием нацистской пропаганды объединились в Судето-немецкой партии Конрада Генлейна. Генлейн заверял президента Масарика, что речь идет только о «децентрализации управления» и свободе для немцев «в рамках конституции». Новый премьер-министр, лидер словацких аграриев Милан Годжа, который вел переговоры с руководителями немецкого меньшинства, в подписанной 18 февраля 1937 декларации обещал удовлетворить их требования относительно равного представительства в общественных организациях и равных пособий по безработице. Тем не менее в феврале 1938 Гитлер объявил, что Третий рейх является «защитником всех немцев, являющихся подданными другого государства». Месяцем позже Германия осуществила аннексию Австрии. 14 апреля 1938 Генлейн выдвинул т.н. Карлсбадскую программу (Карловарские требования), содержавшую требование полной автономии для Судетской области, самоуправление для проживающих в Чехословакии немцев и радикального изменения всей государственной системы.

В мае 1938 обострение немецко-чешских отношений создало угрозу возникновения новой мировой войны. В Чехословакию была направлена британская миссия во главе с лордом В.Рансименом в качестве посредника между судетскими немцами и правительством в Праге. Под нажимом Рансимена Бенеш сделал ряд уступок по большинству требований Карлсбадской программы. Однако Генлейн не пошел на компромисс и, преследуя цель передачи Судетской области Германии, прервал переговоры. 12 сентября 1938 Гитлер выступил с официальным заявлением о поддержке требований судетских немцев в Чехословакии и предоставлении им права на самоопределение.

Английский премьер-министр Невиль Чемберлен прибыл на встречу с Гитлером в Берхтесгаден, где в принципе согласился на передачу Германии всех чешских территорий, население которых на 50% состояло из немцев. 21 сентября 1938 Бенеш и Годжа, опасаясь, что западные державы откажутся предоставить помощь Чехословакии, если она не уступит требованиям Германии, пошли на соглашение с Гитлером. Кабинет Годжи ушел в отставку, к власти пришло правительство национального единства во главе с генералом Яном Сирови. Окончательно соглашение было подписано на конференции четырех держав (Германии, Италии, Франции и Великобритании) в Мюнхене 29–30 сентября.

Поляки требовали распространения Мюнхенского соглашения на своих соотечественников, проживавших в Чехословакии, как это было сделано по отношению к судетским немцам. Польша предъявила Праге ультиматум с требованием о передаче ей спорной части Тешинской (Цешинской) области. 1 октября при немецко-итальянском посредничестве были удовлетворены претензии Венгрии на южные районы Словакии и Закарпатской Украины. В результате Чехословакия потеряла территории с населением 4,8 млн. человек, из которых 24% составляли чехи и словаки.

Польша

Рижский мир 1921,подведший итоги советско-польской войны 1919–1920 был территориальным компромиссом.Он установил восточные границы Польши. В результате в составе польского государства оказались Западная Украина и Западная Белоруссия. Вильнюс и Виленская область вошли в состав Польши в 1922.

Вторая Республика. Конституция Польши, принятая 17 марта 1921, установила в стране парламентскую республику. Законодательная власть осуществлялась Сеймом (состоявшим из 444 депутатов) и Сенатом (куда входили 111 сенаторов). Кроме законодательных, Сейм имел контрольные полномочия, Сейм и Сенат – элекционные (выборы президента). Исполнительная власть вручалась правительству и президенту, полномочия которого были ограничены. Каждый государственный акт президента должен был быть подтвержден подписями премьер-министра и соответствующего министра. Кроме политических прав и свобод (избирательных, а также – слова, печати, собраний, организаций и др.) и равенства граждан перед законом, конституция впервые провозглашала права социальные – право охраны труда, социального обеспечения, охраны материнства, бесплатного обучения в государственных школах.

Выборы в Сейм и Сенат по новой конституции проходили в ноябре 1922 Правые партии (эндеки, хистианские демократы и др.) объединились в избирательный блок Христианский союз национального единства, в просторечии – «Хьена» (т.е. гиена). Этот блок, выступавший за полонизацию страны, получил 29% голосов избирателей и провел в сейм 169 депутатов. Им противостоял Блок национальных меньшинств, главным требованием которого было национальное равноправие (56 депутатов). ПСЛ – «Пяст» и ПСЛ – «Вызволене» (партии, возникшие в результате расколов ПСЛ и ПСЛ – «Левицы») получили соответственно 70 и 49 мандатов. ППС имела в сейме 41 депутата.

Президентом страны после нескольких туров голосования был избран предложенный ПСЛ – «Вызволене» Г.Нарутович. Однако за избранием президента последовала бешеная травля его со стороны националистов и 16 декабря Нарутович был убит одним из сторонников эндеков. Новым президентом стал С.Войцеховский.

В целом политическая система Польши в первые годы Второй республики не отличалась устойчивостью. Политическая пестрота состава Сейма не позволяла составить постоянную правительственную коалицию. Только за 1922–1925 сменилось 8 правительств. Политические кризисы дополнялись усилением забастовочного движения, недостаточной экономической стабилизацией, ухудшением международного положения. В этих условиях всеобщего недовольства Пилсудский и его сторонники совершили государственный переворот. 12 мая ППС опубликовала воззвание с призывом отстранить от власти правительство «Хьена-Пяста» и в этот же день начались вооруженные столкновения между правительственными войсками и частями, которые поддерживали Пилсудского. 14 мая правительство ушло в отставку.

Новый режим, установившийся в результате государственного переворота, получил название «санации».

Пилсудский, формально занимая пост главы правительства в 1926–1928 и с августа по декабрь 1930, фактически установил в стране свою диктатуру. Именно от него зависело избрание президента, формирование кабинета министров и принятие законов. Этому способствовала и конституционная новелла (изменение в конституции) от 2 августа 1926. Согласно данной новелле президент получил право самостоятельно распускать Сейм и Сенат до истечения срока их полномочий, а также издавать указы, имеющие силу законов. В 1926–1930 правительством было издано 276 подобных указов президента.

23 мая 1930была принята новая конституция, установившая в стране авторитарный строй. Источником и носителем государственной власти по конституции являлся президент, обладавший законодательными, конституционными, контрольными, исполнительными и чрезвычайными (в случае войны) полномочиями. Президент назначал главу правительства и всех министров. Возросла также власть председателя правительства, который теперь имел право устанавливать общие принципы государственной политики. Полномочия Сейма были ограничены. Недемократический характер носил и новый избирательный закон от 8 июля 1935 по которому право выдвигать кандидатов в депутаты могли только окружные избирательные комиссии.

В области внешней политики польское правительство постепенно переориентировалось с Франции на Германию. В январе 1934 было подписано польско-германское соглашение о ненападении сроком на 10 лет, в ноябре 1935 – соглашение об экономическом сотрудничестве. Взаимные визиты и постоянные двусторонние встречи высших должностных лиц Германии и Польши были направлены на всё более тесное сближение обеих стран. Воспользовавшись подписанием Мюнхенского соглашения 1938 о передаче Судетской области Германии, Польша в ультимативной форме потребовала от Чехословакии передать ей Тешинскую Силезию.

Однако надеждам польского правительства на дружбу с Германией не суждено было осуществиться. 24 октября 1938 Риббентроп в беседе с польским послом предложил Польше согласиться на присоединение к Германии Гданьска и на постройку экстерриториальной железной дороги через «польский коридор» в Восточную Пруссию. В апреле 1939 германское верховное командование представило Гитлеру план военных действий против Польши. 28 апреля германское правительство заявило, что в связи с заключением польско-английского соглашения о гарантиях, оно считает договор о ненападении между Польшей и Германией утратившим силу. В то же время советское предложение о военной помощи, сделанное 25 мая, было Польшей отвергнуто. Также были сорваны и трехсторонние (англо-фрако-советские) переговоры в Москве. Взамен этого между СССР и Германией 23 августа был подписан Договор о ненападении, в секретном приложении к которому обе договаривающие стороны разграничили сферы своих интересов в Польше по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Венгрия

Эпоха Хорти и Вторая мировая война (1920–1945). Неудача миротворцев в решении проблемы самоопределения национальных меньшинств, политическая слабость Каройи и коммунистические беспорядки – все это дискредитировало демократические силы и способствовало восстановлению власти консерваторов. Трианонский договор (4 июня 1920) лишил Венгрию 72% ее территории (она была разделена между странами–наследницами Австро-Венгерской империи – Чехословакией, Румынией и Югославией) и 64% ее населения. Несмотря на то, что по Трианонскому договору Венгрия получила независимость, страна оказалась разделенной, а ее экономика находилась в упадке.

По Конституции Венгрия оставалась монархией, но возвращению на престол короля Карла препятствовали союзники, а позже был принят закон, запрещавший Габсбургам занимать венгерский трон. В соответствии со специальным актом регентом Венгрии был избран Хорти. В 1920 всеобщим тайным голосованием было избрано Национальное собрание. Почти половину мест в нем получила Партия мелких сельских хозяев, несколько меньше – Христианская национальная партия. Социал-демократы воздержались от участия в выборах. Так называемый «белый террор» против тех, кто принимал участие либо в демократической, либо в большевистской революции и выступал против евреев, закончился только в 1921, в правление премьера Пала Телеки. Его преемник, граф Иштван Бетлен, укрепил власть консервативных сил, проведя ряд мер. Он объединил две ведущие партии в новую Объединенную партию, начал диалог с социал-демократами, провел ограниченную земельную реформу. В 1922 по декрету были проведены открытые выборы в сельских районах и ограниченные выборы по всей стране. После своей первой победы на выборах он начал осуществлять политику оздоровления экономики. Страна при его режиме присоединилась к Лиге наций, была приостановлена инфляция, поощрялось развитие индустриализации и системы социального страхования. Бетлен положил конец политической изоляции Венгрии, заключив союз с Италией в 1927, который позже – путем присоединения к нему Австрии – стал на некоторое время препятствием для экспансионизма Гитлера. В сельских районах строились новые школы, поддерживалось развитие высшего образования.

В 1932 премьером стал бывший армейский офицер, правый радикал Дьюла Гёмбёш. Он попытался вывести Венгрию из кризиса, заключив соглашение с Германией. Его хорошие отношения с нацизмом позднее открыли дорогу для создания в стране многочисленных, хотя и небольших венгерских нацистских партий. Преемник Гёмбёша Калман Дарани (1936–1938) предложил новый закон о выборах, предполагавший введение системы тайного голосования в сельских районах, но с ограниченным числом избирателей. Он приступил также к перевооружению армии. Бела Имреди (1938–1939) провозгласил политику реформ и предпринял жесткие меры против крайне правых партий; он даже посадил в тюрьму Ференца Салаши, лидера нацистского движения «Скрещенные стрелы». Однако вскоре он отказался от либеральной ориентации; принял законы, ограничивавшие права евреев; стал проявлять авторитарные амбиции и поощрять прогерманскую политику. Его противники вынудили его уйти в отставку, и премьером стал Пал Телеки.

Выдающимся достижением этой эпохи было национальное возрождение в области искусства, литературы и науки, которое началось еще до Первой мировой войны. Музыка таких композиторов, как Бела Барток и Золтан Кодай, новая литература, созданная Эндре Ади, Жигмондом Морицем и др., исходила как из западных, так и венгерских традиций. Венгрия дала миру крупных ученых, таких, как математика Яноша (Джона) фон Неймана, физиков Эде (Эдварда) Теллера и Тодора фон Кармана. Среди лауреатов Нобелевской премии – венгры Альберт Сент-Дьёрди, Дьёрдь де Хевеши, Дьёрдь фон Бекеши и Йенё Вигнер.

После аннексии Австрии Гитлером (март 1938) Хорти решил вести более осторожную политику. Тем не менее он отклонил германское предложение об участии в агрессии против Чехословакии, а при заключении Мюнхенских соглашений Венгрия ограничилась притязаниями на районы Словакии, заселенные этническими венграми, которые та получила по Венскому арбитражному решению 1938. В феврале 1939 Венгрия присоединилась к антикоминтерновскому пакту, но, когда Гитлер вступил в марте 1939 в Прагу, Телеки – вопреки воле Германии – оккупировал Рутению (Закарпатье), чем обеспечил общую границу с Польшей.

Болгария

Выход Болгарии из Первой мировой войны открыл новую эру в истории страны. Изнуренный тремя дорогостоящими войнами и деморализованный двумя военными поражениями за пять лет, народ отвернулся от буржуазных партий, которые определяли политику страны с 1878. Эти партии боролись за создание Великой Болгарии, стремясь восстановить границы, временно намеченные в 1878.

С 1923 по 1931 правительства Болгарии формировались союзом буржуазных партий «Демократический сговор» во главе с Александром Цанковым до 1926, а затем – с македонцем Андреем Ляпчевым. Вооруженные отряды ВМРО властвовали в стране, раздираемой политическими разногласиями. В самой ВМРО тоже существовали глубокие противоречия, порой доходившие до кровопролития. Лидер этой организации Тодор Александров был убит за антикоммунистическую политику. ВМРО раскололась на умеренное крыло во главе с Александром Протогеровым, который поддерживал Балканский союз, открывавший путь к решению македонской проблемы, и на экстремистское крыло во главе с Иваном Михайловым, который наряду с болгарскими националистами и монархистами отстаивал старую идею Великой Болгарии. После убийства Протогерова в 1928 позиции Михайлова в ВМРО упрочились, но это была пиррова победа. Сотни членов этой организации уничтожались с применением гангстерских методов, а сама она окончательно распалась; в 1934 правительство объявило ее вне закона. Главарь ВМРО Михайлов бежал за границу.

Отношения Болгарии с Югославией и Грецией становились все более напряженными, поскольку в эти страны забрасывались агенты ВМРО с баз, расположенных в горах Пирин. Во время одного из частых пограничных инцидентов в октябре 1925 крупные греческие отряды продвинулись в пределы Пирина, и возникла угроза войны с Грецией. Болгария поставила вопрос о нарушении границы перед Лигой наций, которая заставила Грецию вывести свои войска и возместить Болгарии причиненный ущерб. В 1926 и 1928 Лига наций предоставляла Болгарии средства для помощи беженцам и пострадавшим от землетрясения, а также для стабилизации государственных финансов.

В 1931 правительство Ляпчева провело относительно свободные парламентские выборы. Победившая коалиция Народного блока состояла из представителей Демократической, Национально-либеральной, Радикальной партий, а также БЗНС – «Врабча-1» и БЗНС – «Стара-Загора». Правительство, возглавлявшееся сначала Александром Малиновым, а затем Николой Мушановым, пыталось, в значительной мере безуспешно, справиться с углублявшимся спадом экономики. Эта тенденция наметилась еще со времени тяжелых военных поражений 1913 и 1918. Отсталое сельское хозяйство, от которого непосредственно зависело более 80% населения страны, характеризовалось чрезвычайно раздробленным землевладением и значительным избытком рабочей силы. При отсутствии богатых природных ресурсов промышленность оставалась слабо развитой. Хроническую внутреннюю депрессию усугубил мировой экономический кризис 1929. Около 90% экспорта страны составляли сельскохозяйственные продукты; поэтому потеря внешних рынков привела к снижению цен в два раза и сельскохозяйственное производство сократилось. Увеличилась безработица на селе и в городах, а долги страны резко выросли.

Во внешней политике новое правительство Болгарии вернулось к курсу на сближение с Югославией и постепенный пересмотр отношений с Румынией и Грецией. Это способствовало участию Болгарии в Балканских конференциях 1931–1933, и в декабре 1933 царь Борис и премьер-министр Никола Мушанов нанесли государственный визит в Югославию. С приходом Гитлера к власти в Германии над странами юго-восточной Европы нависла угроза фашизма. В феврале 1934 Греция, Румыния, Турция и Югославия заключили союз, известный как Балканская Антанта, которым гарантировалась неприкосновенность их границ.

Экономический кризис, недальновидность политиков, общественные антагонизмы и изоляция Болгарии – все это подчеркивало необходимость решительных реформ. Организатором дискуссий выступил политический кружок «Звено». 19 мая 1934 «Звено» под руководством Кимона Георгиева и Тайного военного союза во главе с Дамианом Велчевым осуществили государственный переворот и свергли правительство Мушанова. В стране был установлен авторитарный режим. Народное собрание было распущено, политические партии запрещены, введена строгая цензура и намечена широкомасштабная программа по преодолению экономического кризиса. Правительство «19 мая» стремилось нормализовать отношения с Югославией, придерживалось ориентации на Францию и Великобританию, установило дипломатические отношения с СССР.

Руководители правительства понимали, что монархия, имевшая связи с Германией и Италией (в 1930 царь Борис женился на дочери итальянского короля), может нанести вред стране, и хотели установить республиканское правление. Однако в 1935 царю Борису удалось отстранить от власти правительство и ввести личный авторитарный режим при поддержке сговорчивых премьер-министров. Таковыми последовательно были генерал Пенчо Златев, Андрей Тошев, дипломат Георгий Кьосеиванов и профессор археологии Богдан Филов. Царь продолжал политику сближения с Югославией и в 1937 подписал с ней договор о «вечной дружбе». Одновременно упрочились связи с Германией и Италией. Расширение германо-болгарской торговли усилило зависимость Болгарии от Германии. В марте 1938 царь Борис заключил первое тайное соглашение с Германией о кредитах на поставки вооружения, и в июле 1938 в Салониках Балканская Антанта была поставлена перед фактом перевооружения болгарской армии.

Царь Борис хотел заручиться внутренней поддержкой своего режима и в 1938 решил провести парламентские выборы. Однако, поскольку политические партии оставались под запретом, кандидаты могли выступать лишь с индивидуальными программами. Примерно треть из 160 избранных депутатов отождествляла себя с бывшими партиями, которые находились в оппозиции к политике царя. Оппозиция была ослаблена за счет исключения из парламента депутатов от БЗНС и Коммунистической партии, а на более тщательно подтасованных выборах 1940 в парламент попало всего несколько представителей оппозиции.

После Мюнхенской конференции в сентябре 1938, которая способствовала пересмотру политических границ в Восточной Европе, царь Борис обратился к Гитлеру за помощью в возвращении Южной Добруджи, захваченной Румынией в 1913. Но Гитлер, памятуя о необходимости сохранить мир на Балканах – жизненно важном источнике экономических ресурсов для Германии, отказал в этой просьбе. Когда в 1939 разразилась Вторая мировая война, Болгария формально провозгласила нейтралитет, но тем не менее ее связи с Германией и Италией постоянно укреплялись. После того как Румыния с одобрения Германии уступила Бессарабию СССР, Гитлер в сентябре 1940 добился возвращения Болгарии Южной Добруджи; эту акцию поддержали СССР и Великобритания. В самой Болгарии официальная пропаганда трактовала этот акт как заслугу Гитлера и Муссолини. СССР пытался заигрывать с Болгарией, предлагая заключить пакт о взаимопомощи и поддержать территориальные претензии к Греции и Турции, но царь Борис давно сделал свой выбор и отклонил советские предложения. 1 марта 1941 Болгария официально присоединилась к оси Рим – Берлин, и крупные немецкие воинские соединения, сосредоточенные на территории Румынии для нападения на Грецию (операция «Марита»), вступили на территорию Болгарии.

Югославия

После Первой мировой войны и особенно после октябрьской революции 1917 в России среди югославских крестьян и рабочих распространились идеи коммунизма. На выборах в Учредительную скупщину в ноябре 1920 новая Социалистическая рабочая партия Югославии (коммунистов), переименованная в том же году в Коммунистическую партию Югославии (КПЮ), получила 200 тыс. голосов, большинство из них в экономически наиболее отсталых районах страны, а также в Белграде и Загребе. КПЮ, вдохновленная примером Советской России, призывала к созданию Югославской Советской Республики. В 1921 правительство запретило пропаганду коммунистических идей. Сербская Радикальная партия во главе с Николой Пашичем (1845–1926) выдвинула проект конституции, предполагавшей создание однопалатного парламента, деление страны на 33 административные единицы, жесткую исполнительную власть. Бойкот конституционного собрания (Учредительной скупщины) со стороны Хорватской республиканской крестьянской партии (в 1925 переименована в Хорватскую крестьянскую партию), которая выступала за федеративную конституцию, упростил принятие в 1921 конституции, предусматривавшей создание централизованного государства.

Хорватская крестьянская партия под руководством Стьепана Радича сначала бойкотировала Скупщину, но затем в 1925 образовала вместе с Радикальной партией коалиционное правительство. В ноябре 1925 в качестве министра просвещения в правительство вошел и Радич. Многочисленность враждующих партий, коррупция, скандалы, кумовство, клевета и подмена партийных принципов политическими амбициями стали неотъемлемыми элементами политической жизни страны. В июне 1928 один из сербских депутатов на заседании парламента застрелил нескольких хорватских депутатов, в том числе С.Радича.

Король Александр в январе 1929 распустил парламент, приостановил действие конституции, запретил деятельность всех политических партий, установил диктатуру и изменил название страны (с 1929 – Королевство Югославия). В период диктатуры межнациональные трения усилились. Коммунисты ратовали за независимость Хорватии, Словении и Македонии. Появились усташи, профашистская организация, выступавшая за независимость Хорватии (лидер – загребский адвокат Анте Павелич); проболгарская Внутренняя македонско-одринская революционная организация (ВМОРО), которая выступала за независимость Македонии. Эти организации нашли поддержку в Италии, Венгрии и Болгарии, усилились и великосербские настроения. В октябре 1934 ВМОРО и усташи участвовали в организации убийства короля Югославии Александра в Марселе.

В период регентства князя Павла при малолетнем наследнике Петре II положение страны ухудшилось. Павел и его министр Милан Стоядинович ослабили Малую и Балканскую Антанты – системы союзов Югославии с Чехословакией и Румынией, а также с Грецией, Турцией и Румынией. Они заигрывали с нацистской Германией, подписали договоры с Италией и Болгарией (1937) и разрешили создание партий с фашистским и авторитарным уклоном. В августе 1939 лидер Хорватской крестьянской партии Владимир (Владко) Мачек и премьер-министр Югославии Драгиша Цветкович подписали соглашение об образовании автономной области Хорватия. Это решение не удовлетворило ни сербов, ни экстремистски настроенных хорватов.

После прихода в 1933 к власти в Германии нацистов СССР призвал югославских коммунистов сформировать Народный фронт против угрозы фашизма. В 1937 секретарем компартии стал Иосип Броз Тито (1892–1980), который поддерживал организацию Народного фронта сербско-хорватской и югославской солидарности против фашизма.

Литва

Литва между мировыми войнами. Литва в 1918–1940 была страной с аграрной экономикой. В 1922 был принят закон о земельной реформе, по которому устанавливался максимум неотчуждаемой земли в 80 га (с 1929 – 150 га). Излишки земли за плату распределялись между безземельными и малоземельными крестьянами. Экономика Литвы была ориентирована на внешний рынок: в соответствии с его требованиями в 1919–1929 в Литве преимущественно развивались молочное животноводство, производство зерна, льноводство, птицеводство. С начала 1930-х на первое место выходит разведение свиней на бекон. Основными торговыми партнерами Литвы становятся Англия и Германия. В 1919–1922 государственную власть в Литве осуществляли Тариба, ее президиум (с 4 апреля 1919 – президент) и правительство. Первым президентом Литвы стал А.Сметона. В мае 1919 состоялись выборы в Учредительный сейм, который после долгих дебатов в 1922 принял конституцию нового государства. В соответствии с конституцией Литва была объявлена демократической республикой. Высшим органом власти стал сейм, исполнительная власть осуществлялась президентом и кабинетом министров. Широкие права получила католическая церковь. Клайпедский край, входивший в состав Литвы в 1923–1939, обладал широкими правами автономии в области законодательства, судопроизводства, администрации, просвещения. После государственного переворота в декабре 1926 в стране установился авторитарный президентский режим. Конституции 1928 и 1938 существенно расширили права президента. Президент стал избираться сроком на 7 лет в ходе двухстепенных выборов; он получил право утверждать законы и бюджет, в промежутках между сессиями декретировать законы, объявлять «исключительное положение».

Ведущей политической партией в сейме до 1926 была партия христианских демократов (крикдемов). Ее лидер – М.Стульгинскис в 1920–1922 исполнял обязанности президента, в 1922–1926 был президентом Литвы. Для работы среди населения крикдемы создали многочисленные организации: католические, хозяйственно-кооперативные, молодежные, просветительские. В 1931 общее число членов организаций, находившихся под влиянием ХДП, составляло 95 543 человек. Основным конкурентом крикдемов среди населения были ляудининки, создавшие в 1922 Союз крестьян-ляудинков Литвы. Лидер этой партии – М.Слежявичюс возглавлял кабинет министров в 1918–1919 и 1926. Меньшим влиянием пользовались Социал-демократическая партия Литвы и Литовский союз таутининков (бывш. «Пажанга»). В подполье действовала Коммунистическая партия. Основными вопросами партийно-политической борьбы были вопросы конституции, земельной реформы, внешней политики. Ляудининки и социал-демократы, победившие на выборах в сейм в мае 1926, сформировали коалиционное правительство. Президентом Литвы стал представитель ляудининков К.Гринюс. Однако уже в декабре 1926 правые таутининки при поддержке христианских демократов осуществили государственный переворот, а с мая 1927 до 1936 правительство таутининков правило без сейма. Президентом Литвы в 1927–1940 был лидер таутининков А.Сметона. В 1936 все остальные партии были запрещены.

Одним из основных вопросов внешней политики Литвы был Вильнюсский вопрос. В октябре 1919 войска польского генерала Желиговского захватили Вильнюс и все попытки литовского правительства вернуть столицу, апеллируя к Лиге наций, закончились неудачей. В 1920 решением польского сейма Вильнюсский край был присоединен к Польше. В 1923 Лига Наций признала захват Вильнюса Польшей и только в 1939 СССР вновь отдал этот город Литве. Первым государством, признавшим независимость Литвы была РСФСР. В 1926 правительство ляудининков подписало с СССР договор о ненападении и нейтралитете. 10 октября 1939 был заключен советско-литовский договор о взаимопомощи, в соответствии с которым на территории Литвы для ее защиты от внешней агрессии располагались части Красной Армии. Народный Сейм, выборы в который состоялись 14 и 15 июля 1940, провозгласил установление в Литве советской власти и обратился в Верховный Совет СССР с просьбой принять республику в состав Советского Союза.

3 августа 1940 в соответствии с решением Верховного Совета СССР Литва стала частью Советского Союза. В сентябре-октябре 1940 была проведена земельная реформа, по которой землю получили около 75 000 безземельных и малоземельных крестьян, была установлена максимальная норма землепользования – 30 га на семью. Школы стали государственными, светскими. В начале 1941 была создана Академия Наук Литовской ССР.

Латвия

11 ноября 1920 был заключен мирный договор между Латвией и Советской Россией, в результате которого Латвия впервые стала независимым государством. В январе 1921 Латвия была признана de jure Англией, Францией, Италией, Японией. Постепенно стабилизировались отношения Латвии с соседями. В 1921 арбитражным путем была установлена граница с Литвой. 12 сентября 1934 подписан договор о сотрудничестве между Литвой, Латвией и Эстонией.

По конституции 1922 Латвия становилась демократической республикой. Законодательная власть находилась в руках парламента (сейма), исполнительную осуществляли президент и кабинет министров во главе с министром-президентом. Первым президентом стал Я.Чаксте.

Однако нестабильность внутриполитического положения Латвии привела в мае 1934 к государственному перевороту. Установилась диктатура во главе с президентом Карлисом Ульманисом. Все политические партии были запрещены, сейм распущен, Ульманис стал единоличным правителем страны.

Наши рекомендации