Механизмы и стратегии использования ИКТ государством
Для осуществления взаимодействия и коммуникации в Интернет пространстве правительства создают определённые площадки, которые можно классифицироватьпо трем группам в зависимости от разных стратегиям взаимодействия с интернет-сообществом, также для разных групп у пользователей данных проектов существуют разный набор возможностей их использования:
Первый тип использования онлайн-пространства заключается в привлечении пользователей для мониторинга функционирования властей локального уровня. Другим словами граждане получают доступ к информации на уровне «горожане-муниципальная власть»[34]. В рамках данного механизма взаимодействия власть достигает цели по формированию более прозрачного образа функционирования местных властей, а также повышению уровня подотчетности чиновников более низкого уровня.Инструментами влияния и взаимодействия на этом уровнеявляются районные информационные сайты и интернет-ресурсы, такие как порталы «Наш город», «Добродел», «Мой город» (аналог портала «Наш город» в регионах), а также сайты различных городских департаментов, где открыта возможность для формирования индивидуального обращения в виде жалобы или просьбы, которые направляются на рассмотрение локальным властям.
Тем не менее, такие проекты не имеют большой популярности серди пользователей, в связи с жесткой регламентацией формы обращения и сложностью пользовательского оформления сайтов. Так,например, на портале «Наш город» зарегистрирован 1 миллион пользователей[35], что является максимальным результатом среди порталом данной категории.Непопулярность указанных ресурсов может быть вызвана низкой информированность граждан о данных проектах, а также немотивированностью пользователей (в отличие от пользователей «Активного Гражданина», где помимо активной PR-кампании применяется стратегия поощрения пользователей за прохождение голосования).
Второй тип представляет собой совместное управление граждан и властей в административном процессе городской политики. Многие авторитарные правительства в рамках данного типа открыли пространство участия, которое объединяют инициативы граждан по вопросамчерез онлайн-платформы[36].Результатом соуправления является построение открытой̆ системы управления путем смещения парадигм от управления посредством чиновников к управлению горожан. Данный тип подразумевает возложение на граждан ответственности за благополучие на индивидуальном уровне, а также на уровне локального сообщества[37].
В России примером данного типа взаимодействия является правительственная петиционнаяонлайн-платформа, запущенная в 2013 году под лейблом «Российская общественная инициатива», в рамках функционирования которой инициативы, собравшие 100000 подписей отправлялись на рассмотрение в специальный законодательный комитет, и в случае успешного прохождения и доработки, принималась в качеств действующего закона.Однако проект «РОИ» характеризуется низкой эффективностью, поскольку на июнь 2016 года из опубликованных 8 000 инициатив набрали необходимое количество подписей менее 0,3% или менее 20 инициатив.
Третий тип онлайн-пространства взаимодействия с обществомконцентрируется на привлечении граждан к дискуссии планируемых изменений и законов (реже) в рамках механизма онлайн-консультации[38]. Данный тип взаимодействия не предполагает принятия к рассмотрению предложений и инициатив горожан, другими словами этот тип является самым закрытым и невосприимчивым с точки зрения внесения новых проблем на рассмотрение. Ключевая функция консультации заключается в выявлении потенциального недовольства предлагаемыми решениями конкретных проблем, в сборе информации о сферах жизни города, которые интересуют граждан больше всего, а также в том, чтобы оценить интенсивность поддержку плановых мер по изменению в политике города. Наиболее распространёнными методами консультации являются: в оффлайн сфере – местные собрания и публичные слушания, в интернет- пространстве главным каналом коммуникацииявляется проект «Активный Гражданин», применяемый правительством Москвы, который является уникальным, а также успешным правительственным проектом среди жителей. В первую очередь это отражается в количестве активных пользователей – на сегодняшний день эта цифра составила более 1 800 000 пользователей[39], что почти в два раза больше, чем количество пользователей портала «Наш Город».Более того на базе данного проекта в 2015-2016 проводились электронные публичные слушания, что также подтверждает роль платформы как консультативной площадки.
Данный тип квазидемократического участия общества в политическом процессе является самым распространённым из всех в рамках политического процесса недемократических государств, в частности вРоссии, поскольку данный тип характеризуется высоким уровнем контролируемости со стороны государственных акторов интернета (в случае «Активного Гражданина» – это правительство Москвы), так как именно государственные акторы формируют актуальную повестку/набор голосований, по которым гражданам предлагается выразить своё мнение, а также «сверху» формулируются вопросы и варианты ответов, что делает возможным представление на общественное голосование вопросов с некорректными (ценностно или эмоционально окрашенными) формулировками, которые приведут к необъективным результатам.