Глава 9. Франция в средние века
Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX-XIII вв.). Как самостоятельное государство Франциясуществует со времени раздела Франкской империи по Верденскому договору (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться «Францией» страна стала лишь в X в.
Условно история средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:
· период феодальной раздробленности (сеньориальной монархии) - - IX- -XIII вв.;
· период сословно-представительной монархии - - XIV- -XV вв.;
· период абсолютной монархии - - XVI- -XVIII вв.
В период феодальной раздробленности(IX- -XIII вв.) королевство фактически делилось на многие независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.
К X веку завершилось складывание двух основных социальных слоев феодального общества-- сеньоров и зависимого крестьянства. К этому времени сеньоры-бенефициарии добились превращения бенефиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король - - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов - - более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующихступеней:
· наверху стоял король - - сеньор;
· далее - пэры, то есть "равные королю", - - герцоги и графы;
· вассалы и подвассалы разных ступеней - - арьер-вассалы;
· на нижней ступени - - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие (табл. 2).
Таблица 2.
Король - верховный сюзерен всех феодалов, но: «вассал моего вассала – не мой вассал» | |
Вассалы I ступени | Крупные светские и духовные феодалы; герцоги, графы, князья, архиепископы, епископы |
Вассалы II ступени | Бароны, маркизы |
Мелкие дворяне | Рыцари (не имели своих вассалов, в их непосредственном подчинении находились крестьяне, которым они отдавали земли в держание) |
В основе вассалитета лежало наделение землей – феодом | |
Феод - наследственная земельная собственность, которая давалась под условие несения военной службы, военной или денежной помощи и верности своему сюзерену |
Вассалитет устанавливался:
Оммажем – присягой на верность: вложив свои руки в руки сеньора, вассал объявлял себя его "человеком". Сеньор отвечал "поцелуем мира" | ||
Затем следовала инвеститура - передача феода, совершаемая через символическое вручение перчатки | ||
Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Однако, согласно средневековой поговорке, «если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана - - на его земле».
Первоначально положение лично зависимых сервов было близко к позднеантичным рабам - - часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, часть трудилась на выделенных им мелких земельных наделах. Сервы подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах. Так, напрмер, они не имели права перехода из сеньории в сеньорию, отчуждения земельного держания, свободы наследования, а также выбора брачного партнера.
Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности касались не личности, а земельного надела), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также возможность переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.
Начиная с X в., развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых, основанных еще римлянами, городов как центров ремесла и торговли. Правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально зависимых людей. Хотя по другой средневековой французской поговорке «воздух города делал человека свободным» достаточно было беглому серву прожить один год и один день в черте городской коммуны, как он приобретал статус свободного горожанина.
В период феодальной раздробленности король, номинальный глава государства, избирался крупными землевладельцами - - вассалами короля и высшими иерархами церкви.
В органах центрального управления дворцово-вотчинная система была совмещена с управлением, основанным на вассальных отношениях:
· дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);
· управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.
Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.
В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция - - судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились.
Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, несением которой они были обязаны своим сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.
Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии.Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Возникает специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих условиях увеличилась численность населения городов и усилилось их влияние в стране.
С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии.Это стало возможным ввиду того, что:
· укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов: благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархам финансовую помощь;
· вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде получить защиту своего привилегированного положения силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей.
Схематично события этой эпохи представлены в табл. 3.
Таблица 3.
Генеральные штаты – парламент средневековой Франции Филипп IV Красивый в 1302 г. впервые созвал Генеральные штаты, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы. Это высшее сословно-представительное собрание состояло из депутатов всех трех сословий: духовенства, дворянства и представителей «третьего сословия» - горожан. Главная функция Генеральных штатов - разрешение (вотирование) налогов. 1357 г. - Великий мартовский ордонанс. Генеральные штаты получили право: 1. Собираться три раза в год, не ожидая королевского соизволения. 2. Назначать королевских советников. 3. По своей воле разрешать налоги или отказывать в них. Программа мартовских реформ 1357 г. действовала около полутора лет. После Столетней войны значение Генеральных штатов падает (реформа Карла VII о введении прямого постоянного налога, взимаемого без согласия штатов). |
В XIV-XV вв. практически завершилось формирование наследственных сословий. Французское общество было разделено на три сословия:
· сословие духовенства;
· сословие дворянства;
· «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне.
Первые два сословия были привилегированными, поскольку они освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.
Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования - - серваж вытесняется цензивой.
Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз - - твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее - - с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.
Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии. Обычно началом периода сословно-представительной монархииво Франции (XIV- -XV вв.) считают созыв в 1302 г. Генеральных штатов - - высшего органа сословного представительства.
Французские Генеральные штаты 1560—1561 гг. На возвышении под балдахином сидят: юный король Карл IX и его мать — королева Екатерина Медичи. Справа и слева от них — члены королевской семьи. Впереди — высшие сановники королевства. За столом — четыре секретаря. Слева в углу — делегаты двух первых сословий Франции: дворянства и духовенства. Справа в углу — делегаты третьего сословия. Представители трех сословий обычно заседали порознь. Совместное заседание делегатов всех трех сословий допускалось при торжественном открытии Генеральных штатов, которое изображено здесь. Рис. 2. |
Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Общефранцузские Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других. Членов первой палаты составляло высшее духовенство; второй - - депутаты от дворянства; в третьей заседали выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сословия".
Каждая палата имела только один голос независимо от числа представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов (табл. 3, рис. 2).
Значение Генеральных штатов возросло в XIV в., во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах.
В этот период Центральными органами управления были:
1. Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления;
2. Счетная палата, созданная в XIII в. реформами Людовика IX, ведавшая финансами.
Важнейшими должностными лицами были:
· канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. Во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под руководством канцлера составлялись проекты ордонансов;
· коннетабль - - командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;
· камерарий - - казначей;
· папашины - - королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.
Некоторые изменения произошли в системесудебных учреждений, так например, королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную: значительно расширилась юрисдикция королевских судов; они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда. В то же время судебные органы еще не были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирование централизованной судебной системы.
Во времена праления короля Людовика IX (XIII в.) была проведена реформа, направленная на укрепление власти монарха и был создан специальный судебный орган - - Парижский Парламент. В дальнейшем он стал высшим апелляционным судом королевства. Парламент рассматривал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя таким образом контроль над местными судами (табл. 4).
Таблица 4.
Борьба королей Франции за "собирание" земель XI в. - - Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств - - Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств - - Анжу, Тулуза, Шампань и др. Королевский домен (личные владения короля) не выходил за пределы небольшого района во главе с Парижем и Орлеаном. XII-XIII вв. - - "собирание" земель королями различными путями: при помощи завоеваний, выгодной женитьбы, получении владений при нарушении присяги и т.д. Филипп II Август (1180-1223 гг.) - - к домену были присоединены Нормандия, Мен, Анжу, Тулуза. Домен увеличился в пять раз. Людовик IX Святой (1226-1270 гг.). Реформы: 1) судебная - - создание верховной судебной палаты страны - - Парижского Парламента, в котором служили профессиональные юристы - - легисты. Запрещение судебных поединков. 2) военная - - установление "40 дней короля" - срока, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать правосудия и защиты у короля. 3) монетная - - введение единой для всей страны полновесной золотой монеты. Филипп IV Красивый (1285-1314 гг.) - - к домену были присоединены Шампань и Наварра. Столкновение Филиппа IV с папой Бонифацием VIII по поводу обложения налогами церковных земель. Авиньонское пленение пап (1309- -1378 гг). |
Правосудие на местах от имени короля вершили чиновники - - бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.
Примерно в то же время церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанционную систему, которая включала в себя:
1) низшую инстанцию - - суд официалов, специальных уполномоченных епископа;
2) вторую инстанцию - - суд архиепископа;
3) суд кардинала;
4) высшую инстанцию - - суд римской курии, который рассматривал наиболее важные дела.
К XIV в. относится создание специального органа уголовного преследования и обвинения - - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии ("интересы короны").
Вторая половина XIV в. и первая половина XV в. ознаменовались тем, что в ходе военных реформ королевская армиястановится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой организацией. К этому времени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т.д.). Офицерские должности занимало дворянство.
Общественный строй Франции в период абсолютной монархии.Возникновение абсолютной монархии во Франции ученые относят к XVI в. Появление этой новой формы монархического правления вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве.
Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их (табл. 5)
Таблица 5.
Основные черты абсолютной монархии 1. Создание разветвленного бюрократического аппарата. 2. Создание профессиональной армии - опоры абсолютизма. 3. Усиление карательных органов. 4. Деятельность сословно-представительных органов сводится «на нет» или они распускаются. 5. В городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур. 6. Сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, - - феодальные платежи, церковная десятина и т. д. |
В XVI в. французская монархия уже утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.Первые два сословия - - духовенство и дворянство - - полностью сохранили свое привилегированное положение. При 15 млн населения страны в XVI- -XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству - - около 400 тыс. человек. Подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав которого вошло и крестьянство).
Духовенство, было очень неоднородно и проявляло единство только в стремлении удержать сословные и феодальные привилегии. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия.
Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало Дворянство, однако произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предоставлялся также в результате пожалования специальным королевским актом.
Третье сословие также было неоднородно, происходила социальная и имущественная дифференциация. В результате этого на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные, а на верхних - - те, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии. Высшей ступени своего развития Французский абсолютизмдостиг в период правления Людовика XIV (1661- -1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - - наследный глава государства - - обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться.
Однако с XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль, поскольку вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития. Кроме того, нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - - поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары, вела войны против иностранных держав - - конкурентов в торговле, основывала колонии - - новые рынки сбыта.
Ко второй половине XVII в., капитализм достигает такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратиларанее присущие ей относительно прогрессивные черты.
Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали: привилегии духовенства и дворянства; феодальные порядки в деревне; высокие вывозные пошлины на товары и т. д.
С укреплением абсолютизма вся государственная властьсконцентрировалась в руках короля.
Деятельность Генеральных штатовпрактически прекратилась: они собирались очень редко. Последний созыв был в 1614 г., следующий - - накануне революции в мае 1789 г.
С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.
Поскольку рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:
1) унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно вытеснялись во второстепенную сферу государственного управления;
2) учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замешались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления. Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - - представители старых и новых учреждений.
В это же время существовали специальные советы, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали. Тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государственных секретаря - - по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора. Большую роль и влияние приобрели откупщики косвенных налогов, они же - - государственные кредиторы.
В местном управлении, как и в центральных органах, существовали две основные категории:
1) утратившие значительную часть своих реальных правомочий сенешалы, бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались родовитой знатью;
2) фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.
Сам король возглавлял судебную систему, причем он мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело. В судопроизводстве существовали несколько видов судов: королевские суды; сеньориальные суды; городские суды; церковные суды и др.
В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) королевской юрисдикции стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.
Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с незначительной суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотажных, бальяжных и судов парламентов.
Функционировали также и суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели Счетная палата, Палата косвенных налогов, Управление монетного двора. Во Франции были суды морские, таможенные и военные.
Создание постоянной армиикак опоры короля при абсолютизме фактически завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и из уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер. Французская армия эпохи абсолютизма была самой крупной в Европе и насчитывала более 600 тысяч человек (табл. 6).
Таблица 6.
Французский абсолютизм - наиболее завершенная модель (классический вариант) абсолютного самодержавного правления. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются: 1) полного контроля над всеми провинциями; 2) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства; 3) создания разветвленного бюрократического аппарата; 4) создания постоянной армии (нач. XVII в.) взамен временных наемных войск периода сословной монархии; 5) уничтожения автономии городов; 6) прекращения созыва Генеральных штатов; 7) полной зависимости церкви от власти короля (все назначения на церковные должности исходят от монарха). |
Право средневековой Франции. К XI в. наиболее характерной формой земельной собственностиво Франции становится феод. Однако право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.
Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян. Для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а только в соединении с работником, ее возделывающим. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. Когда с XIII в. форма крестьянского землепользования меняется, и серваж вытесняется цензивой,крестьянин-цензитарий освобождается от личных повинностей и получает большую свободу распоряжения землей. С согласия собственника и при уплате особой пошлины крестьянин имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.
В период феодальной раздробленности договорные отношенияво Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.
В X- -XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.
Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем - - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать вещи, которые еще не были изготовлены.
В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог произвольно повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.
Брак и семьяво Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI- -XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, исходя из которого, при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.
Личные отношения супруговопределялись в основном каноническим правом, что подразумевало главенство мужа в семье, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Принаследовании по законунаиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещаниюполучило распространение сначала на Юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.
В начале периода феодальной раздробленности, в IX- -XI вв., преступлениево Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц.
Наказаниясводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI- -XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие негативные явления уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.
В период сословно-представительной монархии и особенно в период абсолютизма, с централизацией государства и усилением королевской власти, сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. В королевском законодательственаказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого.
Целью наказаниястали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично с тем, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.
Видами наказаниябыли: смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.); членовредительские и телесные наказания; тюремное заключение; конфискация имущества - - в качестве основного и дополнительного наказания.
Допрос еретика Рис. 3. |
Судебный процессдо конца XII в. носил обвинительный характер.Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса (рис. 3).
Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки.
Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д.
При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.
Контрольные вопросы
•В результате чего было образовано государство Франция?
• На какие периоды можно разделить государственность в средневековой Франции?
• В чем сущность реформ короля Людовика IX в XIII в.?
• Что такое французские «Генеральные штаты»?
• Назовите отличительные особенности абсолютизма во Франции.
• Перечислите основные источники средневекового права Франции.