Внешние функции государства и формы осуществления функций
Внешние функции государства — это основные направления его деятельности во внешней политике, в отношениях с другими государствами. Перечень внешних функций государства также не является однозначным. Однако несомненно, что среди них на первое место в истории государства всегда ставится функция обороны страны.
Функция обороны, охраны границ государства — это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вспомним, что само государство в большинстве случаев вырастает из органов военной демократии. Превращение народного ополчения, военной дружины в институт государства — армию было непременным условием возникновения и функционирования государства. Военные структуры были первыми государственными структурами. Вооруженные силы, необходимый институт государства создавались прежде всего для обороны государственно организованного общества от поползновений соседей. Эта функция, безусловно, выражала общие интересы всего общества, зачастую становилась делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его нормального существования.
С функцией обороны сопряжена другая, противоположная,-^н/с^ыя захвата чужих территорий и сфер влияния.
Вся история человечества — это во многом история войн, военных конфликтов. Богатства одних народов привлекают алчные взоры других народов, в особенности их господствующей элиты. Все крупные государства, империи создавались главным образом путем военного захвата чужих территорий и покорения, военного подавления других народов. Вспомним империю Александра Македонского, Римскую империю, Оттоманскую империю, Российскую империю.
В период рабовладения войны были и необходимым условием существования самого рабовладельческого способа производства, ибо поставляли для него рабов.
В Новое время путем захватов создавались колониальные империи, например Британская империя.
Из двух этих внешних, сопряженных друг с другом функций на первый план выходила то одна, то другая, что зависело во многом от военной мощи государства. Сильные государ-
ства вели захватническую политику, слабые — оборонительную. Войны, как известно, — это продолжение политики государства, но в других формах. И в войнах как форме политики проявляются в первую очередь экономические интересы государства, правящей элиты. В истории известны войны династические, национальные, мировые.
Ныне мировое сообщество создало определенные инструменты по предотвращению войн: ООН, Совет безопасности. Однако и это не исключает войны локальные, отсюда и необходимость сохранения функции обороны. В этих целях зачастую создаются оборонительные военные союзы государств. Функция прямых захватов территорий ныне все более превращается в функцию овладения сырьевыми ресурсами других стран, в которой решающими являются экономические рычаги влияния, которые зачастую поддерживаются ^военным пугалом» сильных экономически и в военном отношении держав.
В недалекомпрошлом противостояние мировых держав — США и СССР существовалоугроза мировой ядерной войны. Хотя возможность такой войны значительно уменьшилась, но полностью не исключена,ибо мы наблюдаем расширение«клуба ядерных держав».Футурологи предсказывают возможность в будущемвойн пивилизационных,войн междуцивилизациями, и прежде всего междухристианской и мусульманской. Мы уженыне наблюдаем военные конфликты на дуге соприкосновения этих двух цивилизаций.Задача человечества,и прежде всего народов этихцивилизаций, предотвратить войны, которые по своей разрушительности,могут бытьбеспрецедентными.
Отсюда в современных условиях у государств возникает новая функция — функция обеспечения мира и поддержания мирового правопорядка, основанного на международном праве.
Основополагающими актами международного правопорядкаявляются УставООН и международные договоры о запрещении испытанийядерного оружия в атмосфере, договоры о сокращениистратегического ядерного оружия, обычных вооружений, Конвенция о запрещениихимического оружия, его уничтожении и т. д.
В эту функцию ныне входит также борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотических средств. В этом плане
значительная роль принадлежит международным институтам:
ООН, Совету Безопасности, Международному суду, Интерполу и др.
Поддержанию мира и международного правопорядка несомненно способствует осуществление такой внешней функции как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта и др как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В последнем случае большое значение имеют различного рода специализированные международные организации. -
Формы осуществления функций государств. Все функции государство осуществляет в правовых формах: путем право-творчества, издания законов, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности за исполнением законов (см. также 12.5).