Нефть и нефтедобыча в современной политике России (общая характеристика, транспортировка, и геополитическое значение)
Современная индустриальная цивилизация во многом является цивилизацией нефти. Горюче-смазочные материалы, тепло, электроэнергия, пластмассы, асфальт — продукты переработки нефти, без которых трудно представить современную жизнь. Поэтому запасы нефти и их территориальное расположение имеют стратегическое значение для национально-государственных интересов индустриальных стран и существенно влияют на формирование политики этих стран. Нефть — основной источник энергии в современном мире (нефть – это 39,5 % энергии мира: уголь, газ, гидроэлектростанции, атомные станции).
Самые большие полностью доказанные запасы нефти у Саудовской Аравии (27%,), по 8—10% у Ирака, Ирана, Кувейта и ОАЭ. Таким образом, странам Персидского залива принадлежит около 60 % всех неоспоримо доказанных запасов нефти (для справки: ОПЕК – организация стран-экспортеров нефти: Саудовской Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Венесуэла, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, Эквадор). Крупнейшие потребители нефти – страны ЕС, глее практический использованы собственные ресурсы (ну правда еще есть: на полях Румынии, в Венгрии, шельфы Сев. Моря, Норвегия). Потребление нефти в России – 100 млн. т в год.
Нефтяные резервы России оцениваются неоднозначно. По «оптимистическим» оценкам наши запасы составляют 12-17% мировых, по «пессимистическим» не более 4 %. В настоящее время в нашей стране добывается ежегодно свыше 400 млн. т нефти. Значительная часть российских запасов нефти располагается в труднодоступных районах «севера» или на шельфе замерзающих зимой морей. Основные запасы нефти в России сосредоточены в Западной Сибири, Восточной Сибири и на Севере (70% производства нефти) – Тюмень, Устилинск, Хантымансиский регион. Потенциальные места добычи нефти также расположены там.
Поволжско-Уральской регион обеспечивает около 25% добычи нефти (В РТ – 30-32 млн.т в год, в Башкирии – тоже так, в Удмуртии – 7 млн. т в год) .Это не так много ( следовательно, территории до Урала – не дают и 100 млн. т в год)для 420 млн. т которые добываются в год.
Есть так же нефтедобыча на Юге – Адыгея, Майкоп, Краснодар. край.
Для РФ нефть – это, прежде всего, часть валютной выручки (экспорт углеводорода). Поэтому нефть имеет стратегическое значение для РФ (и для стран ЕС, США, Японии и Китая – они тоже не могут игнорировать надежные, долговременные поставки нефти в свою страну) - с точки зрения экономической и энергетической безопасности.
По различным данным, существенными запасами нефти богато дно Каспийского моря (от 2,5 млрд до 10 млрд т). Однако Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран пока не могут договориться о принципах раздела Каспия (по дну или ориентируясь на понятия «прибрежных» и «нейтральных» вод). Несмотря на недавно заявленный скепсис главных нефтяных концернов мира относительно богатств Каспия, США уже объявили этот регион зоной своих национальных интересов. В контексте геополитического мышления и чеченские войны можно во многом объяснить борьбой за контроль над трассами будущих нефтепроводов для каспийской нефти. Конкурирующими являются проекты трасс через Россию (через или рядом с территорией Чечни), через Грузию в Турцию (Баку-Тбилиси - Джейран). Вряд ли в этом заинтересованы арабские «нефтяные шейхи», щедро дающие деньги на «борьбу за свободу Чечни».
Транспортировка.
Основной инструмент транспортировки в РФ – это трубопроводы, т.к. реки в России текут не поперек, а вдоль, поэтому транспортировка по ним затруднена(для справки; по воде нефть перевозят в цистернах или танкером). Трубопровод – это труба большого диаметра, прочная, выдерживающая большое давление (объект повышенной экологической опасности).
У нас есть магистральные нефтепроводы:
1. Волго-Уральская система -связана с транспортировкой нефти Поволжья на Запад и на Восток. (Альметьевск – Нижний Новгород- Рязань- Москва; Нижний Новгород –Туймазы- Омск-Ангарск).
Крупнейший нефтепровод «Дружба», проходит по территории Украины, Белоруссии, Латвии.
Направление: Альметьевск – Пенза – Мозырь (разветвляется северное (по территории Болгарии в Польшу и Германию) и южное (на Украину, дальше в Венгрию, Чехию) – дальше в Латвию и Литву.
2. Западно-Сибирская система –от Сургута и Нижневартовска к нефтепроводу «Дружба».
Направления: Ангарск – Дацин; Сургут – Самара; Нижневартовск – Казахстан; Нижневартовск – Одесса; Сургут – Новороссийск ( - единственный порт, оборудованный нефтетерминалами).
3. Северо-Кавказская система: Грозный – Армавир – Туапсе; Грозный – Махачкала.
Из других магистральных систем можно выделить: нефтепровод в районе центральной системы (для перегонки нефти из Коми); на Дальнем Востоке: Сахалинск – Комсомольск на Амуре.
Потребление нефти. Основную массу нефти (до 2/3) потребляют экономики США, Японии и Западной Европы (в среднем 75 млн баррелей в сутки).
Сегодня активно эксплуатируются источники нефти в Северной Африке и в странах Персидского залива, как наиболее близкие к потребителям из стран Западной Европы и Северной Америки и легкодоступны с точки зрения морской транспортировки. Но данные источники не бесконечны, поэтому многие страны уже ищут альтернативные источники. И США ищет и альтернативные источники, возлагая надежды на Канаду и разрабатывая проекты сближения с РФ (а также вынашивая планы альтернативных нефтепроводов, обходя РФ). В современных условиях Россия может претендовать примерно на 10% американского рынка, что существенно бы сближало наши страны геоэкономически и, соответственно, политически. Однако все это не столь однозначно, так как Россия стремится не присоединяться напрямую ни к одному из игроков на «мировой шахматной доске» и пытается занимать «равноприближенную» позицию по отношению к Евросоюзу, США и странам Азяатско-тихоокеанского региона (АТР). В этом регионе за доступ к российской нефти уже намечается конкуренция между Китаем и Японией. Китай лоббирует проект нефтепровода из Ангарска в направлении китайского города Дацин, а Япония отстаивает приоритетность сооружения из Ангарска нефтепровода в Тихоокеанском направлении и нефтяного терминала в порту Находка. Поэтому все, что касается нефтяного вопроса, всегда связано с конкуренцией.
Россия усиленно наращивает темпы экспорта, но рост нефтяного экспорта из России сдерживается отсутствием достаточного количества трубопроводов (так, пропускная способность основного «западного» нефтепровода «Дружба» уже явно недостаточна) и нефтяных терминалов в имеющихся портах. Впрочем, сейчас они уже полным ходом сооружаются в портах под Санкт-Петербургом и в Находке.
Проблема в том, что разведанных запасов нефти, по самым оптимистическим прогнозам, нам хватит лет на 20—25. А дальше что? Хорошо, если у Правительства есть продуманная стратегия в этом вопросе и активно готовятся альтернативные технологии в энергетике (например, технологии сжигания водорода – как в развитых странах). В противном случае Россию могут ждать энергетические проблемы.